Цель: совершенствовать умения определять род и число имени существительного в речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательная. К концу урока мои ученики:
будут знать: род и число имени существительного; будут уметь: правильно
задавать вопросы, употреблять существительные в нужной форме; приобретут
навыки: находить существительные и правильно определять их род и число в
словосочетаниях и предложениях;
Коррекционно-развивающая: корректировать
аналитико-синтетическую деятельность, познавательные процессы; развивать
устную и письменную речь обучающихся; содействовать развитию у детей
умений осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию учебной
деятельности.
Коррекционно-воспитательная: формировать социальные представления об окружающем мире, воспитывать положительные межличностные отношения.
Дидактические материалы к учебному занятию: карточка № 1
"Индивидуальная дифференцированная работа"; карточка № 2
"Дифференцированный текст"; план урока на стенах класса; опорные слова
для проведения игры "Молчанка"; сигнальные карточки.
В классе 7 обучающихся. По классификации В.В. Воронковой дети делятся на группы: 2 человека; 3 человека; 2 человека.
Усвоение программного материала соответствует оптимальному уровню. При
подготовке к уроку я учитываю личностную незрелость детей с нарушением
развития, которая проявляется в несформированности учебной мотивации,
слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. В 2007 году
познакомилась с "Технологией встречных усилий учителя и ученика".
Изучила теоретические положения, а затем решила применить ее в своей
практической деятельности.
На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие
активизировать и соединять усилия учителя и учеников в процессе
познания.
Считаю, что данная технология применима для работы в специальном
(коррекционном) учреждении, так как она позволяет применять
коррекционные приемы с учетом психофизических особенностей ребенка. Её
системное применение способствует последовательности, поэтапности и
системности, что является необходимым условием достижения результатов,
повышения мотивации у обучающихся. В данный урок внесла свои
опробованные приемы, учитывая специфику нашего образовательного
учреждения, уровень развития обучающихся.
На уроке использовала следующие коррекционные приемы: соотношение
прилагательного к форме существительного, развитие общей моторики,
слухового восприятия, пространственной ориентации.
Цель: коррекция аналитико-синтетической деятельности; развитие
устной речи обучающихся; содействие развитию у детей умения осуществлять
самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию учебной деятельности.
В урок также включены элементы:
здоровьесберегающих технологий, позволяющих сохранять обучающимся работоспособность в течение всего урока;
структурно-логической – поэтапное повторение данной темы, обеспечивающей логическую последовательность.
На уроке созданы условия для активной деятельности обучающихся: смена
динамических поз, "Игра в снежки" (развитие общей и мелкой моторики).
Обучающиеся учатся добывать самостоятельные знания: работа в парах, с
дифференцированным текстом.
Считаю, что работа в парах, способствует формированию коммуникативных навыков:
улучшению взаимоотношений в детском коллективе;
умению принимать мнение другого человека;
свободе выбора: ученику всегда дается право выбора;
развитие коллективизма.
Для реализации поставленной цели и задач использовала методы обучения:
словесный, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный. Применение наглядных средств, ИКТ (слайды) помогает
также развить умение организовать собственную умственную и физическую
деятельность, позволяет активизировать внимание, улучшить восприятие,
понимание и запоминание учебного материала. Использованы следующие формы
работы: индивидуальную, в парах, фронтальную.
Важным аспектом урока считаю рефлексивный этап и оформление домашнего
задания: каждый обучающийся отвечает для себя на вопросы в конце урока
"понравилось - не понравилось" и получает домашнее задание согласно
уровню усвоения программного материала. Сама технология встречных усилий
– личностно-ориентированная, а потому – здоровьесберегающая. Описание урока
Цель этапа: Организация внимания и внутренней готовности к получению знаний
-Приветствие.
-Доброе утро! Я рада приветствовать вас!
Приём: Удивляй!
Учитель читает загадку:
Запорошила дорожки.
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Прием «Встреча точек зрения».
-Как думаете, о каких словах будем говорить? Ваша точка зрения.
2.Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущей теме – 3 минуты
Цель этапа: Концентрация внимания, подготовка к новой теме
Оборудование: Слайд №2
Цель этапа: Коррекция зрительного восприятия и моторики,
1.Работа с поговорками. Подготовка детей к правильному выполнению задания.
-Составь правильно поговорки.
Дети составляют поговорки с картинками. На картинках 4 времени года: зима, весна, лето, осень.
Оборудование: Карточки с разрезанными сюжетными картинками и разрезанными поговорками
Метод: наглядный
Приём: «повтор с расширением» Форма: работа в парах
Цель этапа: Развитие связной речи, умения соотносить картинку с записью
2.Дифференцированная работа
- Подберите подписи к пословицам поговоркам:
1.Холод, мороз, жара.
В зимний … всякий молод.
… не велик, да стоять не велит.
-Что пропущено в этих поговорках?
-Как вы понимаете смысл поговорок?
-Какая это часть речи?
-Определите род этих существительных.
-О чём мы будем говорить сегодня?
- А теперь решим проблему: сколько предметов обозначает каждое слово? Можно ли определить род?
Дети подбирают подписи к картинкам. Проверка: чтение записи
Оборудование: Карточки с предложениями – поговорками. Слайд №3
Метод: наглядный
Приём: опрос
Метод: частично – поисковый.
3.Физпауза для глаз – 3 минуты
Упражнение «Бегущая восьмёрка»
Обучающиеся выполняют движения
Оборудование: Слайд№4
Технология:здоровьесберегающая
(Базарнов В.Ф.)
– 8 минут
Цель этапа: Актуализация опыта учащихся. Организация
познавательной деятельности. Вызвать интерес к изучению темы урока.
Устранить в ходе игры обнаруженные пробелы в знаниях.
Формировать орфографическую зоркость.
3.Минутка чистописания
-Отгадайте загадки.
Отгадки записываем на доске (цепочкой) и в тетради столбик.
- Отгадайте загадки.
Отгадки записываем на доске (цепочкой) и в тетради столбик с большой буквы.
- Объясните свои отгадки.
На прогулке бегуны одинаковой длины,
Через луг бегут к берёзке, тянут ровные полоски(лыжи).
Две плетёнки, две сестрёнки из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять - так одевать, чтоб не мёрзли 5и5(варежки).
Что за звёздочки такие на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке? (снежинки)
Какой темой объединены все эти слова? (зима, зимние забавы).
Какие ещё зимние забавы вам знакомы? (снежки, снежная крепость и т. д.).
Сколько предметов обозначает каждое слово? В каком числе стоят все эти слова'
Можно ли определить их род?
Поставьте слова в единственном числе и определите род. (рядом через чёрточку)
4.Словарная работа игра «Игра в снежки».
При попадании в круг, учитель переворачивает его и открывает буквы (снежинка).
-Сколько слогов в слове? Поставьте ударение. Найдите «опасное место» в слове. Запишите слово в тетрадь.
5.Игра «Молчанка»
У учителя карточки со словами-помошниками, при помощи которых можно легко определить род имени существительного.
Учитель показывает карточки с именами существительными:
Лыжа
Варежка
Снежинка
Коньки
Сосулька
- На какие вопросы отвечают слова?
- У каких существительных мы не можем определить род? --Какого рода могут быть существительные?
Дети слушают, выбирают и объясняют свой выбор. Дети отмечают ошибкоопасные места фонариками.
Списывают.
Один ученик комментирует. Проговаривание.
Дети бросают снежки.
Три слога, ударение падает на 3-ий слог.
«Ошибкоопасное место» – гласный е.
Дети записывают.
Учащиеся поднимают карточку с соответствующими словами-помошниками :
он мой
она моя
оно моё
Оборудование: слайд №5
Методы: частично-поисковый.
Объяснительно-иллюстративный, коррекционный прием,
направленный на формирование пространственной ориентации. Форма:
фронтальная, индивидуальная.
Приём: игровой.
Приём: «исключи лишний предмет».
Приём: игровой.
Метод: словесный, наглядный. Форма: фронтальная.
4.Постановка учебной цели, вызов, обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.
Цель этапа: Привлечение внимание к новой теме, вызов интереса к изучению темы урока.
– 12 минут
Цель этапа: Вырабатывать умение классифицировать предметы,
формировать временные понятия
1.Беседа.
(учитель вывешивает на доске таблички М.Р., Ж.Р., С.Р.
Найдите глазами расклеенные на стенах класса карточки
разного цвета. Уч-ся 1ряда должны взять карточки жёлтого цвета, уч-ся 2
ряда - синего. На обратной стороне надо прочитать слово определить его
род и поместить в один из столбиков на доске.
(Буран, варежка, кормушка, снегопад, облако, каток, хоккей, солнце, карандаш, книга, ёлка, мороженое).
Проверка: я читаю слова в каждом столбике, а вы хлопайте в ладоши, если найдёте ошибку.
- Какие слова здесь лишние? Почему? (карандаш, книга - т. к. они не о зиме).
- Придумайте предложение с любым словом (устно).
Дифференцированная работа.
- На столе лежат карточки. Прочитайте задание.
Вставить пропущенные слова. Определить их род. (для слабых - на карточке даны слова для справок).
-Что заметили? (пропущены слова).
- Можно ли догадаться, какие слова пропущены?
-Прочитайте, как будут звучать ваши предложения.
- Впишите слова, определите самостоятельно их род.
- Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте их и поставьте оценку друг другу.
Учебный диалог.
Учащиеся читают словосочетания в тетрадях. Выполняют взаимопроверку.
Исключают лишний предмет
Самостоятельная работа по карточкам.
Взаимопроверка.
Приём: «Необычное в обычном» (Учащимся предлагается выбрать, из того, что они знают, то, что может пригодиться в жизни)
5. Физминутка – 2 минуты
Я мороза не боюсь, (шагаем)
С ним я крепко подружусь (хлопаем)
Подойдёт ко мне мороз, (шагаем)
Тронет пятки, тронет нос, (приседаем)
Значит, надо не зевать, (хлопаем)
Прыгать, бегать и играть. (прыгаем)
Обучающиеся выполняют движения, произносят стихотворение
6. Этап сотворчества: соединение воедино усилий всех участников
– 5 минут
Цель этапа: Развитие памяти, связной речи
1.Беседа «Первые признаки зимы».
- Какие первые признаки зимы вы знаете?
2.Работа с деформированным текстом
- Мне пришло письмо. Я ничего не пойму. Какие – то точки. Я
думаю, вы мне поможете расшифровать его. Детям раздаётся текст на
листочках.
Наступила морозная … . Падает белый, пушистый … . Намело высокие… .
Учитель читает монотонно, удивлённо.
-Попробуем расшифровать?
-В классе развешаны слова, которые надо вставить вместо точек (зима, снег, сугробы).
- Придумайте название к тексту. (Зима. Пришла зима)
- Решим проблему : благодаря каким словам предложения стали красивыми, полными, получили окраску.
Дают ответы по первым признакам зимы.
Снег, морозец, вода в лужах замерзает и т.п..
Работа обучающихся в индивидуальных карточках. Вписывают в текст пропущенные существительные.
Проверка:дети читают предложения и сравнивают их с образцом, высвечиваемым на слайде.
Оборудование: Карточки
Методы: словесный, наглядный.
Приём: работа по карточкам,
Форма: фронтальная.
Приём: решение проблемной ситуации.
Цель этапа: Развитие связной речи, умения слушать
4.Составление связного рассказа по наводящим вопросам,
данными учителем, с использованием опорного плана. (Для
учеников 3 группы – карточки – подсказки с первыми словами в
предложениях)
Дни _______ _________.
Небо ______ _________.
Солнце ____ _________.
Какую одежду носят люди зимой?
Сделаем вывод.
-Дни стали короткие.
-Небо покрыто тучами.
-Солнце светит неярко
-Часто идет снег.
-Дует холодный ветер.
Вода в реках и озерах замерзла.
-Люди надевают шубы и теплые сапоги.
Оборудование: Карточки - подсказки
Приём: продолжи предложение.
Метод: наглядный, словесный.
Форма: фронтальная.
Метод: проблемный.
7. Рефлексивный этап урока – 5 минут
Цель этапа: Осмысление результатов работы.
Вы хорошо работали. Приближается один из самых любимых праздников у взрослых и детей. Какой?
-Какие главные приметы праздника вы знаете?
Мы уже украсили класс, а сейчас давайте подготовим к празднику самую главную красавицу.
- Чтобы её украсить, найдите игрушки под крышкой парты.
Игрушки не простые, а с заданием. Их можно повесить на ёлку, только
подобрав к существительному прилагательное и определив род
существительного
Выполняется под музыку.
-Закройте глаза, опустите голову, расслабьте плечи. Вспомните, чем мы занимались на уроке? О чём говорили?
-Где пригодятся в жизни знания по этой теме?
-Попробуйте ответить для себя, что «понравилось - не
понравилось» на уроке. Выставление и комментирование оценок за урок.
Отвечают на предложенные вопросы. Проводят самоанализ своей работы на уроке по наводящим вопросам.
Оборудование: Слайд№7
Приём: «Знаю - не знаю»
Дифференцированная домашняя работа: Задание на дом: карточки с заданием.
Продолжи перечисление:
м. р. ж. р.
Зимой часто бывают: иней, метель, ..., ..., ..., ..., ..., ...,
Определи род имён существительных.
Учитель. Из волшебного домика я дарю вам заготовки для
новогодней открытки. Это раскраски, которые вы можете превратить в
красочные открытки. Потом мы будем учиться писать адрес. Желаю вам
хорошего настроения! Спасибо за урок!