Методическая разработка открытого урока по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" с использованием ИКТ. Цель урока: сформировать навыки правильного написания –ться/-тся в глаголах
Задачи
Образовательные:
Повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, Ь знак после шипящих в глаголах;
Отработать способ действия при выборе;
Выработать умения различать существительные на –ца от глаголов на –ться/-тся.
Методы:
По источнику полученных знаний: иллюстративно-наглядные, словесные, практические
По способу организации познавательной деятельности: Объяснительно- иллюстративный, проблемный, частично-поисковый
Формы работы:
Коллективная , групповая, индивидуальная
Средства обучения:
Учебник, тетради, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийная презентация
Обоснование: предметная неделя русского языка и литературы.
Детальный план урока:
І. Оргмомент
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Садитесь. Вы, конечно же, обратили внимание на то, что у нас на уроке
присутствуют гости. Как вы думаете, что привело их к нам на урок?
Ответы учащихся: Неделя русского языка, хотят убедиться в наших знаниях по русскому языку и т.д.
Учитель: А для чего мы изучаем русский язык?
Ответы учащихся: чтобы уметь читать, писать, спросить, общаться и понимать других.
Учитель: Слова какой части речи мы употребили?
Ответы учащихся: Глагола
ІІ. Вызов
А) Актуализация знаний: Учитель: Что мы уже знаем о глаголе?
Ответы учащихся по логической
цепочке: Глагол – это самостоятельная часть речи, /которая обозначает
действие или состояние предмета и /отвечает на вопросы: Что делать? Что
сделать? /Начальная форма глагола называется неопределенной формой
глагола./ Эти глаголы имеют окончания –ть,-ти, и нулевое окончание в
глаголах на – чь. /Примеры: читать, играть, думать, любить, смеяться
В) Целеполагание: Учитель: С теорией справили
неплохо. Молодцы! Теперь откройте тетради, запишите число, классная
работа и тему нашего урока Правописание -тся и -ться в глаголах. Кто уже
записал, подумайте о чем мы будем с вами говорить на уроке? Чему
научимся?
Ответы учащихся: мы будем говорить о том, как правильно записывать глаголы, которые заканчиваются на –ться и – тся, познакомимся с правилом.
Учитель: Это была наша
грамматическая тема урока, а лексическая - звучит так: «Человек, который
всю жизнь играл в куклы». Как вы думаете кто бы это мог быть?
Ответы учащихся: это ....
ІІІ. Организация восприятия и осмысления новой информации:
Учитель: Посмотрим насколько ваши предположения оправдались, на
странице 151 есть текст, который представлен на слайде, прочитаем его
внимательно. (лучшие чтецы читают текст)
Учитель: Что нового из текста вы узнали?
Ответы учащихся: Узнал(а), кто такой Образцов. Что существуют разные виды кукол. Узнал, что такое куклы-марионетки и т.д.
Учитель: Ребята, выпишите из текста глаголы, которые заканчиваются на
-ться или –тся, в соответствующую колонку.(далее работа по таблице)
Ответы учащихся: Не только по форме слова можно определить выбор написания ь знака, но и по вопросам.
Что делает(-ют)?
Что сделает(-ют) Что делать?
Что сделать?
Глагол з-го лица Неопределенная форма
Они (что делают?) приводятся Приводиться
Они (что делают?) надеваются Надеваться
Они (что делают?) называются Называться
Вывод: Ь знак Ь знак
Учитель: Помни: вопрос – твой
помощник! Однако существует еще один способ действия при определении
правильного написания – -тся и -ться в глаголах. Посмотрите внимательно
на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь?
Откройте учебник на стр. 153 и прочитайте правило. Проверьте
правильность ваших выводов. А теперь попробуйте прочитать алгоритм.
Учитель: Ребята, ну что проверим наши знания?
Задание № 1. Задание по слайдам
Комментарий учителя:
Задание № 2. Замените словосочетания одним словом. Запишите глаголы в
начальной форме и в форме 3 лица ед. ч. Слайд №
Задание № 3. Выполните упражнение 357 по рядам. 1 ряд записывает 1-2
предложение. 2 ряд – 3-4 предложение, а 3 ряд – 5-6 предложение.
Комментарий учителя: Убедились, что слова произносятся одинаково, а обозначают разные части
речи, поэтому пишутся по - разному ВЫВОД: слайд
Задание № 5. Запишите предложение. Объясните правописание слов на -ться и -ца. Два братца не хотят за дело браться.
Учитель: Что бы вы посоветовали двум братцам?
Ответы учащихся: не лениться, быть трудолюбивым
V. Рефлексия.
Учитель: Ребята, сейчас мы
услышим стихотворение «Не позволяй душе лениться!» в исполнении актера
драматического театра. Автор этого стихотворения Николай Заболоцкий,
известный русский поэт. Послушайте. (аудиосопровождение стихотворения
"Не позволяй душе лениться!")
Учитель: Вам понравилось
стихотворение? Какие чувства вызвало? Вы согласны с мнением автора?
Запишите название стихотворения. Почему написали в глаголе ь
знак? Что новое узнали на уроке? Чему научились?
Учитель: В память о сегодняшнем уроке, дарю вам текст это стихотворения, которое поможет вам при выполнении домашнего задания
V. Задание на дом:
Написать мини-эссе «Душа обязана трудиться» - задание для тех, кто хочет получить «5»
Выписать слова, которые связаны с тем, о чем мы сегодня говорили с вами на уроке - задание для тех, кто хочет получить «4»
Упражнение 358., для тех, кто считает , что справится только с этим заданием
VІ. Итоги урока.
Заполнение карты успеха. Выставление оценок.
Спасибо за урок!