Цель:
- Развивать образное мышление обучающихся
посредством музыкальных и художественных
произведений;
- способствовать развитию коммуникативных
навыков обучающихся;
- собрать материал для сочинения – описания
картины художника.
Задачи:
- проанализировать жанровые, "сказочные”,
исторические картины художника;
- охарактеризовать героя музыкальными и
изобразительными средствами;
Оборудование урока:
- Программа "Живопись”. Мультимедийная
презентация;
- Картинная галерея В.М. Васнецова (цветные
репродукции картин в формате А14);
- Музыкальные фрагменты: М. К. Чюрленис
"Прелюдия” фа-мажор, "Прелюдия” си-мажор,
"Музыкальный момент” фа-диез-минор; Н. Раков
"Тарантелла”; В. Присовский "Мечты”; А. П.
Бородин "Богатырская симфония”.
Формы работы:
- Экскурсия.
- Групповая работа по картинам
- Музыкальные характеристики.
Базисные понятия:
- аккорд – самостоятельное созвучие трех и более
звуков;
- арпеджированные аккорды – последовательное
исполнение звуков аккорда;
- диапазон – расстояние от самого низкого до
самого высокого музыкального инструмента или
певческого голоса;
- имитация – подражание, подобие;
- регистр – часть диапазона музыкального
инструмента или певческого голоса;
- симфония – жанр оркестровой музыки,
сформировавшийся в середине XVIII века.
Эпиграф:
Я всегда был убежден, что в сказках, песне,
былине, драме сказывается весь цельный облик
народа, внутренний и внешний, с прошлым и
настоящим, а может быть, и будущим. (В.М.
Васнецов).
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы с вами находимся в картинной
галерее одного из самых знаменитых художников XIX
века Виктора Михайловича Васнецова.
Его называли "истинным богатырем русской
живописи” не только благодаря образной связи с
"богатырской” темой его живописи, но и
благодаря осознанию современниками
значительности личности художника, пониманию
его роли как родоначальника нового,
"национального” направления в русском
искусстве.
Цель нашего урока – расширить представление о
творчестве В.М.Васнецова, определить основные
темы его творчества и собрать материал для
сочинения-описания картины художника
- Краткая справка о художнике (искусствовед -
школьник).
Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году в
далеком вятском селе в семье деревенского
священника. Он рано начал рисовать, но по
традиции должен был унаследовать профессию отца.
Его отдали в духовное училище, а вскоре перевели
в Вятскую духовную семинарию.
Вятская губерния славилась тогда местными
художниками. Вышивка, резьба по дереву,
разрисованные ложки и мебель, глиняные расписные
игрушки. Знаменитые вятские пряники – все это
видел любознательный и пытливый мальчик.
Природа края с ее холмистыми перелесками и
таежными глухими лесами, извилистыми речками и
широкими равнинами таила в себе особое
очарование и прелесть. С детских лет слышал
Васнецов былины и сказки о русских богатырях,
протяжные грустные песни, которые на посиделках
при свете лучин пели женщины. Это не могло не
оказать влияния на формирование мировоззрения
будущего художника, на развитие его таланта.
Именно в Вятке зародилась его страстная
привязанность к искусству, к народному эпосу.
Используя каждую свободную от учебы минуту,
Васнецов рисует. На последнем курсе оставляет
духовную семинарию и уезжает в Петербург в
Академию художеств.
- Мы начинаем нашу экскурсию, в которой каждому
из вас предстоит быть активным зрителем. Для
плодотворной работы каждая группа получила
вопросы и задания к работе, а также план
сочинения-описания.
(Экскурсию по галерее ведут искусствоведы –
школьники: делают обзор каждого периода
творчества, рассказывая о картине, задают
вопросы ученикам-зрителям)
- Жанровые картины Васнецова
- Первые шаги Васнецова в искусстве били
непосредственно связаны с общим увлечением
русских художников 1860–1870-х годов социально-обличительными
темами. Его первые работы - жанровые картины
"Молочница” и "Жница” (1867) - были разыграны в
лотерею. На вырученные деньги Васнецов едет в
Петербург и начинает заниматься в школе Общества
поощрения художеств, а затем становится учеником
Академии.
В Академии началась дружба с Репиным,
Антокольским, Крамским, Стасовым. Из
академических педагогов он навсегда запомнил
П.П.Чистякова, который сразу почувствовал
недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя
при неудачах и радуясь успехам. "Много тепла и
света внесли в мою жизнь разговоры с Павлом
Петровичем Чистяковым”, - вспоминал художник. В
Академии Васнецов пробыл с 1868 по 1875 год. В печати
молодого художника хвалили за зоркую
наблюдательность, живую характерность типажа,
доброжелательный юмор и демократические
симпатии, с которыми он изображал чиновников,
мещан, купцов, крестьян и просто "людей без роду
и племени”. "Как типист Васнецов, бесспорно,
будет одним из лучших русских художников, -
отмечала критика. – Типы его оригинальны,
разнообразны, в них нет карикатурности”.
Наблюдательность и огромный интерес к жизни
народа проявились в его первых картинах
"Нищие”, "Чаепитие”, "Рабочий с тачкой”,
"Старуха кормит кур”. Следующие работы –
"Книжная лавочка” (1876) и "С квартиры на
квартиру” (1876) – закрепили за ним положение
художника – жанриста, знающего жизнь, умеющего
выразительно и ярко ее воспроизвести.
Особый успех выпал на долю картины "С квартиры
на квартиру”.
Вопросы:
- Всмотритесь в картину "С квартиры на квартиру”
(1876). Каково ваше впечатление от картины?
- Охарактеризуйте героев.
- Что вы можете сказать о деталях картины?
- Каков колорит картины?
В.В.Стасов одобрял художника за "трогательный,
хватающий за душу сюжет”. На картине изображены
несчастные одинокие старики, бредущие через
замерзшую Неву в поисках дешевой квартиры с
единственным дорогим им существом – мопсом,
столь же старым и жалким. Небольшие узелки в
руках составляют все их имущество.
Судьба бедных одиноких стариков, выброшенных
на улицу в холодный морозный день, ищущих
пристанища, взволновала художника. Глубокой
печалью веет от картины, повествующей о
бесприютной старости, о трагедии никому не
нужных людей. Жизненная выразительность фигур,
искренность сочувствия художника обездоленным
определяют достоинства этой картины.
Задание:
- Послушайте произведения известного
литовского композитора начала XX века Микалоюса
Константинаса Чюрлениса (1875-1911) "Прелюдия” и
"Музыкальный момент”.
- Какая из них, на ваш взгляд, передает характер
картины?
- "Прелюдия” - небольшая инструментальная пьеса.
Размеренность движения мелодии говорит о том,
что некуда спешить, жизнь почти прожита. Нечеткие
арпеджированные аккорды как ходьба старого
спотыкающегося человека. Музыка оставляет
впечатление безысходной жизни, неоткуда ждать
помощи.
- "Музыкальный момент” - небольшая
инструментальная, преимущественно фортепианная
пьеса. Это многоголосное (полифоническое)
произведение. Каждый голос как этап жизни
человека – молодость, расцвет, зрелость,
старость.
Вопросы:
- Какое впечатление производит картина
"Преферанс” (1879)?
- Каковы особенности освещения?
- Охарактеризуйте героев картины.
Ранние жанровые картины художника скромны по
живописи, просты по композиции.
Картина "Преферанс” решена сложнее и
интереснее других. Её сюжетная и образная
разработка лишена однозначности. Изображение
играющих в карты стариков преисполнено
неподдельного комизма и острой жанровой
характерности. Вместе с тем в нем отчетливо
проступает авторское осуждение ничтожества и
пустоты их страсти. Ни поздний час, ни красота и
поэзия лунной ночи не в состоянии вывести
игроков из всепоглощающего азарта карточной
игры, придающего их существованию оттенок если
не драмы, то фарса. Важную роль в картине играет
освещение. Яркий золотисто – красноватый свет
свечи выделяет лишь лица и руки игроков, фиксируя
внимание зрителей на характерности мимики, поз и
жестов; отдаленные углы комнаты погружены в
глухой полумрак, контрастирующий с голубовато –
синим, льющимся из окна лунным светом.
Однако, несмотря на успех у публики и на
одобрение друзей и критики, занятия жанровой
живописью не приносили Васнецову
удовлетворения. В его сознании рождались иные
темы, иные образы, смутные, но заманчивые и
увлекательные
Задание:
- Послушайте "Тарантеллу” советского
композитора Николая Ракова (род. в 1908г.).
"Тарателла”- быстрый итальянский танец с
характерными прыжками. Как композитору удается
передать гротесковый характер происходящего?
Каким образом мелодия передает временную удачу в
картах?
Скачки в мелодии, то есть движение вверх как
удача в карточной игре, а её прерывистость
подчеркивает временную удачу.
- Перебравшись в Москву на постоянное место
жительства, отмечает: "Когда я приехал в Москву,
то почувствовал, что приехал домой и больше ехать
уже некуда – Кремль, Василий Блаженный
заставляли чуть не плакать, до такой степени все
это веяло на душу родным, незабвенным”. В его
творчестве "происходит решительный и
сознательный переход от жанра”. В этом не было
ничего неожиданного и внезапного: "Я всегда
только Русью и жил. Как я стал из жанриста
историком на несколько фантастический лад – на
это ответить точно не сумею. Знаю только, что
времена самого яркого увлечения жанром меня не
покидали неясные исторические и сказочные
грезы”.
Первое серьезное воплощение этих
"исторических грез” большое полотно "После
побоища Игоря Святославича с половцами” (1880) –
было встречено весьма противоречиво: одни
расценивали его как отступление от темы. Другие
хотели видеть в нем археологически точное
изображение древнерусской баталии. И лишь
немногие по существу и по достоинству оценили
новую работу художника: "Для меня это
необыкновенно замечательная, новая и глубоко
поэтичная вещь, таких ещё не бывало в русской
школе,” - писал Репин Стасову.
Вопросы:
- Какое литературное произведение легло в основу
сюжета картины "После побоища Игоря
Святославича с половцами”?
- Как художник показывает разделение героев на
положительных и отрицательных (лицах, позах,
цвете)?
- Как решено пространство картины?
- Заимствуя сюжет из древнерусского памятника
"Слово о полку Игореве”, Васнецов не стремился к
его иллюстрации: дух, поэзию "Слова…” хотел
воссоздать он на холсте. Не историческая баталия,
а фольклорно – поэтический образ старины
волнует его. Вслед за неведомым автором
"Слова…” художник славит подвиг во имя Родины.
Он лишает картину точных атрибутов батальной
сцены и прибегает к условностям: поле боя
очищается от грязи и крови, и фигуры павших в бою
воинов располагаются в ритмически повторяющиеся
группы. В центре – юноша – княжич и русский воин
– богатырь. Эти образы являются основными
носителями героической идеи картины, их
сознательно поэтизирует художник. Подчеркивает
нарядность одежд, величественность поз, красоту
лиц, не обезображенных смертью. Иначе изображены
враги-половцы: их тела искривлены, позы
некрасивы.
Новые задачи воссоздания художественного
образа привели к существенной перестройке всей
живописной системы художника: большой
пространственный разворот композиционного
построения; использование яркого цветового
пятна. Общая гармония достигается
уравновешенностью отдельных частей и
присутствием легкой сероватой дымки, создающей
впечатление сумеречного освещения и влажного
вечернего воздуха. Выбор цвета тесно связан с
эмоциональным характером каждого образа: он то
мягок и нежен, чтобы подчеркнуть лирическую
одухотворенность юноши, то торжественно наряден,
подчеркивая мужество и благородство витязя, то
резок и дисгармоничен в фигурах поверженных
врагов.
Успех и новизна картины обеспечили Васнецову
положение одного из ведущих художников России
Картина "Алёнушка” (1881)
Жизнь в Москве складывалась для Васнецова
счастливо. Здесь он нашел добрых друзей, сумевших
понять его искания. Но особенно важную роль в его
жизни и творчестве сыграло семейство Мамонтовых,
известного мецената, богатого промышленника
Саввы Ивановича Мамонтова, собравшего вокруг
себя цвет русской интеллигенции. Летом многие
художники приезжали в Абрамцево, имение
Мамонтова под Москвой, где ставились спектакли,
писались декорации, возводились церкви. Именно в
Абрамцево художник написал одно из лучших своих
произведений "Аленушка”.
Вопросы:
- Какие картины на сказочные темы написал
Васнецов? ("Иван – царевич на Сером волке”,
"Три царевны подземного царства”, "Богатыри”,
"Спящая царевна”, "Снегурочка”).
- Каков колорит картины: какие цвета преобладают?
Почему?
- Опишите Аленушку. Во что одета? Как выглядит?
Почему Аленушку Васнецова трудно назвать
сказочным персонажем? (Одета в простой
крестьянский наряд: темно-синий сарафан,
ситцевую голубую кофту, выцветшую от солнца и
непогоды).
- Какое время года изображено на картине? Как
пейзаж связан с содержанием картины?
На сером камне около лесного озера одиноко
сидит и печально смотрит в воду Аленушка. Вода в
озере темная, стоячая, кругом приметы
наступления осени: на темной воде плавают желтые
опавшие листья. Листва берез золотистая.
Листочки клена красные, небо по-осеннему покрыто
облаками, виднеется розоватая полоска вечерней
зари. По народным преданиям, природа оживает на
исходе дня, обретая способность чувствовать в
лад с человеком. Густой дремучий таинственный
лес стеной окружает Аленушку, словно защищая ее
от злых напастей. Природа сочувствует горю
Аленушки. - Что означают листочки над головой Алёнушки?
Задание:
- Послушайте пьесу советского композитора
Василия Присовского "Мечты”. Каким образом
передается лирический характер Алёнушки? (Плавность
мелодии с мягким сопровождением аккомпанемента
подчеркивает светлую грусть героини).
Картина "Богатыри”
"Я работал над "Богатырями”, может быть, не
всегда сдолжной напряженностью…но они всегда
неотступно были передо мной, к ним всегда
влеклось сердце и тянулась рука! Они… были моим
творческим долгом, обязательством перед родным
народом”.
Вопросы:
- Почему художник изображает трех богатырей? С
какими литературными произведениями
перекликается сюжет данной картины?
- Опишите внешность и характер Ильи Муромца (в
центре). О каких подвигах Муромца вам известно?
Васнецов разработал характеры своих персонажей
в соответствии с былинными. В центре Илья
Муромец. Он прост и могуч, в нем чувствуется
спокойная и могучая сила и умудренность
жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на
грозный вид, - в одной руке, напряженно поднятой к
глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен
"благости, великодушия и добродушия” . - Каким вам представляется Алёша Попович (справа)?
Богатырь справа, самый младший, "напуском
смелый” - Алеша Попович. Молодой красавец, полный
отваги и смелости. Он душа-парень, большой
выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с
копьем, а к седлу прикреплены гусли. - Опишите Добрыню Никитича, внешность, характер.
Третий богатырь - Добрыня Никитич –
представителен и величав. Тонкие черты лица
подчеркивают "вежество” Добрыни, его знания,
вдумчивость. Он может выполнить самые сложные
поручения, требующие изворотливости ума и
дипломатического такта. Герои конкретны,
исторически точны костюмы, вооружение, кольчуги,
стремена. - Васнецов повышает линию горизонта. С какой
целью?
Стремясь к монументальному решению, Васнецов
несколько повышает линию горизонта, и зритель
как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты
которых выделяются на фоне белых облаков. Тонко и
благородно сочетаются яркие и звучные краски –
зеленая, коричневая, красная, белая, синяя,
придавая особую декоративность полотну. Пейзаж с
его необозримой ширью, пологими холмами, лугами,
поросшими дикой травой, объединен плавными и
спокойными ритмами с фигурами богатырей.
В 1898 году "Богатыри” заняли почетное место в
Третьяковской галерее. - Какое чувство вызывает картина?
Задание:
- Послушайте "Богатырскую симфонию” русского
композитора Александра Порфирьевича Бородина
(1833-1877). Дайте музыкальную характеристику
основному образу картины. (Основной образ
картины – мужественный, суровый, героический.
Ритмическая четкость мелодии передает
мужественное, героическое начало образов
картины. А суровость передана с помощью низкого
регистра, унисонного звучания).
Роспись Владимирского собора в Киеве
В 1885 году В.Васнецов получает приглашение для
участия в росписи Владимирского собора в Киеве. У
него уже был опыт – роспись абрамцевской церкви
Спаса. Это позволяет обратиться ему к созданию
монументально – декоративного пространства.
Верующий человек, в работе над храмом он начинает
видеть свое настоящее призвание. "Его душа
рвется к небу. Но прикреплена к земле,” - писал
С.Булгаков, безоговорочно принявший его
религиозную живопись. Успех васнецовских
росписей был огромен. В них видели возрождение
русского религиозного искусства.
Задание:
- Послушайте "Прелюдию” М.К. Чюрлелиса.
Напевная величественная мелодия, её восходящее
движение как стремящееся вверх соборное величие.
Спокойное движение всего произведения передает
внутреннее сосредоточение человека, состояние
которого соответствует величию собора.
- Изумительный труженик, Васнецов страстно
искал эстетический и нравственный идеал в
национальном характере русского народа, в его
духовных традициях. Он был одной из ключевых
фигур в процессе перехода от эпохи
передвижничества к искусству начала XX века.
"Десятки русских художников берут свое начало
из национального источника – таланта
В.Васнецова.” - писал М. Несторов.
- Опишите репродукцию любой понравившейся вам
картины В.Васнецова, используя вопросы к картине
и следующий план.
- Информация о художнике.
- Описание картины.
- Название картины. С чем оно связано?
- Чем картина привлекла ваше внимание?
- Что изображено на картине? Какова ее
историческая основа?
- Какова композиция картины:
- каков композиционный центр;
- что изображено на переднем и заднем планах;
- в чем смысл такого размещения героев, предметов?
- Опишите героев: во что они одеты; пластика,
выражения лиц.
- Общий колорит картины. Какие краски использует
художник? Почему?
- Общее впечатление от картины. Каким человеком
предстает для вас личность В.Васнецова?
|