1. Прочитайте текст и выполните задания.
Расскажите о существовании хищника – белой
совы – и беззащитных гусей (подготовьте
пересказ).
СНЕЖНАЯ СОВА
(1) Снежная сова – хищник, дерзко нападающий
на врагов и не дающий никому пощады.
(2) Но любопытно: самые беззащитные на острове
Врангеля, где живет сова, – белые гуси –
выводят потомство под ее покровительством.
(3) Посредине гусиной колонии на
возвышенности обязательно увидишь сидящую на
гнезде сову. (4) Гуси не будут селиться, если не
видят вблизи белой заступницы. (5) Все объясняется
просто: сова, обороняя свое гнездо, не подпускает
песцов, ворон и чаек к гнездам гусей.
(6) Зарвавшегося песца сова-отец хватает в лапы
и, подняв вверх, бросает. (7) При такой защите гуси,
никого не опасаясь, спокойно сидят на яйцах. (8) А
сова, как и все хищники, вблизи гнезда не
охотится.
(По В.Пескову)
Задания
1. Как уживаются снежные совы и белые гуси на
острове Врангеля?
2. Письменно ответьте на вопрос:
Почему белые гуси выводят потомство под
покровительством белой совы?
3. Выпишите слова с пропущенными буквами и со
скобками и обозначьте орфограммы.
4. Объясните постановку тире в 1-м предложении.
5. Выпишите из текста именные словосочетания (сущ+прил.).
2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Даже вдали от лесов и полей, в шумном
городе, весна начинает чувствоваться рано.
(2) Слышится бодрый, громкий говор. (3) Мутные
потоки воды несутся по краям мостовой, весело
манит к себе яркая, далекая синева неба.
(4) Ощущается теплота в блеске солнечных лучей.
(5) Молодая весна так и тянет в пробуждающийся
от зимнего сна лес. (6) А в городских садах…
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Продолжите текст (напишите на заданную тему
4–6 предложений).
3. Подберите антоним к слову громкий.
4. Выпишите слова, распределив их по видам
орфограмм:
1) правописание окончаний прилагательных;
2) правописание личных безударных окончаний
глаголов;
3) безударная гласная в корне;
4) правописание непроизносимых согласных в
корне.
5. Произведите морфологический разбор
выделенного слова.
3. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Сказки Андерсена – одно из
значительнейших явлений мировой литературы
XIX века. (2) Великий датский писатель
обогатил литературную сказку, сделал ее
одинаково интересной как для взрослых, так и для
детей. (3) Удивительное смешение забавного и
серьезного, смешного и печального, обыденного и
чудесного составляет особенность стиля
Андерсена. (4) Его сказки проникнуты верой в
победу доброго, истинно человеческого начала над
силами зла.
(Е.П. Брандис)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Какие сказки Андерсена вы читали? Есть ли у
вас любимая сказка Андерсена? Чем интересны
сказки Андерсена?
3. Как вы понимаете значение выражений: мировая
литература, литературная сказка.
4. Выпишите из текста антонимы-прилагательные.
5. Подберите синонимы к словам: забавный,
серьезный.
6. Выпишите словосочетание «сущ.+прил.».
4. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Солнце скрылось за снеговыми хребтами и
бросало последние розовые лучи на длинное,
тонкое облако, остановившееся на ясном
прозрачном горизонте. (2) Снеговые горы начинали
скрываться в лиловом тумане. (3) Только верхняя
линия их обозначалась с чрезвычайной ясностью на
багровом свете заката. (4) Давно взошедший месяц
начинал белеть на темной лазури.
(Л.Н. Толстой)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Определите стиль текста. Аргументируйте свой
ответ.
3. Объясните значение слова лазурь.
4. Подберите синонимы к словам: багровый, лиловый.
5. Выпишите слово, соответствующее
характеристике: обозначает признак предмета,
стоит в форме мн. ч., вин. пад.
6. Выпишите прилагательные с безударными
окончаниями и объясните их написание.
5. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Чудесен, сказочен русский лес зимой.
(2) Белый, пушистый повис на ветвях снег.
(3) По осыпанным смолистыми шишками вершинам
перелетают красногрудые клесты-еловики. (4) Тихо
попискивая, возятся в сучьях хлопотливые,
шустрые синицы. (5) На пухлых сугробах хитрым
узором написаны заячьи и лисьи следы.
(И.С. Соколов-Микитов)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Определите стиль текста.
3. Какие средства художественной
выразительности использовал автор?
4. Подберите синонимы к словам: хлопотливые,
хитрый (узор).
5. Объясните значение выражений: пухлые
сугробы, следы написаны хитрым узором.
6. Согласны ли вы с автором в том, что «чудесен,
сказочен русский лес зимой»? Обоснуйте свой
ответ.
7. Выпишите прилагательные, окончания которых
нельзя проверить вопросом. Укажите форму этих
прилагательных.
|