1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Природа любит разнообразие и
многоцветье.(2) Водопады дождей и света, просеясь
сквозь радугу, как через призму, окрасили землю
во все радужные цвета и оттенки. (3) Мы живем на
разноцветной земле.(4) Видел я красную землю.
(5) Вдруг покраснели дали! (6) Вчера еще все было
тускло-зеленым, а сегодня у подножия далеких гор
красная полоска – непонятная и неожиданная. (7)
Словно кто-то красным карандашом подтушевал
снизу синие горы. (8) Что это – отблеск зари? (9) Или
россыпи красных камней? (10) Или далекий степной
пожар?
(11) Топочут копыта коня, все ближе, все ярче,
все шире загадочная красная полоса. (12) Так вот
это что – разливы маков!
(13) Маки, живые маки! (14) Их видимо-невидимо! (15)
Они обступили со всех сторон, они затопили как
наводнение! (16) Маки трепещут на ветру пламенем
невиданного пожара. (17) От маков рябит в глазах и
кружится голова. (18) По сторонам вздымаются
красные уваля – как волны багряного моря. (19) На
гребнях вскипает огненная пена пронизанных
солнцем багряных лепестков.
(20) Земля горит от цветов – полыхает красная
степь. (21) Седые степные луны скользят над
красными маками, и белые их крылья отсвечивают
розовым. (22) Красные жуки жуют красные лепестки.
(23) Порозовели даже белые облака, даже дали
подернулись розовой дымкой. (24) Цветы без конца и
края. (25) Неистовое буйство красного цвета,
кипучая лава цветов!
(Н.Сладков)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Какие средства художественной
выразительности использовал автор? Приведите
примеры.
3. Объясните значение слов: многоцветье,
разноцветная (земля).
4. Выпишите из текста синоним к слову красный.
5. Выпишите из текста слова, обозначающие все
оттенки красного цвета.
6. Выпишите из текста однокоренное слово к слову
красный.
7. Подготовьте пересказ текста.
8. Пофантазируйте, какого цвета может быть
земля? Напишите об этом сочинение.
9. Из предложений 1–5 выпишите глаголы в
настоящем времени.
10. Из предложений 13–15 выпишите глаголы в
прошедшем времени.
11. Из предложений 20–22 выпишите глаголы 2-го
спряжения.
12. Из предложений 1–4 выпишите глаголы
несовершенного вида.
13. Спишите предложения 13–19. Обозначьте
орфограммы.
2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Деревьям приходится выдерживать жестокие
морозы. (2) Как они справляются с этим? (3) Деревья
не могут, как белки и куропатки, сбиваться в кучу,
не могут, как глухари, зарываться в снег, чтобы
спастись от мороза. (4) Но и они заранее и по-своему
готовятся к зиме.
(Г.Граубин)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Расскажите, как деревья готовятся к зиме.
Напишите 3–5 предложений по теме. Укажите время,
лицо и число глаголов, которые вы употребили в
тексте.
3. Выпишите глагол(-ы) совершенного вида.
4. Выпишите глагол(-ы) в неопределенной форме.
5. Укажите номер(-а) предложения(-ий), которое(-ые)
осложнено(-ы) однородными сказуемыми.
6. Из первого предложения выпишите
глагольное(-ые) словосочетание(-ия).
3. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Вечереет. (2) По снегу проносится тень. (3) Она
движется к сосне. (4) Это сова. (5) Охотники знают,
как охотится она на зайцев. (6) Усядется на ветках
или на пне и поджидает добычу.
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Знаете ли вы, как охотятся другие звери или
птицы. Напишите об этом небольшой рассказ.
3. Выпишите невозвратные глаголы.
4. Выпишите глагол, состоящий из приставки,
корня, суффикса и окончания.
5. Укажите номер предложения с однородными
сказуемыми.
6. Укажите номера нераспространенных
предложений.
7. Укажите номер предложения, в котором нет
подлежащего.
8. Укажите номер сложного предложения.
4. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Я вижу, как по ступенькам террасы
взбирается наверх маленький лягушонок. (2)
Ступеньки высоки, и ему приходится затрачивать
огромные усилия, чтобы взобраться. (3) Он делает
прыжок, цепляется за кромку ступеньки передними
лапками, повисает и подтягивает тельце.
(4) Взобравшись на очередную ступеньку, он
отдыхает, потом снова делает прыжок. (5) Наконец он
на террасе. (6) Здесь он долго отдыхает. (7) Ему
нужно проникнуть в комнаты. (8) Он подбирается к
порогу, перепрыгивает, оказывается на
застекленной веранде, отдыхает, осматривается;
потом он перетягивает тело через порог в комнату.
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Определите тип речи. Аргументируйте свой
ответ.
3. Объясните значение слов: терраса, веранда.
4. Выпишите из текста слова, которые помогают
показать, что лягушонку «приходится
затрачивать огромные усилия».
5. Продолжите текст. Предположите, что могло
произойти дальше.
6. Выпишите слова с орфограммой «Правописание
корней с чередованием».
7. Из 1-го предложения выпишите слово с
орфограммой «о–е после шипящих в
суффиксах существительных».
8. Из 2-го предложения выпишите глагол в
неопределенной форме.
9. Выпишите глагол 2-го спряжения.
10. Укажите номера предложений с однородными
сказуемыми.
5. Прочитайте высказывание Л.Толстого.
Приведите в его подтверждение пример из жизни.
Составьте небольшой рассказ, используя
соответствующее высказывание.
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага
опаса(е,и)ш_ся, а на друга наде(е, и)ш_ся.
Задания
1. Найдите глаголы с орфограммой «Мягкий знак
в глаголе 2-го лица ед.ч.». Обозначьте ее.
2. Образуйте форму 2-го лица ед.ч. от глаголов видеть,
увидеться, приклеить, приклеиться, веять,
развеять. Обозначьте орфограммы.
3. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
6. Прочитайте высказывание Н.Сладкова.
Укажите в нем глаголы в будущем времени. Укажите
их начальную форму.
Чем больше вы будете узнавать лес, тем больше
и больше будете убеждаться в том, что лес
человеку не враг, а друг.
Задания
1. Напишите, какую пользу приносит людям лес.
2. Укажите форму глаголов.
3. Обозначьте орфограммы в глаголах.
4. Как вы думаете, какую пользу приносит людям
чтение книг? Расскажите об этом, используя такое
же по форме предложение, как у Н.Сладкова, то есть
начните его так: «Чем больше вы будете
читать…».
|