1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Озера – это удаленные от моря водоемы,
которые заполнили впадины на поверхности Земли.
(2) Эти впадины называются бассейнами.
(3) Озера образовались в результате стекания
воды в низкие места. (4) Озера пополняются в
основном за счет дождей и тающего снега.
(5) Вода попадает в бассейн озера с ручьями,
малыми и большими реками, подземными источниками
и грунтовыми водами.
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Определите стиль и тип речи. Свой ответ
аргументируйте.
3. Расскажите, как образуются озера.
4. Выпишите из текста антонимы.
5. Какие лексические значения имеет слово бассейн?
6. Выпишите сложное слово.
7. Укажите номер предложения с однородными
членами.
8. Из предложения 3 выпишите слова, в которых
количество звуков меньше, чем количество букв.
9. Укажите номер сложного предложения.
10. Выпишите слова, иллюстрирующие правило
правописания проверяемых безударных гласных в
корне слова.
2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Вода в морях и океанах находится в
постоянном движении, и ее уровень то поднимается,
то опускается. (2) Подобные движения воды и
называются приливами. (3) Когда уровень воды
поднимается, это прилив, когда уровень воды
падает, это отлив. (4) Приливы и отливы бывают
дважды в день.
(5) Приливы вызываются тем, что Луна и Солнце
притягивают морскую воду на Земле. (6) Сила их
притяжения поднимает воду, земля же находится в
более устойчивом состоянии.
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Определите стиль и тип речи.
3. Что такое прилив? Ответ на вопрос запишите
в виде словарной статьи.
4. Что вызывает прилив?
5. Выпишите из текста слова-антонимы.
6. Выпишите из текста многозначное слово. В
каких значениях это слово употреблено в тексте?
7. Из предложения 4 выпишите слово, в котором
звуков больше, чем букв.
8. Выпишите из текста существительные с нулевым
окончанием. Укажите склонение и падеж.
3. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) История человечества – это история
открытий, изобретений, находок. (2) Все, что
окружает нас, чем мы постоянно пользуемся,
когда-то кем-то открыто, найдено, построено,
сделано впервые. (3) Имена подавляющего
большинства таких изобретателей канули в Лету. (4)
Возьмем такую простую вещь, как наперсток. (5) Без
него трудно бы было обойтись. (6) Кажется,
наперсток существовал всегда. (7) Но это не так. (8)
Был такой момент, когда безвестного портного,
исколовшего себе пальцы, вдруг осенило. (9) Но
когда это произошло, не сможет сказать никто.
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Объясните значение выражения «канули в
Лету».
4. Подберите родственные слова к слову наперсток.
5. Укажите номер предложения, в котором
сказуемое выражено именем существительным.
6. Из предложения 4 выпишите слова с нулевым
окончанием.
7. Выпишите прилагательное, в составе которого
можно выделить приставку, корень, суффикс и
окончание.
8. Из предложений 2–4 выпишите глагол
совершенного вида и произведите его
морфологический разбор.
|