Тип
урока: изучение
нового материала.
Цели: Определение роли предлога в предложении как служебной части речи.
Задачи:
Формировать
умения определять роль предлога в предложении.
Закреплять
умения находить предлоги в тексте и характеризовать их.
Развивать
речевую компетентность по составлению связного текста.
Ожидаемый результат: учащиеся умеют распознавать предлоги среди слов других
частей речи и использовать их для связи слов в предложении.
Оборудование, наглядность: проектор, презентация.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент: Сегодня на уроке речь пойдёт о словах одной
части речи, значение которых точно определил (Слайд 2) лингвист Василий
Алексеевич Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений».
2. Мотивационный момент урока: В преддверии предстоящего праздника мы
получили на свой сотовый телефон (Слайд 3) смс-сообщение: "Поздравляем с
праздником Вам желаем счастья в жизни в День Защитников Отчизны"
- Как вы думаете, какие слова в тексте смс пропущены? (Правильно, предлоги)
- Значит, тема урока – Предлог как часть речи. (Записываем число и тему урока)
- А теперь представьте, что вам нужно поздравить с Днём защитника Отечества
дедушку. Но он проживает в деревне, где сотовая связь отсутствует. Как быть
тогда в этой ситуации? (Предположительные ответы детей)
- Правильно, обратиться к старому, так сказать "дедовскому способу" -
отправить телеграмму. Так выглядит сегодня бланк телеграммы (Слайд 4) (фото
бланка).
Сообщение учащегося (Приложение 8) "Из истории телеграммы":
Самая первая телеграфная станция в России начала действовать почти 160 лет
назад с 1 октября 1852 года в здании Николаевского вокзала. Благодаря (Слайд 5)
Борису Семёновичу Якоби, который разработал "пишущий телеграф",
теперь телеграмму мог отправить любой человек, при этом доставка осуществлялась
специальными почтальонами на бричках и велосипедах - все понимали, что это не
письмо и передать информацию надо быстро. Стоимость отправки сообщения по городу
составляла 15 копеек за факт отправки сообщения и сверх этого - по копейке за
слово - по тем временам, тариф значительный (средний заработок рабочего
составлял 2 рубля). Если сообщение было междугородним, то применялась уже
дополнительная тарификация. Сегодня стоимость одного слова в простой телеграмме
составляет 2 рубля 40 копеек, а в срочной - 3 рубля 64 копейки. Если телеграмма
оформлена на простом бланке, стоимость её составляет 20 рублей, на специальном
бланке-открытке - 30 рублей. В пункты назначения, где отсутствует телеграф,
срочная телеграмма не может быть отправлена. Спасибо за внимание!
- Давайте составим текст поздравительной телеграммы нашему дедушке, но нужно
помнить, что знаки препинания при телеграфировании заменялись словами: (Слайд 6)
"Дорогой дедушка воскл Поздравляем праздником воскл Вам желаем счастья
запт крепкого здоровья и долгих лет жизни тчк Твой внук тчк".
- Как вы думаете, почему в текстах телеграммы выпущены предлоги?
(Правильно, чтобы меньше была стоимость телеграммы) Но не следует отвергать
этот вид письма, так как это ещё и эстетично: получать красивые поздравительные
открытки. Можете посчитать, сколько будет стоить наша телеграмма. (Цена срочной
поздравительной телеграммы:
20 сл.*3,64+30=102 руб 80 коп; простой поздравительной телеграммы:
20 сл.*2,40+30= 78 руб)
- Правда, читать такой текст весьма неинтересно. Причина, как вы уже сказали,
отсутствие предлогов. Перечислите, какие предлоги можно восстановить в текст
телеграммы? (Ответ: С и В) (Слайд 7)
- А что вы знаете о предлогах? (Дети называют то, что им известно об этой части
речи, приводя примеры)
- Но, приходя на урок, мы обязательно чему-то учимся. Как вы думаете, есть ли
ещё что-то неизведанное в изучении этой темы? Предлагаю выполнить следующие
задания: (Слайд 8) (Приложение1)
1 группа: В предложении найдите предлоги и дайте их характеристику: Несколько
раз в течение лета мы ездили к морю.
2 группа: Найди «лишнее» слово и объясните свой выбор: в, до, вблизи, несмотря
на, к, по.
3 группа: Сравните предложения и докажите, что в одном из них есть предлог.
Отец беспокоился насчёт моего здоровья. – На счёт банка поступили деньги.
- Поднимите руки, кто справился с заданием. Почему возникла трудность? (Не
хватает знаний, неизученный материал)
3.Определение задач урока:
- Для того чтобы успешно справиться с этими заданиями, нам необходимы новые
знания: (Слайд 9)
- характеризовать предлог как служебную часть речи;
- знать морфологические признаки предлогов;
- знать разряды предлогов;
- уметь правильно писать производные предлоги.
- А это задачи сегодняшнего и последующих уроков.
4. Работаем с теоретическим материалом:
- Откройте учебники на стр.126-127, найдите упр.282 и упр.286. Прочитайте
теоретический материал и снова выполните предложенные вам задания.
- Проверяем, что у вас получилось: 1 группа: В предложении найдите предлоги и
дайте их характеристику: Несколько раз в течение лета мы ездили к морю (в
течение – составной производный предлог).
2 группа: Найди "лишнее" слово и объясните свой выбор: в, до, вблизи,
несмотря на, к, по («лишнее» слово – несмотря на, так как это составной
предлог, а все остальные – простые предлоги).
3 группа: Сравните предложения и докажите, что в одном из них есть предлог.
Отец беспокоился насчёт моего здоровья. – На счёт банка поступили деньги (в
первом предложении слово «насчёт» является производным простым предлогом, его
можно заменить другим предлогом - «о»).
- А что такое предлог? Давайте обратимся к определению. Все ли слова достаточно
ясны? Предлоги - служебные слова, указывающие на различные грамматические
отношения между словами в словосочетании и предложении.
Служебные слова – ничего не называют и не изменяются.
Грамматические отношения – возможность связывать слова в словосочетания и
предложения.
Словами – разных самостоятельных частей речи.
5. Физкультминутка: Как гласит народная мудрость: "Делу -
время, потехе - час": Кто пришёл сюда подумать? Хлопайте в ладоши!
И кто просто посмотреть? Хлопайте вы тоже!
Кто уже устал немного? Топайте ногами!
И кто вовсе не устал, повторяйте с нами!
Кто всё знает о предлогах? Быстро присядайте!!
Ну, кто знает и не всё, тоже начинайте!
Кто готов урок продолжить? Правильно садитесь!
И кому не хочется, к нам присоединитесь!
- Всем спасибо, а мы продолжаем!
6.Работаем с новым материалом:
- Сейчас я предлагаю применить знания на практике. (Слайд 10) Выполните
разноуровневые задания (Приложение 2-7) и оцените свою работу, используя
критерии: 2 балла – всё сделал правильно; 1 балл – допустил 1-2 ошибки; 0
баллов – не справился с заданием.
1 уровень: Найти в тексте все предлоги (10 предлогов).
Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами
раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным
синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные ленные нити, но
небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света,
лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные,
мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны
донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.
2 уровень: Найти в тексте все предлоги и определить, какие из них
наиболее употребительные. (12 предлогов; наиболее употребительные предлоги – В:
4 раза и С: 2 раза)
Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли
вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти не возможно.
Теперь через дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко,
что только зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями: берёзка
вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос
ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому
кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и, наконец, погрузилась в снег и
примёрзла до самой весны. (По М. Пришвину)
3 уровень: Прочитать внимательно текст. Вычислить, какой процент
составляют предлоги. (75 слов, 6 предлогов: 8% составляют предлоги)
Позади небольшого дома ещё нестарый, неодичавший, не заглушенный бурьяном и
кустарником сад. Я прошёл по террасе, тоже крепкой и красивой. Пионы неробко,
почти гордо поднимали свои непокорные белые и красные головы из непрополотой
травы. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где
ещё стояли тополи, сосны и юные, незрелые липы. Дальше сад расчищали для
сенокоса. Тут уже не парило. Паутина не попадала в рот и глаза, дул не
сдерживаемый деревьями ветерок. (По А. П. Чехову)
(Дети выполняют задания и оценивают себя сами).
7. Подведем итог: Назовите ключевые слова урока. (Ответы детей).
8.Домашнее задание: Обязательное: Выполнить упр. 283 (по заданию). На
выбор: Выполнить упр. 285 (по заданию) или упр. 287 (по заданию).
9.Рефлексия: (Слайд 11) Ответьте на вопросы:
1. Что я узнал на уроке?
2. Чему я научился на уроке?
3. Что мне ещё нужно узнать?
- Спасибо за урок!
Приложение 1
1 группа: В предложении найдите
предлоги и дайте их характеристику: Несколько раз в течение лета мы ездили
к морю.
|
2 группа: Найди «лишнее»
слово и объясните свой выбор: в, до, вблизи, несмотря на, к, по.
|
3 группа: Сравните предложения и
докажите, что в одном из них есть предлог. Отец беспокоился насчёт моего
здоровья. – На счёт банка поступили деньги.
|
1 группа: В предложении найдите
предлоги и дайте их характеристику: Несколько раз в течение лета мы ездили
к морю.
|
2 группа: Найди «лишнее»
слово и объясните свой выбор: в, до, вблизи, несмотря на, к, по.
|
3 группа: Сравните предложения и
докажите, что в одном из них есть предлог. Отец беспокоился насчёт моего
здоровья. – На счёт банка поступили деньги.
|
1 группа: В предложении найдите
предлоги и дайте их характеристику: Несколько раз в течение лета мы ездили
к морю.
|
2 группа: Найди «лишнее»
слово и объясните свой выбор: в, до, вблизи, несмотря на, к, по.
|
3 группа: Сравните предложения и
докажите, что в одном из них есть предлог. Отец беспокоился насчёт моего
здоровья. – На счёт банка поступили деньги.
|
Приложение 2
1 уровень: Найдите в тексте все предлоги. Ночь приближалась к концу, когда мы
подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные
луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе
ещё стояли прозрачные ленные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь
уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна
кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и
направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно
ступая по кочкам, мы подходили к берегу.
|
1 уровень: Найдите
в тексте все предлоги.
Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами
раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела
холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные ленные
нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы
света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника.
Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то
со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы
подходили к берегу.
|
1 уровень: Найдите в тексте все предлоги. Ночь приближалась к концу, когда мы
подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные
луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе
ещё стояли прозрачные ленные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь
уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна
кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и
направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно
ступая по кочкам, мы подходили к берегу.
|
Приложение 3
2 уровень: Найдите в тексте все предлоги и определите, какие из
них наиболее употребительные. Весна сияла на небе, но
лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом
лесу? Конечно, не были: туда и войти не возможно. Теперь через дорожку в ту и
другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними
и пробежать. Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как
ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка
стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с
тем огромным комом всё гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примёрзла до
самой весны.
|
2 уровень: Найдите в тексте все предлоги и определите, какие из
них наиболее употребительные. Весна сияла на небе, но
лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом
лесу? Конечно, не были: туда и войти не возможно. Теперь через дорожку в ту и
другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними
и пробежать. Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как
ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка
стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с
тем огромным комом всё гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примёрзла до
самой весны.
|
2 уровень: Найдите в тексте все предлоги и определите, какие из
них наиболее употребительные. Весна сияла на небе, но
лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом
лесу? Конечно, не были: туда и войти не возможно. Теперь через дорожку в ту и
другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними
и пробежать. Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как
ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка
стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с
тем огромным комом всё гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примёрзла до
самой весны.
|
Приложение 4
3 уровень: Прочитайте внимательно текст. Вычислите, какой
процент составляют предлоги. Позади небольшого дома ещё нестарый,
неодичавший, не заглушенный бурьяном и кустарником сад. Я прошёл по террасе,
тоже крепкой и красивой. Пионы неробко, почти гордо поднимали свои непокорные
белые и красные головы из непрополотой травы. Было густо, и сад казался
непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи, сосны и юные,
незрелые липы. Дальше сад расчищали для сенокоса. Тут уже не парило. Паутина
не попадала в рот и глаза, дул не сдерживаемый деревьями ветерок.
|
3 уровень: Прочитайте внимательно текст. Вычислите, какой
процент составляют предлоги. Позади небольшого дома ещё нестарый,
неодичавший, не заглушенный бурьяном и кустарником сад. Я прошёл по террасе,
тоже крепкой и красивой. Пионы неробко, почти гордо поднимали свои непокорные
белые и красные головы из непрополотой травы. Было густо, и сад казался
непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи, сосны и юные,
незрелые липы. Дальше сад расчищали для сенокоса. Тут уже не парило. Паутина
не попадала в рот и глаза, дул не сдерживаемый деревьями ветерок.
|
3 уровень: Прочитайте внимательно текст. Вычислите, какой
процент составляют предлоги. Позади небольшого дома ещё нестарый,
неодичавший, не заглушенный бурьяном и кустарником сад. Я прошёл по террасе,
тоже крепкой и красивой. Пионы неробко, почти гордо поднимали свои непокорные
белые и красные головы из непрополотой травы. Было густо, и сад казался
непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи, сосны и юные,
незрелые липы. Дальше сад расчищали для сенокоса. Тут уже не парило. Паутина
не попадала в рот и глаза, дул не сдерживаемый деревьями ветерок.
|
Приложение
5
1 уровень: Найти в тексте все предлоги (10 предлогов). Ночь приближалась к концу, когда
мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие,
слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём
спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные ленные нити, но
небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света,
лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника.
Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к
реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по
кочкам, мы подходили к берегу.
|
1 уровень: Найти в тексте все предлоги (10 предлогов). Ночь приближалась к концу, когда
мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие,
слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём
спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные ленные нити, но
небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света,
лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника.
Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к
реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по
кочкам, мы подходили к берегу.
|
1 уровень: Найти в тексте все предлоги (10 предлогов). Ночь приближалась к концу, когда
мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие,
слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём
спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные ленные нити, но
небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света,
лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника.
Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к
реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по
кочкам, мы подходили к берегу.
|
Приложение
6
2 уровень: Найти в тексте все предлоги и определить, какие из
них наиболее употребительные. (12 предлогов; наиболее
употребительные предлоги – В: 4 раза и С: 2 раза. Весна сияла на небе, но лес ещё
по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом
лесу? Конечно, не были: туда и войти не возможно. Теперь через дорожку
в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только
зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями:
берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от
этого вырос ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять
снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё
гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примёрзла до самой
весны.
|
2 уровень: Найти в тексте все предлоги и определить, какие из
них наиболее употребительные. (12 предлогов; наиболее
употребительные предлоги – В: 4 раза и С: 2 раза. Весна сияла на небе, но лес ещё
по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом
лесу? Конечно, не были: туда и войти не возможно. Теперь через дорожку
в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только
зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями:
берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от
этого вырос ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять
снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё
гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примёрзла до самой
весны.
|
2 уровень: Найти в тексте все предлоги и определить, какие из
них наиболее употребительные. (12 предлогов; наиболее
употребительные предлоги – В: 4 раза и С: 2 раза. Весна сияла на небе, но лес ещё
по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом
лесу? Конечно, не были: туда и войти не возможно. Теперь через дорожку
в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только
зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями:
берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от
этого вырос ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять
снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё
гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примёрзла до самой
весны.
|
Приложение
7
3 уровень: Прочитать внимательно текст. Вычислить, какой процент
составляют предлоги. (75 слов, 6 предлогов: 8% составляют предлоги). Позади небольшого дома ещё
нестарый, неодичавший, не заглушенный бурьяном и кустарником сад. Я прошёл по
террасе, тоже крепкой и красивой. Пионы неробко, почти гордо поднимали свои
непокорные белые и красные головы из непрополотой травы. Было густо, и
сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли
тополи, сосны и юные, незрелые липы. Дальше сад расчищали для сенокоса.
Тут уже не парило. Паутина не попадала в рот и глаза, дул не
сдерживаемый деревьями ветерок.
|
3 уровень: Прочитать внимательно текст. Вычислить, какой процент
составляют предлоги. (75 слов, 6 предлогов: 8% составляют предлоги). Позади небольшого дома ещё
нестарый, неодичавший, не заглушенный бурьяном и кустарником сад. Я прошёл по
террасе, тоже крепкой и красивой. Пионы неробко, почти гордо поднимали свои
непокорные белые и красные головы из непрополотой травы. Было густо, и
сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли
тополи, сосны и юные, незрелые липы. Дальше сад расчищали для
сенокоса. Тут уже не парило. Паутина не попадала в рот и глаза, дул не
сдерживаемый деревьями ветерок.
|
3 уровень: Прочитать внимательно текст. Вычислить, какой процент
составляют предлоги. (75 слов, 6 предлогов: 8% составляют предлоги). Позади небольшого дома ещё
нестарый, неодичавший, не заглушенный бурьяном и кустарником сад. Я прошёл по
террасе, тоже крепкой и красивой. Пионы неробко, почти гордо поднимали свои
непокорные белые и красные головы из непрополотой травы. Было густо, и
сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли
тополи, сосны и юные, незрелые липы. Дальше сад расчищали для
сенокоса. Тут уже не парило. Паутина не попадала в рот и глаза, дул не
сдерживаемый деревьями ветерок.
|
Приложение
8Сообщение учащегося «Из истории телеграммы»Самая первая телеграфная
станция в России начала действовать почти 160 лет назад с 1 октября 1852 года в
здании Николаевского вокзала. Благодаря Борису Семёновичу Якоби,
который разработал "пишущий телеграф", теперь телеграмму мог
отправить любой человек, при этом доставка осуществлялась специальными почтальонами
на бричках и велосипедах - все понимали, что это не письмо и передать
информацию надо быстро. Стоимость отправки сообщения по городу составляла 15
копеек за факт отправки сообщения и сверх этого - по копейке за слово - по тем
временам, тариф значительный (средний заработок рабочего составлял 2 рубля).
Если сообщение было междугородним, то применялась уже дополнительная
тарификация. Сегодня стоимость одного слова в простой телеграмме составляет
2 рубля 40 копеек, а в срочной - 3 рубля 64 копейки. Если телеграмма оформлена
на простом бланке, стоимость её составляет 20 рублей, на специальном
бланке-открытке - 30 рублей. В пункты назначения, где отсутствует телеграф,
срочная телеграмма не может быть отправлена. Спасибо за внимание!
|