Цели урока:
- Формировать представление и стилистической роли определений;
- Актуализировать знания об определениях и эпитетах;
- Воспитывать внимательное и чуткое отношение к художественному слову;
Оборудование:
- карточки для сравнительного анализа текстов;
- карточки с заданием экспериментального характера;
- опорная схема « Определения. Стили речи».
Ход урока
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и
страданья, Наш дар бессмертный – речь.
И.А.Бунин.
I. Вступительное слово учителя.
- Это отрывок из стихотворения Бунина о русском языке (1915г.).
И.А.Бунин – лауреат Нобелевской премии в области литературы.
«Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример, как
нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и
пластически изображать его. Мы учимся у него мастерству слова и
образности», - писал о Бунине А.Н.Толстой.
Постараемся вслед за А.Н.Толстым почувствовать бунинскую пластику и
образность, неповторимость и лиризм, обращаясь к отрывкам из его
поэтических и прозаических произведений.
- А сейчас всмотритесь и вслушайтесь в строки эпиграфа и сформулируйте вопросы к нему. (Ученики формулируют свои вопросы).
II. Работа с эпиграфом.
- Что значит «уметь беречь речь»? (Уметь правильно выражать свои
мысли. Уметь правильно воспринимать мысли и чувства других. Видеть
красоту и образность речи. Самим пробовать создавать эту красоту).
- Как по-другому образно названа речь? («Дар бессмертный»). Почему?
- Что создаёт красоту, образность речи?
- Назовите известные вам средства художественной
выразительности.(метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты,
аллегория, ирония, гипербола, литота).
III. Определения темы и цели урока.
1. Выразительное чтение учителем записанных на доске бунинских строчек:
Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнажённый.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.
2. Первичный анализ.
- Какие средства художественной выразительности играют особую роль в этом тексте? (Эпитеты).
- Назовите обычное определение и эпитет.
- Какова роль эпитетов (Помогают передать настроение лирического героя, состояние увядания осенней природы).
3. Формулирование темы урока учащимися. (Тема на доске сформулирована не до конца: «Стилистическая роль…Эпитеты»).
- Определите, какова, на ваш взгляд, цель работы на уроке. (Дети предлагают свои формулировки темы и цели урока).
- Какие орфограммы и знаки препинания вы хотели бы прокомментировать?
IV. Фронтальная беседа.
- В соответствии со формулированной темой давайте предложим вопросы друг другу для фронтальной беседы. (Учащиеся сами формулируют вопросы, демонстрируя умение работать в рамках темы, определять ключевые слова).
- Что такое определение?
-Чем определение отличается от эпитета? (Эпитет – образное определение, основанное на переносном значении слова).
- Назовите известные вам стили речи.
- В каждом ли стиле используются определения? (Вопрос учителя). (Могут
использоваться в разных стилях речи, но при этом имеют и разный
характер: в художественном и публицистическом стиле это образные
определения, эпитеты, в научном и официально-деловом стилях –
определения в прямом значении научного и делового характера).
- Представьте связь определений со стилями речи схематически.
V. Подбор синонимов к слову «образное» определение.
Образное (определение) – яркое, красочное, говорящее, оценивающее, эмоциональное, свежее. Образное определение – эпитет.
VI. Сравнительный анализ двух редакций бунинского текста.
1. Первая редакция:
Как флером голубым, закрыв на полчаса
Окрестность, дождь прошёл косыми полосами,
И снова глубоко синеют небеса
Над орошёнными полями.
Вторая редакция:
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошёл внезапный дождь косыми полосами –
И снова глубоко синеют небеса
Над освежёнными лесами.
2. Сравнительный анализ:
- Почему, как вы думаете, поэт меняет определения? (второе более точно определяет состояние леса после дождя, оно более яркое, образное).
- Подберите синонимичные словосочетания. (освежённые леса – чистые, ярко – зелёные, светлые, весёлые леса).
- Назовите эпитеты.
3. Учитель читает отрывок из статьи М.Алданова «О Бунине»: «Ни у
кого, кажется, из больших писателей не было такой точности слова,
такого совершенства в образах, определениях, эпитетах, как у Бунина:
«пушистые звёзды», «сонные огни фонарей», «тугой гром».
VII. Анализ роли, определений и эпитетов в рассказе И.А.Бунина « Антоновские яблоки». (Домашнее задание для сильной группы учащихся).
Задание: найти в рассказе эпитеты и определить
их стилистическую роль. (Свежее, тихое утро; золотой сад, с сочным
треском, на коралловых рябинах, бриллиантовое созвездие Стожар, на
бирюзовом небе, золотой город, в прозрачном воздухе, бодрой осенней
прохладой, между хмурыми тучами, золотистый свет низкого солнца, воздух
чист и ясен, над тяжёлыми свинцовыми тучами, жидкое голубое небо,
зловещие космы пепельных облаков, тревожная ночь; сад притихший,
смирившийся; по ледяному ветру, озябшего за ночь, обнажённого сада; на
низком сумрачном небе).
Вывод: эпитеты делают прозу очень лиричной, чувственной, яркой,
позволяют нарисовать картину, усиливают эмоциональное впечатление.
Бунин часто обращает внимание на небо, оно в рассказе может быть
разным: « лёгким», «просторным», «глубоким», «жидким» ; очень часто
используется эпитет «бирюзовое».
VIII. Работа по карточкам.
1. Выполнить пунктуационный анализ предложения, начертить схему. Подчеркнуть определение – эпитет, объяснить его роль.
Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе.
2. Найти средства художественной выразительности в тексте. Объяснить постановку знаков препинания (графически):
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
3. Найти и подчеркнуть эпитеты, объяснить пунктограммы. Какова роль эпитетов в тексте?
Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Чёрный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом.
4. Выполнить синтаксический разбор предложений: Небо лёгкое, такое
просторное и глубокое. Холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми
свинцовыми тучами жидкое голубое небо.
5. Работа со словарём: определить лексическое значение слова
«бирюзовый». В каком значении оно используется в бунинских текстах.
IX. Лингвистический эксперимент.
I. Задание: подберите к существительным свои определения – эпитеты, используя слова для справок (задания на партах в отпечатанном виде).
1. Народился месяц (…).
Робко он (…) зарями
над (…) водой,
По садам сияя меж ветвями.
2. По (…) трущобам и оврагам,
По полям, (…) и (…),
Первые (…) туманы
Расползались медленно, как дым.
3. Повеял (…), (…) ветер
(…) свежестью полей.
Слова для справок: молодой, весеннее, чистый, лёгкий, зеркальная, пустынные, глухие, лесные.
II. Сравнение с бунинским вариантом (открывается на доске):
1. Народился месяц молодой.
Робко он весенними зарями
Светит над зеркальною водой,
По садам сияя меж ветвями.
2. По лесным трущобам и оврагам,
По полям, пустынным и глухим,
Первые весенние туманы
Расползались медленно, как дым.
3. Повеял чистый, лёгкий ветер
Весенней свежестью полей.
III. Сравнение своего варианта с бунинским.
- Почему именно эти определения подбирает поэт?
- Прочитайте выразительно
X. Обобщение по теме.
1) - Что мы узнали о стилистической роли эпитетов? (они используются
в художественном стиле, публицистических, поэтических текстах. Их роль
значительна: эпитеты делают речь образной, яркой, выразительной,
помогают ярко нарисовать словесную картину).
2) Ученик зачитывает выдержку из « Словаря эпитетов русского
литературного языка» К.С.Горбачевича и Е.П.Хабло : « Велика роль
эпитетов среди других стилистических средств литературного языка.
Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей
речи, обогащает содержание высказывания, подчёркивает индивидуальный
признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты наряду с
синонимами и фразеологическими выражениями не редко относят к золотому
фонду национального языка. Общепризнанно и то, что русский литературный
язык необыкновенно богат эпитетами».
XI. Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра «Времена года» с использованием эпитетов и других изобразительно-выразительных средств языка. |