В основном целью уроков повторения и обобщения
изученной темы является проведение тренинга,
практической или тестовой работы, но элементы
этих видов деятельности можно проводить и на
других уроках. На обобщающих уроках можно больше
внимания уделить изобразительно-выразительным
особенностям изученной части речи.
Чтобы ученики не потеряли интерес к урокам
русского языка, учились определять роль
изучаемой части речи в тексте и её
изобразительно-выразительные особенности, применяю
различные приёмы, способы подачи и закрепления
изученного материала. Большим подспорьем в
решении поставленной цели является работа с
текстом.
Например, на заключительном уроке по теме "Наречие"
(7 класс) провожу работу с текстом песни Владимира
Высоцкого "Песня о друге". Тем более что,
согласно тематическому планированию, этот урок
проводится или в день рождения барда, или
накануне этой даты.
I. В начале урока знакомлю семиклассников
с поэтом и его песней:
- Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок
русского языка. 25 января 1938 года родился Владимир
Семёнович Высоцкий - выдающийся российский
поэт, певец, актёр XX века.
(Показываются слайды с фотографиями
В.Высоцкого)
- В начале 60-х годов появились неслыханные ранее
песни, исполнявшиеся хрипловатым, ни с чьим
другим несравнимым голосом Владимира Высоцкого,
а говорить и писать о нём было нельзя. Его не
печатали, не издавали. Кого-то пугала правдивость
стихов поэта, кого-то раздражала его
популярность. Несмотря ни на что, Высоцкий имел
своих читателей и слушателей: молодёжь тайком
переписывала его песни, посещала концерты. На
ваших партах лежат фотографии поэта. Вглядитесь
в эти задумчивые глаза:
Включаю магнитофонную запись "Песни о
друге".
Для оформления кабинета использую портреты
В.С.Высоцкого в разные годы жизни, выставка
книг поэта, магнитофонные записи песен поэта.
Использую и средства ИКТ: компьютер,
мультимедийный проектор, интерактивную доску,
компьютерные презентации.
Урок предлагаю провести в форме соревнования.
II. Определение цели урока и формы работы.
- Ребята, предлагаю совершить восхождение в
горы, осуществить которое поможет поэзия
Владимира Семёновича Высоцкого. Поодиночке в
горы не ходят, поэтому в "путешествие" вы
отправитесь группами, то есть "связками". В
каждой "связке" есть "инструктор" (называю
более сильного ученика группы), а я буду
ведущим. Баллы получает каждая "связка" за
ответы её участников. В конце урока мы подведём
итоги и определим победителя.
Если ответы правильны, "связка" поднимается в
горы: начинаем с вечнозелёных лесов у подножия,
потом пересечём высокогорные луга, попытаемся
преодолеть голые скалы и каменистые пустоши,
чтобы восхититься ослепительными ледниками.
Рассказ учителя сопровождается показом
соответствующих иллюстраций.
III. Повторение и обобщение знаний о наречии.
Орфографическая разминка.
Необходимо раскрыть скобки, вставить
пропущенные буквы.
На экране интерактивной доски появляется
запись:
1) (на) верх; (по) два; (до) темн(а, о); (во) вторых;
горяч:
2) (в) лев(о,а); (по) прежнему; (не) истово; ещ:;
(давным) давно
3) (с) разбегу; (кое) где; вовсе (не) громко; замуж:;
издалек (а,о)
4) бок (о) бок; (по) немецки; (ни, не) когда; (не)
высоко, а низко; вскач:ечнозелёных лесов у
подножия,прется в горы: начинаем свечнозелёных
лесов у подножия,прм.ых особенностей на примере
анализа текс
После выполнения задания "инструктор"
каждой группы объясняет у доски написание.
Дать определение наречия.
- 1 группа - наречие как часть речи;
- 2 группа - морфологические признаки наречия;
- 3 группа - степени сравнения наречий;
- 4 группа - синтаксическая роль наречий.
- Мы вспомнили признаки наречия как части речи,
правила правописания наречий. Это наше
снаряжение, без которого нельзя отправляться в
горы.
(На экране показывается фотография с
изображением альпинистов)
3. Роль наречий в тексте. (1 этап подъёма в горы)
В строфах "Песни о друге" найти
наречия, обосновать свой выбор.
1 группа.
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг,
а - так:
Если сразу не разберёшь, (вдруг, сразу)
Плох он или хорош, -
Парня в горы тяни -
рискни!
2 группа.
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой - (там)
Там поймёшь, кто такой.
3 группа.
Если парень в горах -
не ах,
Если сразу раскис -
и вниз, (сразу, вниз, рядом)
Шаг ступил на ледник -
и сник,
Оступился - и в крик, -
Значит, рядом с тобой - чужой,
Ты его не брани - гони:
4 группа.
Вверх таких не берут,
и тут
Про таких не поют. (вверх, тут)
Если ж он не скулил, не ныл,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал:
Значит, как на себя самого
Положись на него.
- Почему именно такой выбор наречий образа
действия и места?
- Какую роль они играют в содержании
стихотворного текста?
(Эти наречия помогают показать
бескомпромиссность ситуации, помогают узнать
себя, но себя других, показывают действия
человека, оказавшегося в экстренной ситуации.)
4. Синтаксический разбор предложений,
выделенных в предыдущем задании. (2 этап подъёма
в горы)
Учащиеся по группам выполняет синтаксический
разбор предложений. Во время проверки члены
других групп внимательно слушают ответы и
справляют ошибки.
- Обратите внимание на границы предложений. Три
точки в конце некоторых предложений не только
свидетельство неоконченной мысли, но и как порыв
верёвки в связке альпинистов - после него либо
победа, либо трагедия. Да и весь синтаксический
строй предложений песни напоминает звенья
страховки связок, устремившихся к вершине.
5. Физминутка.
- Половина пути пройдена, и надо бы взбодриться.
А поможет нам зарядка, которую мы выполним под
песню В. Высоцкого "Утренняя гимнастика". (Звучит
фрагмент песни)
(На экране в это время показываются спортсмены,
выполняющие зарядку)
6. Морфемный разбор наречий. (3 этап подъёма в
горы)
- В цикле стихотворений "Вертикаль",
посвященных горам, В. Высоцкий использует такие
наречия:
(на экране интерактивной доски появляется
запись)
таинственно, невдалеке, удивлённо;
наверх, напрямик, издавна;
дотемна, изредка, вплотную;
шёпотом, сплошь, снизу.
Каждая группа выполняет морфемный разбор
наречий, а затем по одному члену группы пишут на
интерактивной доске.
По необходимости учащиеся других групп
исправляют ошибки, объясняя правило написания.
7. Коллективная творческая работа. (4 этап
подъёма в горы)
С помощью слов предыдущего задания составить
по три предложения на тему "Восхождение в горы".
(В это время на экране показывается фотография
с изображением альпинистов)
8. Разгадывание кроссворда.
- Подниматься по каменистым скалам тяжело,
нужны специальные крепления и верёвки. Для нас
таким помощником будет кроссворд. Заполните
клеточки кроссворда наречиями. Как они пишутся с
приставками? 1. Надеть что-либо изнанкой наружу.
2. Бежать, догоняя кого-то.
3. Прийти в нужный час.
4. Утром следующего дня.
5. Подниматься выше всех.
6. Случается мгновенно, мигом.
9. Придумывание наречий. (5 этап подъёма в горы)
(На экране показывается фотография с
изображением гор)
1) - Мы достигли ледника. Но чтобы подольше
полюбоваться увиденным, надо крепко стоять на
ногах. Для этого выполним следующее задание.
На доске записано слово наверх. На каждую
букву данного наречия образовать новые наречия.
2) После выполнения задания "инструкторы"
каждой группы читают получившиеся наречия и
объясняют их правописание.
10. Задание на внимательность.
Составить предложение на тему "Восхождение в
горы", используя одно из наречий, придуманных
ребятами других групп.
Проверка выполнения.
IV. Подведение итогов соревнования.
Определение победителей соревнования.
(На этом уроке все группы одновременно
пришли к финишу, так как друг другу помогали при
выполнении заданий. Победила дружба.)
Звучит песня В. Высоцкого "Вершина".
Домашнее задание.
- Владимир Высоцкий, размышляя о дружбе, создал "Песню
о друге". Попробуйте и вы дома написать свою
песню о друге, о том, каким, по-вашему, должен быть
друг, каким другом являетесь вы.
Обобщение по уроку.
- Сегодня на уроке мы с вами не просто повторили
всё о наречии, мы совершили восхождение к
вершинам языка, поэзии, сотрудничества. Находясь
в одной связке, многое пережили, покорили высоту,
но: неизвестно, кому ещё повезло: нам или тем, у
которых вершина ещё впереди.
Как итог прожитого вместе восхождения звучит
песня В. С. Высоцкого "Прощание с горами".
- Поднимите головы. Посмотрите на небо: (на
экране - звёздное небо) Среди
множества планет огромной Галактике блуждает
маленькая светящаяся точка. И это вечно живое
небесное тело связано с именем Владимира
Высоцкого. В 1985 году астрономы Крымской
обсерватории назвали вновь открытую планету
между орбитами Марса и Юпитера "Владвысоцкий".
Она значится под № 2374.
Дети уходят с урока с урока воодушевлёнными, с
горящими глазами, на столах не остался ни один
текст песни (а кому текста не досталось,
попросили у меня дополнительный), кто-то попросил
почитать сочинения Высоцкого, а некоторые -
магнитофонные записи песен. Значит, урок прошёл
не зря.
|