Цели:
- создать условия для установления детьми
возможности изменения слов, называющих предметы,
по падежам;
- убедиться в возможности проверки орфограмм
слабой позиции по сильной позиции в изменениях
слова по падежу.
Ход урока
1. Организационная часть.
- создать условия для установления детьми
возможности изменения слов, называющих предметы,
по падежам;
- убедиться в возможности проверки орфограмм
слабой позиции по сильной позиции в изменениях
слова по падежу.
2. Ситуация успеха.
- Что мы изучаем на уроках русского языка?
(Проверку орфограмм слабой позиции)
- Как мы проверяем орфограммы слабой позиции?
(По алгоритму:
- Пропускаем (орфограмма слабой позиции)
- Изменяем по числу
- По сильной позиции проверяем слабую
- Буква (пишем нужную букву)
-Иванна написала высказывание: У меня есть ко(т,
д).
Как вы думаете, как Иванна проверила орфограмму
слабой позиции?
Проверьте это слово в тетрадях по алгоритму.
Взаимопроверка.
Покажите на доске.
Контроль по алгоритму, рефлексия: умею ли я
проверять орфограмму слабой позиции, оценка по
шкале
3. Постановка учебной задачи.
-Ребята, Вадим эту орфограмму так: У меня нет
к_та. И по сильной позиции поставил нужную
букву. Вы с ним согласны? Почему?
(Слово "кот" в единственном числе, слово
"кота" - тоже, значит он неправильно изменил
слово, надо было изменить так:"коты".
-Но в слове "коты" звук / т / в сильной позиции,
наверное так тоже можно).
-Как вы думаете, могут ли быть другие способы
проверки орфограмм слабой позиции? (-нет, -могут
быть)
-Тогда что мы будем изучать на этом уроке? (Новые
способы проверки)
1. Пропускаем (орфограмму слабой позиции)
2. Изменяем по числу
3. / /--- /__/ (по сильной позиции проверяем слабую)
4. Буква (пишем нужную букву)
4. Анализ.
Ко_ --- к_та
Это сильная позиция? (да) Значит, по этому
изменению поставить букву в слабой позиции? (да)
И в первом, и в втором случае слово "кот"
называет один предмет, Почему же это слово
изменилось? (предложения детей)
Вывод: потому что оно связано с разными словами.
В первом высказывании связано со словом "есть",
а во втором- со словом "нет", поэтому слово
"кот" стало "кота"
_Я вам дам несколько слов. Давайте попробуем
сказать слово "кот" с этими словами.
(На доске: есть, нет рад, вижу, доволен, думаю) Эти
слова у вас на карточках. Не забывайте пропускать
орфограммы слабой позиции, ставить ударения.
Работа на карточках.
Проверка: на доске- разные варианты. Дети
проверяют свою работу, задают вопросы, уточняют,
исправляют друг друга.
- Для связи с каким словом вам понадобилось
слово-помощник? (думаю о ком?)
Давайте рассмотрим- какие слова годятся для
проверки орфограммы слабой позиции в слове
"ко_"? (кота, коту, котом, о коте)
А для проверки орфограмм слабой позиции в
словах "к_та", "к_ту", "к_том", "о к_те"? (кот )
Вывод: Вот мы и нашли новый способ проверки
орфограмм слабой позиции. Этот способ называется
"Изменение по падежам". (В алгоритме, где
фиксировали учебную задачу, вместо ? пишем " по
падежам")
-Какие слова нам помогали изменять по падежам?
(есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю )
Сколько всего изменений? (6)
5. Рефлексия.
- Что нового узнали? (Изменение по падежам. Есть 6
падежей.)
-Зачем нужно уметь изменять слова по падежам?
(Так тоже можно проверять орфограммы слабой
позиции.)
- Сможете самостоятельно изменять слова по
падежам? (да)
6. Решение частных задач.
-А теперь самостоятельная работа. Проверьте
орфограмму слабой позиции в слове "зу (п, б)"
изменяя слово по падежам. (Работа в тетрадях)
Самопроверка (контроль по алгоритму, ставят
знаки +, - , устная проверка)
-А теперь немножко усложню задание: измените
это слово по падежам во множественном числе.
Выберите форму работы (групповая, парная,
самостоятельная).
Проверка, ставят себе оценку.
- Сможете дома выполнить подобное задание? (да)
7. Домашняя работа.
Измените по падежам слова " ки(т, д)", " кла(д,
т)" в единственном и во множественном числе.
8. Рефлексия.
- Чему научились, что нового узнали? (Изменять
слова по падежам, чтобы проверять орфограммы
слабой позиции. Есть 6 падежей. Узнали слова,
которые помогают изменять по падежам. Можно
изменять по падежам и во множественном числе.)
- Запишите домашнюю работу.
|