Цели: 
  
 - создать условия для установления детьми
 возможности изменения слов, называющих предметы,
 по падежам; 
 - убедиться в возможности проверки орфограмм
 слабой позиции по сильной позиции в изменениях
 слова по падежу. 
  
Ход урока 
1. Организационная часть.  
 - создать условия для установления детьми
 возможности изменения слов, называющих предметы,
 по падежам; 
 - убедиться в возможности проверки орфограмм
 слабой позиции по сильной позиции в изменениях
 слова по падежу. 
  
2. Ситуация успеха.  
- Что мы изучаем на уроках русского языка?
(Проверку орфограмм слабой позиции)  
- Как мы проверяем орфограммы слабой позиции?
(По алгоритму: 
 - Пропускаем (орфограмма слабой позиции) 
 - Изменяем по числу 
 - По сильной позиции проверяем слабую 
 - Буква (пишем нужную букву) 
 
  
-Иванна написала высказывание: У меня есть ко(т,
д).  
Как вы думаете, как Иванна проверила орфограмму
слабой позиции?  
Проверьте это слово в тетрадях по алгоритму. 
Взаимопроверка.  
Покажите на доске.  
Контроль по алгоритму, рефлексия: умею ли я
проверять орфограмму слабой позиции, оценка по
шкале  
 3. Постановка учебной задачи.  
-Ребята, Вадим эту орфограмму так: У меня нет
к_та. И по сильной позиции поставил нужную
букву. Вы с ним согласны? Почему?  
(Слово "кот" в единственном числе, слово
"кота" - тоже, значит он неправильно изменил
слово, надо было изменить так:"коты".  
-Но в слове "коты" звук / т / в сильной позиции,
наверное так тоже можно).  
-Как вы думаете, могут ли быть другие способы
проверки орфограмм слабой позиции? (-нет, -могут
быть)  
-Тогда что мы будем изучать на этом уроке? (Новые
способы проверки)  
1. Пропускаем (орфограмму слабой позиции)  
2. Изменяем по числу  
3. / /--- /__/ (по сильной позиции проверяем слабую)  
4. Буква (пишем нужную букву)  
 4. Анализ.  
Ко_ --- к_та  
Это сильная позиция? (да) Значит, по этому
изменению поставить букву в слабой позиции? (да)  
И в первом, и в втором случае слово "кот"
называет один предмет, Почему же это слово
изменилось? (предложения детей)  
Вывод: потому что оно связано с разными словами.
В первом высказывании связано со словом "есть",
а во втором- со словом "нет", поэтому слово
"кот" стало "кота"  
_Я вам дам несколько слов. Давайте попробуем
сказать слово "кот" с этими словами.  
(На доске: есть, нет рад, вижу, доволен, думаю) Эти
слова у вас на карточках. Не забывайте пропускать
орфограммы слабой позиции, ставить ударения.  
Работа на карточках. 
Проверка: на доске- разные варианты. Дети
проверяют свою работу, задают вопросы, уточняют,
исправляют друг друга.  
- Для связи с каким словом вам понадобилось
слово-помощник? (думаю о ком?)  
Давайте рассмотрим- какие слова годятся для
проверки орфограммы слабой позиции в слове
"ко_"? (кота, коту, котом, о коте)  
А для проверки орфограмм слабой позиции в
словах "к_та", "к_ту", "к_том", "о к_те"? (кот )  
Вывод: Вот мы и нашли новый способ проверки
орфограмм слабой позиции. Этот способ называется
"Изменение по падежам". (В алгоритме, где
фиксировали учебную задачу, вместо ? пишем " по
падежам")  
-Какие слова нам помогали изменять по падежам?
(есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю )  
Сколько всего изменений? (6) 
5. Рефлексия.  
- Что нового узнали? (Изменение по падежам. Есть 6
падежей.)  
-Зачем нужно уметь изменять слова по падежам?
(Так тоже можно проверять орфограммы слабой
позиции.)  
- Сможете самостоятельно изменять слова по
падежам? (да) 
 6. Решение частных задач.  
-А теперь самостоятельная работа. Проверьте
орфограмму слабой позиции в слове "зу (п, б)"
изменяя слово по падежам. (Работа в тетрадях)  
Самопроверка (контроль по алгоритму, ставят
знаки +, - , устная проверка)  
-А теперь немножко усложню задание: измените
это слово по падежам во множественном числе.
Выберите форму работы (групповая, парная,
самостоятельная).  
 Проверка, ставят себе оценку.  
- Сможете дома выполнить подобное задание? (да)  
 7. Домашняя работа.  
Измените по падежам слова " ки(т, д)", " кла(д,
т)" в единственном и во множественном числе.  
 8. Рефлексия.  
- Чему научились, что нового узнали? (Изменять
слова по падежам, чтобы проверять орфограммы
слабой позиции. Есть 6 падежей. Узнали слова,
которые помогают изменять по падежам. Можно
изменять по падежам и во множественном числе.)  
- Запишите домашнюю работу. 
	
	
	 |