Повторение изученного в 5 классе. (2 часа)
Цели урока:
- углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;
- формирование умения использовать в речи имена прилагательные;
- отработать навык нахождения прилагательного в тексте, т.е. уметь отличать его от других частей речи;
- отрабатывать умение выполнять морфемный разбор слова;
- коррекция орфографической зоркости и пунктуационной грамотности.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Работа с текстом.
Анализ текстов. Цель – выявить роль прилагательных в тексте.
Лучше, чтобы тексты воспринимались учащимися зрительно (для этого либо тексты распечатывают и кладут перед каждым учеником, либо они выводятся на экран)
Вечер. Синь становится всё незаметнее в зареве заката. Дымкой
сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры, слышатся
всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в
сюртуке с манишкой. Трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички
роют норы в обрывах. («Юный натуралист»).
Летний вечер. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют двухметровые норы в песчаных обрывах. («Юный натуралист»).
(После сравнения двух текстов (с прилагательными и без них) выясняется, какой из них понравился учащимся больше и почему)
- Ребята, какой вам текст понравился больше? Почему?
- За счёт чего создаётся такая яркая, образная картина, которую легко себе представить?
- Что обозначают прилагательные в этом тексте?
- Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока «Имя
прилагательное. Повторение изученного в 5 классе». (Запишите тему урока
в тетради).
III. Блиц – опрос.
Цель: вспомнить грамматические признаки прилагательного.
(Тексты учащимися воспринимаются зрительно (для этого их либо распечатывают и кладут перед каждым учеником, либо они выводится на экран)
- А сейчас, ребята, внимание! Проведём блиц – опрос. Отмечайте, пожалуйста правильные ответы.
1) На какие вопросы отвечает прилагательное?
а) Что делать? Что сделать?
б) Какой? Чей?
в) Когда? Где?
г) Кто? Что? О ком? О чём?
2) Что обозначает имя прилагательное?
а) Предмет.
б) Признак предмета.
в) Действие предмета.
г) Признак предмета по действию.
3) Чем, как правило, является прилагательное в тексте?
а ) Подлежащим.
б) Определением
в) Сказуемым.
г) Дополнением.
- Давайте подытожим сказанное и на вопрос «Что такое имя прилагательное?» ответим языком науки.
(Учащиеся заполняют розданные листочки, вписывая в них правильные ответы)
Имя прилагательное – это____________________, которая обозначает
_____________, отвечает на вопросы_________________, в предложении
является_____________.
- Какова начальная форма имени прилагательного?
- Какие морфологические признаки прилагательного вам известны?
- Давайте всё сказанное запишем в тетради.
(Ребята записывают)
IV. Объяснение нового материала.
Цель: углубить понятие о роли имени прилагательного в речи.
- Итак, с сегодняшнего урока мы переселяемся в город Имя
Прилагательное и будем путешествовать по его улицам, переулкам и
площадям. А гидами или проводниками в этом
удивительном городе будут 2 умных сказочных героя – Кот и Пёс. Они,
кстати, уже здесь, на уроке. И готовы участвовать в нашей учёной
беседе.
(Роль сказочных героев могут выполнять как ученики (слова им
раздаются заранее), так и реплики героев проецироваться на экране, а
ученики, выбранные учителем, читать слова).
Кот - Разрешите представиться, меня зовут Кот Баюн, я
учёный кот и много чего знаю. Ах! Да вы говорите об Имени
Прилагательном! Вот я представляю его похожим на огромный гобелен,
вышитый не только разноцветными нитками, но и наполненный и6нтересными
качествами и свойствами. Ой! Да вы же не знаете, что обозначает слово
гобелен! Я вам, конечно, подскажу, ведь я кот учёный и умный, но
сначала ответьте мне нам вопрос: где можно узнать значение любого
слова?
(Учащиеся отвечают, что это «Толковый словарь»).
(Значение слова может быть спроецировано на экране)
- Правильно! Вот что написано в «Толковом словаре» С.И. Ожегова.
Гобелен – это стенной ковёр с вытканными вручную изображениями, тканая картина.
Но вернёмся к Имени Прилагательному. Ребята, вы знаете, что Имя
Прилагательное - это очень важный город в государстве Морфология.
Достаточно сказать, что по количеству жителей, т.е. употребляемых слов
он занимает 3 место.
- Ребята, а какие, на ваш взгляд, части речи занимают первые 2 места?
(Учащиеся отвечают: «После существительного и глагола»).
Пёс - Позвольте и мне поучаствовать в учёной беседе. Я Пёс,
и как вы догадались, тоже учёный, зовут меня Аргос. Так что, если вам
нужна будет помощь или моё компетентное мнение, то зовите меня – буду
рад оказать помощь!
А я Имя Прилагательное представляю совсем иным. Это огромная поляна,
на которой можно найти всё – от цвета, запаха, вкуса до разнообразных
веществ: деревянных, каменных, серебряных. От характера человека
(волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности
(солнечного света, тёмной ночи, грозового ветра). И на этой поляне
растёт то самое дерево познания с листочками – именами всех предметов
(именно таким я представляю существительное), ведь прилагательное никак
не может прожить без друга – Существительного, иначе кому оно будет
служить? Кто поймёт его душу? Кому понадобятся его признаки? Его
богатства?
Кот – Знаешь, Аргос, мне твоя поляна даже больше, чем мой
ковёр нравится. Только нужно добавить, что живут они оба в государстве
Морфология, а работают в соседнем Синтаксисе.
Пёс – Спорим, Баюн, что никто из ребят не знает о том, что
профессор калининградского университета А.Шрамм составил целый «Словарь
русских прилагательных».
Кот – Да, возможно, ребята об этом не знали. Но
скоро этот словарь будет издан, а пока, ученикам придётся рассчитывать
на собственные силы.
VI. Закрепление материала.
(Цель закрепить на практике полученные знания)
- Уважаемые гости, Баюн и Аргос, ваши знания безупречны, однако,
позвольте ребятам показать, что они знают об имени прилагательном.
- Ребята, от какой части речи зависит прилагательное?
- Посмотрите внимательно на текст. Найдите в нёмсловосочетания
соответствующих схеме «прил.+ сущ.», запишите в тетрадь. Вставьте, если
необходимо, пропущенные буквы. Помним, что подлежащее и сказуемое не
являются словосочетанием!
(Текст либо лежат перед учащимися на партах, либо спроецирован на экране, либо записан на доске).
В песчаных ст…пях аравийской з…мли
Три гордые пальмы высоко р…сли,
Р…дник между ними из почвы бе…плодной,
Журча, пр…бивался в…дою х…лодной,
Хранимый, под сенью з…л…ных листов,
От знойных лучей и л…тучих песков.
(М. Ю. Лермонтов)
Дифференцированное задание
- для «сильных» учащихся 4 – 5 словосочетаний,
- для «слабых» – 2 – 3 словосочетания.
(Проверка задания)
Морфемный разбор
- Ребята, произведите морфемный разбор указанных прилагательных.
(2 ученика могут за закрытой доской выполнять разборы или 3 ученика – по 1 на слово)
В песчаных, аравийской, зелёных.
(Проверка разборов, исправление ошибок)
- Какие суффиксы имеют прилагательные? А какие суффиксы вы знаете ещё? Давайте запишем их в тетради. (К суффиксам записываются и примеры слов)
Продолжи ряд
- Следующее задание: вам надо продолжить ряды прилагательных, кто сколько сможет за 3 – 4 минуты (время учитель выбирает, исходя из подготовленности класса).
(Ряды прилагательных могут быть либо записаны на доске, либо спроецированы на экране)
Цвет: белый,______________ Температура: холодный,______________
Вкус: сладкий,_____________ Размер: большой,___________________
Качество характера: добрый,___________.
(Проверка задания)
- Ребята, знаете ли вы, что прилагательные часто встречаются в
загадках? Ведь они не называют предмет, а только упоминают о его
признаках, свойствах. Поэтому сейчас я объявляю загадочную паузу.
Отгадайте предмет по его признакам, ответы запишите в тетради.
Загадочная пауза
Бежит свинка,
Железная спинка,
Льняной хвостик.
(Иголка)
Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведёт,
Там заметку кладёт.
(Карандаш)
Сам алый
Сахарный.
Кафтан зелёный
Бархатный.
(Арбуз)
Земля беленькая,
А птички на ней
Чёрненькие.
(Книга)
(Проверка ответов)
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
- Подобрать 2 – 3 примера загадок с использованием имени прилагательного или
- Придумать 2 – 3 примера подобных загадок.
|