1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Умеете ли вы слушать музыку?
(2) Слушать музыку можно только в тишине. (3) Это
первое необходимое условие. (4) Ведь музыка –
искусство, выражающееся в звуках, в сочетании их.
(5) Слушать музыку в шуме – это то же самое, что
пытаться смотреть на полотно художника через
вуаль или читать книгу, разговаривая с кем-то.
(6) Второе важное для понимания музыки условие
– внимание. (7) Только в полной тишине и при полной
сосредоточенности перед вами раскроется идея
музыкального произведения.
(По Д.Д. Шостаковичу)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Определите тип речи. Аргументируйте свой
ответ.
3. Составьте план.
4. А вы какую музыку предпочитаете? Как вы ее
слушаете? Согласны ли вы с автором в том, что
музыку надо слушать в тишине?
5. Из предложения 1 выпишите слово(-а), в
котором(-ых) звуков больше, чем букв.
6. Из предложения 2 выпишите слова, в которых все
согласные твердые.
2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Среди жителей наших лесов есть
растения-«комбинаты». (2) Они многообразно
используются человеком. (3) К ним по праву можно
отнести кипрей, или иван-чай. (4) Да, да! (5) Вас это
удивило? (6) Обыкновенный иван-чай!
(7) Высушенные листья иван-чая заваривают и
получают крепкий и вкусный напиток. (8) От этого и
название – иван-чай. (9) Из молодых листьев и
побегов делают салат или пюре. (10) Семена его с
пухом могут употребляться для набивки подушек и
перин. (11) Цветки иван-чая дают больше меда, чем
цветки других растений. (12) Из стеблей вьют
веревки, из волокон делают ткани.
(13) Это замечательное растение! (14) Как жаль,
что еще мало используют его свойства!
(По Н.М. Верзилину)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Определите стиль и тип речи. Свой ответ
аргументируйте.
3. Объясните значение слов: комбинат, волокно.
4. Составьте план текста. Перескажите текст.
5. Напишите сочинение на тему «Почему некоторые
растения можно назвать комбинатом»?
6. Из 12-го предложения выпишите слово, в котором
буква ю обозначает два звука.
7. Из предложения 12 выпишите существительное с
нулевым окончанием.
8. Выпишите слова с орфограммой «Правописание
парных согласных в корне слова».
9. Из предложения 8 выпишите слово, в котором
количество букв и звуков не совпадает.
10. Выпишите предложение, в котором дополнение
выражено существительным в винительном падеже
без предлога. Произведите его синтаксический
разбор.
3. Прочитайте текст и выполните задания.
ЕЖИК
(1) Значительно дольше переносит холод наш
хороший знакомый – ежик. (2) Только в конце
сентября или в начале октября еж приступает к
устройству своего логова. (3) Обычно он устраивает
его в куче соломы, листьев, мха и внутри выстилает
очень старательно. (4) Материал для логова еж
собирает и переносит очень интересным способом.
(5) Он катается в опавших листьях и нанизывает их
таким образом на иглы.
(С.И. Огнев)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Как еж готовится к зиме? Знаете ли вы, как
другие звери готовятся к морозу?
3. Из предложения 1 выпишите слово, в котором
букв больше, чем звуков.
4. Выпишите из текста слова, в которых
происходит оглушение согласного звука.
5. Укажите номер предложения с однородными
членами.
6. Из предложения 5 выпишите слово(-а), в
котором(-ых) количество букв и звуков не
совпадает.
|