Цель работы: определить роль цветовой
символики и звукоцветовых совпадений в
формировании поэтической картины мира А. Блока.
Для достижения поставленной цели мы обратились
к решению ряда исследовательских задач:
- Определить характеристику цветовой символики
как одного из способов создания предметного мира
художественного произведения;
- Проанализировать звукоцветовые совпадения в
лирических текстах А.Блока и их роль в создании
поэтических образов.
- Исследовать взаимодействие символики цвета и
звукоцветовых совпадений в художественной
системе поэта.
В работе были использованы следующие методы:
- Описательный;
- Метод структурного анализа;
- Метод статистического анализа.
В основу исследования положена гипотеза о
том, что цветовая символика и звукоцветовые
совпадения являются взаимодополняющими
компонентами в структуре поэтической системы
лирики А.Блока.
Методической базой нашего исследования
является работа А.П. Журавлёва [Журавлёв, 1991], в
которой описана методика расчета цветовой
палитры стихотворения.
I. История символа в русской литературе
В отечественном литературоведении попытки
дать определение понятия "символ”
предпринимались на протяжении достаточно
длительного времени. Уже в издании 1821 года мы
обнаруживаем следующее определение символа:
"Символ, Девиз и Эмблема имеют большое между
собою сходство, а различаются в некоторых только
частях. Символ есть знак, относящийся к такому
предмету, о котором хотят дать понятие. – Весы
служат символом правосудия, символом
невозможности может быть умывающийся Арап: Хотя
реку воды на Ефиопа лей / Не будет он белей” [Цит.
по: Шатин, 2003, с. 78].
Как художественное течение символизм возник в
80-е годы XIX века как течение французской
литературы, позднее вышел за границы Франции и
Европы и распространил свое влияние на живопись,
театр, музыку, философскую мысль. В России
Символизм достигает наивысшего творческого
взлета в 90-е годы, когда в литературу вливается
новая плеяда поэтов: А. Белый (В. Бугаев), А. Блок, С.
Соловьев, М. Волошин и др.
Поэтому символисты второго поколения
(соловьевы), в отличие от Символистов первого,
выдвигали идею активного социального
Творчества, где художник - творец образов,
являются демиургом, Создающим миры. Цель этого
теургического акта заключалась в сотворении
Нового человека.
Основные положения Теории символизма этого
периода разработал А. Белый. Он считал, что
"всякое искусство начинается там, где
человеческий дух, хотя бы и бессознательно,
провозглашает примат Творчества над познанием,
"поскольку Свободная воля есть воля
творческая”.
Символам А. Белый считал Связь ("Соединение”)
частей в "конкретном Синтезе”. Все в мире есть
символ, так как "Несимволов нет”. Видимый мир -
эта только подобие "подлинной” (Божественной)
реальности, которая дается нам через символы. В
этой системе любой предмет, цвет, слово,
музыкальный звук - все есть символ, и через него
мы постигаем реальность.
При этом выделяется в особую область цвет и
рассматривается причина его феноменальности,
которая может быть сведена до формулы "Бог есть
Свет, а свет есть цвет”.
Таким образом, у символистов были все основания
уделить внимание цвету и попытаться дать
собственную картину цветовосприятия.
Символическому осмыслению поддаются следующие
цвета.
Чёрный - символ небытия и хаоса, являет собой
противоположность Божественному (белому свету).
Отсюда феномен черного цвета в том, что он
определяет Зло как Начало, придает призрачность
бытию. Символисты считали, что чернота - это всего
лишь завеса, которую можно преодолеть, только
войдя во мрак. Вступив же во мрак, человек может
уже выйти из него к свету.
Серый есть воплощение небытия в бытие. Он
создается отношением черного к белому и придает
бытию характер призрачности. Сущность серого
цвета, его природа, дают возможность постигнуть
реальное действие зла. Мир, который начинает
представляться ненужной картиной,
бессмысленность существования и любых действий.
"Серое марево” создает оптический обман,
иллюзию присутствия у ног всепоглощающей бездны,
Ничто, оно гасит свет, но это только иллюзия,
"отношение”, а не сущность, обман неожиданности.
Желто-бурый - первый цвет, возникающий после
проникновения во мрак и связанный прохождением
сквозь него. Это "первое сияние”, намек на
грядущее пробуждение после состояния отчаянья.
Это цвет гибнущего старого мира, который, однако,
содержит в себе потенцию преодоление хаоса. Тот,
кто не сумеет разглядеть за зловещим желто-бурым
маревом зарождающегося нового мира, погибнет.
Красный - символ адского огня, последний предел
серой относительности, "призрак-призрака”.
Впечатление красного создается отношением
беглого света к серой среде. А. Белый проводит
аналогию с физикой (оптикой), где белый луч
окрашивается в красный цвет при прохождении
сквозь пылевое облако. Красный в символизме
несет в себе угрожающее, трагическое значение,
ужас, скрытый в человеке, перед грядущей
действительностью, представление себе еще хуже,
чем есть в реальности. В красном сосредоточены
ужас огня и тернии страданий. Отсюда земная
любовь в символизме также окрашена огненным
цветом, так как она являет собой " всепожирающую
страсть”, полную темных чар и злого (земного
огня) (например, у А. Блока "огни заколдованной
темной любви...”). Теософская двойственность
красного заключает ад (красное), средоточие
борьбы и ужаса, страдание, искупление
собственной кровью (багряный).
Голубой (лазурный) - символ Неба, Божественных
бездн мира это символ богочеловечества,
двуединства; это белое сияние, которое на
"внецветном фоне моровых бездн сквозит
голубым”. Он дает ощущение радости, духовного
соприкосновения человека с божественным.
Белый (Воздушно-белая прозрачность)- символ
божественного, идеального человечества. Белый
(прозрачный) рассматривается как синоним света,
ибо "Бог есть Свет”, лишенный какой-либо тьмы.
Это символ всепоглощающей полноты бытия. Белый
цвет заключает в себе все цвета. Феномен же цвета
заключается в том, что он "есть свет”, в
различном отношении "ограниченный тьмой”, чем
сильнее ограничен свет, т. е. больше приближается
к темному, являющий собой полное его отсутствие,
тем больше он противопоставлен божественному.
Белые розы, лилии, ленты и т. д. в искусстве
символизма также ассоциировались с Христом,
"воскресшей плотью”.
Розовый соединяет красный (страдание) и белый
(божественное). Он дает преобладание "белого
светоча Человекобожества”, выражает идею более
Высокого уровня душевного переживания. Это
символ скромности, целомудрия и добродетели,
праведных побуждений.
2. Соотношение цвета и звукоцветовых
совпадений в стихотворениях А.Блока
В последнее время литературоведы и языковеды
стали обращать особое внимание на звукоцветовые
соответствия в художественном произведении. Е.
Замятин писал: "Всякий звук человеческого
голоса, всякая буква сама по себе вызывает в
человеке известные представления, создает
звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать
каждому звуку точно определенное смысловое или
цветовое значение. Но Р - ясно говорит мне о
чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л
- о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном,
легком. Звук Н - о чем-то нежном, о снеге, небе,
ночи... Звуки Д и Т - о чем-то душном, тяжком,
о тумане, о тьме, о затхлом. Звук М - о милом,
мягком, о матери, о море. С А связывается
широта, даль, океан, марево, размах. С О -
высокое, глубокое, море, лоно. С И - близкое,
низкое, стискивающее”. Действительно, звуки
"окрашены” в восприятии всех носителей языка.
Например, А ассоциируется с красным цветом, О
– с желтым, И – с синим, Е – с зелёным и
т.д. Особый подход к пониманию цветовой
символики, цветозвуковых совпадений можно
отметить в творчестве поэтов и писателей,
поскольку используя тот или иной цвет в своем
творчестве они не только создают какие-то
внешние образы, символы, но и передают своё
эмоциональное состояние, создают свою
поэтическую картину мира.
Метод изучения эмоционального состояния
личности автора на основе звукоцветового
анализа письменных текстов был разработан
А.П.Журавлёвым, который писал: "Главные слова и
главные звуки заголовка пронизывают затем всё
стихотворение, ведя в гармоничном единстве
смысловую, звуко-смысловую и звукоцветовую линии
произведения. Причём поэт резко выделяет,
подчёркивает эти линии, контрастно, без
переходов, сталкивая их, как цветные стёкла в
витражах” [Журавлёв, 1991, с. 105]. В книге "Звук и
смысл” А.П.Журавлёвым была определена методика
расчёта цветовой палитры стихотворения, которая
выполняется следующим образом:
1) Подсчитать частотность звуков в интересующем
стихотворении, при этом Е считается вместе с Э,
Ё с О, Ю с У, Я с А (ударные
считаются за две).
2) Подсчитать общее количество букв в
стихотворении;
3) Вычислить долю звукобукв (ЗБ) в стихотворении,
для этого используется следующая формула:
количество ЗБ в тексте (Е + Э)
общее количество ЗБ в тексте
4) Определить отношение долей ЗБ в тексте к
норме, для этого используются формула
доли ЗБ в тексте
нормальные доли для ЗБ
5) Нормальные доли для ЗБ были определены в
результате многочисленных экспериментов автора
методики и представляют собой
средне-статистический результат.
6) Распределить места ЗБ по их преобладанию над
нормой и, соответственно, определить цвет
преобладающих ЗБ.
Результаты подсчётов сводятся в таблицу. Для
каждого звука А.П. Журавлёв определяет
соответствующие цвета: Э + Е – зелёный, О + Ё
– жёлтый, Ы – тёмно-коричневый, У + Ю –
сине-зелёный, И – синий, А + Я – красный.
Происхождение цветового символа, его
содержание, отношение к тем или иным явлениям и
событиям – вот один из главных вопросов проблемы
цветового символизма. В результате нашего
исследования мы пришли к следующим выводам:
- Понятие "символ” в литературе и искусстве
принадлежит к числу наиболее неясных и
запутанных, несмотря на то, что изучение его
сущностных характеристик идет еще из античных
времён.
- Цветовая гамма поэтических образов текстов
Блока представлена, в основном, следующими
красками: синим (в сочетании с голубым), зелёным,
жёлтым, красным, что определено глубоким
символическим значением цветов.
- Цветовая символика и звукоцветовые совпадения
играют очень важную роль в формировании картины
мира поэта, создавая яркие, зримые, почти
осязаемые образы.
|