Цели веб-квеста:
- образовательная: определить особенности святочного рассказа,
выполнить анализ жанровых особенностей рассказа Ф.М. Достоевского
«Мальчик
у Христа на ёлке», выявить идейно-художественные особенности рассказа
Ф.М. Достоевского, совершенствовать навыки характеристики героя;
- воспитательная: воспитать нравственные качества: доброта, умение
сострадать, сочувствовать; воспитывать культуру общения;
- развивающая: развивать логическое мышление, формировать навыки
исследовательской работы, умение грамотно использовать информационное
пространство сети Интернет.
Место веб-квеста в образовательном процессе: по рабочей учебной
программе, составленной на основе программы по литературе для образовательных
учреждений (5–11 классы, авторы: А. Г. Кутузов, Е. С. Романичева и другие),
рассказ Ф. М. Достоевского изучается во 2 четверти на 1 уроке.
Центральное задание для обучающихся:
- Выберите для себя одну из ролей, от лица которой вам бы хотелось пройти
веб-квест. В анкете укажите свою роль.
- Прочитайте задания для выбранной вами роли. Распределите задания в своей
группе.
- Выполняя задания, используйте указанные Интернет– ресурсы.
- Завершив работу, не забудьте выполнить отчет в форме презентации.
- Познакомьте своих одноклассников с результатами работы на уроке.
Количество ролей, их название: 5
- Историки.
- Литературоведы.
- Лингвисты.
- Психологи.
- Кинематографисты.
Инструкции для ролей
1. Историки
Действие в рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» происходит
накануне самого светлого и волшебного праздника – праздника Рождества. Ваша
задача – подготовить материал об истории этого праздника.
1.1. Расскажите о библейском сказании «Рождение Иисуса Христа».
1.2. Рассмотрите икону «Рождество Христово». Ответьте на вопросы:
- кто располагается в центре иконы?
- кто изображен слева и справа? какие дары принесли пришедшие к младенцу?
- какими красками написана икона?
1.3. Какую неделю называют Святочной? Как святочная неделя связана с
Рождеством?
Рассказ Ф. М. Достоевского написан в 1876 году. Он относится к жанру
святочных (рождественских) рассказов. Ваша задача – определить особенности
святочного рассказа как литературного жанра,
2.1. Расскажите об истории возникновения святочного (рождественского)
рассказа.
2.2. Определите особенности святочного (рождественского) рассказа.
2.3. Какие ещё произведения русской и зарубежной литературы являются святочными
рассказами? Составьте литературоведческую статью «Святочный рассказ» с указанием
примеров.
3.1. Выясните лексическое значение следующих слов и словосочетаний:
милостыня, ходить «с ручкой», халатник, картуз, блюститель порядка,
Христова ёлка.
3.2. Составьте словарь рассказа, включите в словарь 3– 5 слов из
рассказа самостоятельно.
3.3. Выпишите из текста цитаты, в которых встречаются указанные в предыдущем
пункте слова.
Вы выбрали роль психолога. Ваша задача – дать характеристику героям.
4.1. Составьте портретную характеристику главного героя – мальчика (одежда,
жильё, родные, люди, которые его окружаю).
4.2. С кем из жителей этого города встретился мальчик? Охарактеризуйте их.
Вы являетесь кинематографистами. Ваша задача – подготовить материалы для
съемок фильма по рассказу.
5.1. «Господи, какой город! Никогда ещё не видел ничего такого». Что
особенного увидел мальчик в этом городе? Составьте маршрутную карту с помощью
цитат.
5.2. Составьте цитатный план второй части рассказа. Подберите иллюстрации к
пунктам плана. Каждый пункт плана – это кадр фильма.
|