Суббота, 20.04.2024, 06:13                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
05.06.2012, 20:05

Цели:

  • подвести итоги по изучению произведения В.Г.Короленко «Слепой музыкант»;
  • выявить отношение учащихся к проблеме общества, побеседовать о равнодушии, грубости окружающих людей по отношению к людям с ограниченными возможностями, о человеческой стойкости, о мужестве и несгибаемой силе духа людей-инвалидов, подвести учащихся к выводу, что инвалиды – полноправные члены нашего общества, воспитывать в ребятах желание оказывать посильную помощь каждому, кто в ней нуждается.

Словарная работа: инвалид, ограниченные возможности.

Обеспечение: тексты стихотворений, подобранных выступающими на уроке, модель профессора Эрики Шухардт, основные положения Учения Саи, подбор литературы по теме «Дети-инвалиды», оформленный стенд «Самые, самые…»

Эпиграф: Инвалиды – это те же люди, только самые, самые…

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Подведение итогов анализа этюда Короленко «Слепой музыкант»

1. Слово учителя.

Этюд В.Г. Короленко о горестях и радостях слепого от рождения панича Петруся Попельского. Подзаголовком – «этюд» – автор, очевидно, хотел выразить экспериментальный характер своего произведения, связанный не только с чисто литературными, но и с естественнонаучными, медицинскими проблемами. О теме своего произведения Короленко так рассуждал в одном из писем: «Мне говорили часто и говорят ещё теперь, что человек может тосковать лишь о том, что он испытал. Слепорожденный не знал света и не может тосковать по нему. Я вывожу это чувство из давления внутренней потребности, случайно не находящей приложения. Концевой аппарат испорчен – но весь внутренний аппарат, реагировавший на свет у бесчисленных предков, остался и требует своей доли света».
Проблема, которую В.Г. Короленко поднял в своём этюде, существует и в наши дни.
Ребята, рядом с нами учатся дети с ограниченными возможностями. Они занимают отдельный кабинет. Вы встречаетесь с ними на переменах, в столовой, некоторые из ребят ваши соседи по дому. Но задумывались ли вы, каково им рядом с вами, с ребятами, у которых не ограничений по болезни?
Мы посвящаем тему урока именно тем людям, которые по разным причинам не могут чувствовать себя так свободно, как вы. Дети-инвалиды – это те же люди, только самые ранимые, самые чувствительные, самые, самые…
Роль этих ребят взяли на себя учащиеся нашего класса.

2. Чтение стихотворения Станислава Титова

1-й ученик.

Хотя болезнью с детства принужден
Мир познавать без ног, на четвереньках,
Нет, ползать я по жизни не рожден!..

…И только в том я обделен судьбой,

Что не косил на ранней зорьке луга,
Сад не взрастил…
И не построил дом…
Одно сплошное нет у инвалида,
А что и есть, так верится с трудом
Зато сполна печалей да обиды.
Не оттого ль слаба моя рука,
Таланты есть, но в рост идут не шибко.

3. Обсуждение стихотворения:

– Какое впечатление произвело на вас стихотворение юноши?
– Каким вы представляете себе главного героя этого стихотворения?
– Какая беда могла случиться с героем?
– Как вы понимаете слова «нет, ползать я по жизни не рожден», «не оттого ль слаба моя рука, таланты есть, но в рост идут не шибко»?
– Как называют людей, которые вследствие каких-либо случаев не способны обходиться без посторонней помощи?
– Как вы объясните слово инвалид? («Инвалид – это человек с потерей или ограничением возможностей нормальной жизни в обществе на равных с остальными его членами из-за физических или интеллектуальных нарушений на долгое время или навсегда».)
– Как вы отнесётесь к тому, что с вами в классе будет учиться ребёнок с ограниченными возможностями?
– Кто такие дети – инвалиды? Какие они – дети-инвалиды?

4. Сообщение учащегося:

В толковом словаре даётся значение этого слова. Детьми-инвалидами считаются «дети с физическими или умственными нарушениями, которые имеют долгосрочное отрицательное влияние на повседневную жизнь ребенка». Человеком с инвалидностью считается человек с нарушением физического или умственного здоровья. К таким нарушениям можно отнести:

  • способность передвижения;
  • физическую координацию;
  • ловкость, подвижность рук;
  • умение владеть собой (сдержанность);
  • способность поднимать, переносить или передвигать объекты в повседневной жизни;
  • речь;
  • слух;
  • зрение;
  • память и способность к обучению, концентрации или пониманию;
  • способность определения риска и физической опасности.

5. Проблемный вопрос. Ребята, вы когда-нибудь задумывались о том, как себя чувствуют дети-инвалиды в среде физически и умственно здоровых людей?
(Оказавшись наедине со своими проблемами, дети-инвалиды совершенно теряются и не знают, что им предпринять в той или иной ситуации.)

2-й ученик. Я общался с ребятами-инвалидами в сети Интернета. Вот несколько строк из контактов, которые я переработал. Мне самому стало больно, когда я их читал.

а) Я всегда старалась понять: почему инвалид, у которого свои взгляды и привычки, который отличается от всех, становится ненавистен обществу, где живет? Мне и так было больно. Окружающие же подавляли меня, как могли. Я так устала от зла и непонимания, что стала просто призраком, скрывающимся от людей.

б) Практически вся моя действительность заключена в четырех стенах дома. Всегда с нетерпением жду весну и лето, когда появляется хоть какая-то возможность общения с природой и людьми. Порой чувствуешь свою убогость так остро, что начинаешь задыхаться от безысходности и одиночества. Но я стараюсь не поддаваться отчаянию. Не строю "воздушных замков", живу в реальном мире, не верю никому и ничему, не думаю о будущем.

– Ребята, я считаю, что нельзя оставлять без внимания такие признания. Я сам начал переписываться с одним парнем, он с детства сидит в инвалидной коляске. Оказалось, что он выжигает картины по дереву. Мы с ним теперь часто общаемся, на днях я встречаюсь с ним, хочу показать свои работы. Думаю, что и ему со мной станет интересно.

5. Чтение стихотворения Тамары Муруновой

3-я ученица.

Принимаю, все принимаю,
Никого не виня, не коря –
Просто выпала жизнь мне такая
И не пять, и не две, а одна.
Просто выпала, кем-то загаданная
А зачем? Почему?.. Если б знать!
Но живу вот. И окна распахиваю,
И дверей не стремлюсь закрывать.
Были радости. И будут радости.
Были беды. И снова придут.
Мне еще далеко так до старости,
Много будет всего на веку.
Но ночами, проснувшись встревоженно
От пришедшей и в сны вдруг тоски,
Обессиленно выдохну: «Господи!
За какие казнишь ты грехи?.."

6. Обсуждение стихотворения

– Какое впечатление произвело на вас стихотворение Тамары?
– Какой вы представляете себе героиню стихотворения?
– Что могло случиться в жизни с Тамарой?
– Как вы понимаете слова «просто выпала, кем-то загаданная»?
– Почему героине и по ночам приходится задавать страшные вопросы: «Господи! За какие казнишь ты грехи...»?

7. Проблемный вопрос. Как выжить человеку с ограниченными возможностями в мире непонимания и неприятия окружающих? (В России среди инвалидов только 8 % находят силы, чтобы жить полноценной жизнью. Да, очень трудно смотреть на мир «иными глазами», но мир этот существует, и все мы живем в нем. В нашей стране инвалид не должен чувствовать себя изгоем только потому, что здоровый чиновник не научился думать о них, принимая решение.)

8. Сообщение «Спираль профессора Эрики Шухардт»

4-й ученик. Проанализировав более тысячи судеб инвалидов, в том числе собственную, профессор Эрика Шухардт смоделировала определенный стереотип развития самосознания и психики человека, ставшего инвалидом. Модель проста и наглядна, полезна не только самим инвалидам и их близким, но и реабилитологам.

Первая стадия: Инвалидность! Внезапный удар молнии, стресс. Это боль и беспомощность, потеря ощущения времени и пространства. Неспособность понять, что же с тобой произошло.

Вторая стадия: Почему я, а не кто-то другой? ...Первая попытка осознания случившегося, осмысления своего нового положения, статуса, возможных последствий.

Третья стадия: Чем так, лучше никак! Агрессия ко всему окружающему. Затем состояние полной безнадежности, апатии... Появляется желание расстаться с жизнью. Многие прогоняют эти мысли сами. Другим требуется помощь...

Четвертая стадия: Попытка всплыть, удержаться. Переговоры с Богом, врачами. Лихорадочный поиск выхода из кажущегося безвыходным положения. Обнаружение спасательной соломинки, но... опять опасность!.. Необходима всеобщая бдительность.

Пятая стадия: Опять депрессия, ощущение бесполезности всех предыдущих попыток справиться с бедой. Потеря друзей, работы. Возможны алкоголь, наркотики. Это очень опасно! На этом рубеже останавливаются около двух третей инвалидов. При постоянных периодах одиночества и притупления бдительности окружающих возможны самые печальные последствия. Здесь очень важно помочь человеку быстрее перейти в следующую стадию. К сожалению, это удается лишь двадцати процентам инвалидов!

Шестая стадия: Спасение утопающего – дело рук самого утопающего.
Оценка своих возможностей. При этом очень важно поставить цель, наметить реальные пути к ее достижению. Например, самому придумать конструкцию какого-либо приспособления, протеза, коляски, или вопреки приговору МСЭ поступить в университет, академию, написать свою книгу, изучить хотя бы один иностранный язык и т.д.
Главное в том, что бесцельная жизнь – это не жизнь.

Седьмая стадия: Жизнь снова прекрасна и удивительна. Идет процесс уверенного и спокойного самоутверждения. Цель становится все реальнее и ближе. И вот она достигнута! Жизнь приобрела не только смысл, но и перспективу, созданную твоими руками, твоим умом, твоим упорным, несгибаемым, мощным характером. Но это еще не вершина.

Восьмая стадия: Приобретение равных прав и возможностей со здоровыми людьми. До вершины спирали доходят лишь единицы.

9. Проблемный вопрос. Имеет ли каждый ученик-инвалид равные с другими возможности внутри школы?

Примерные ответы учащихся:

  • Дети с инвалидностью сталкиваются с барьерами в передаче и получении знаний, так как от них ожидается одинаковый темп и один и тот же образ мышления.
  • Дети с инвалидностью иногда сталкиваются с неадекватным отношением со стороны учителей, которые считают, что им не место в общеобразовательной школе или просто не имеют знаний и навыков работы с такими детьми.
  • Дети с инвалидностью являются объектами издевательства и задирства со стороны остальных, так как стереотипы и предрассудки никак не искореняются средствами массовой информации и обществом в целом.
  • Дети с инвалидностью сталкиваются с неадекватным отношением со стороны родителей, которые их чрезмерно опекают, либо дети не чувствуют на себе отношения как к детям.
  • Дети с инвалидностью сталкиваются с проблемами при проведении экзаменов и выставлении оценок, так как существующая практика не учитывает различные потребности детей.
  • Для людей с инвалидностью вероятность остаться без какого-либо образования в два раза выше, чем у остальных.

НО

  • Люди с ограниченными возможностями должны получать такие же возможности получать образование, как и остальные;
  • дети с инвалидностью должны обучаться в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками и не ощущать на себе дискриминацию;
  • дети-инвалиды не должны чувствовать себя изолированными, чувствовать на себе нападки и издевательства других учеников.

10. Следующие выступающие выбрали три жизненные позиции людей с ограниченными возможностями.

5-й ученик. Строки из письма

Бедная моя Россия, как трудно быть инвалидом в твоих просторах!.. Тем более оставаться при этом еще человеком... Это там, в цивильных странах, на больного смотрят как на равного, которому просто труднее, чем здоровому и все. Нам приходится лишь вздыхать, читая или слушая рассказы об этом, понимая – нам до всего этого не дожить, не дотянуть...

Обсуждение: выскажите свое мнение, каким настроением дышит это письмо? (В этом отрывке можно отметить отчаяние человека, уже не надеющегося на изменения отношения государства и окружающих людей к инвалидам в лучшую сторону).

6-й ученик. Чтение стихотворения Сергея Ольгина

«Сильные» слова

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,
Хоть каждый час – паденье и подъем,
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь и жить не устаем.
Порой бывает – жизнь сдается черной,
И не в туманном сне, а наяву,
На дно невзгоды тянут, но упорно
Мы все же остаемся на плоту.
Мы ненавидим, если нас жалеют,
И в трудной повседневности своей
Становимся сильней и здоровее
При помощи единства и друзей.
Так не пугай нас, трудная дорога.
Лютуй, зима. Грозой, гроза, греми.
Друзья, мы вместе можем сделать много,
Чтобы остаться на земле людьми.
Сломать никак несчастья нас не смогут,
Не стынет на морозе наша кровь,
Приходят вовремя всегда к нам на подмогу
Надежда, вера, мудрость и любовь!

Обсуждение стихотворения:

– Каким духом проникнуто стихотворение С. Ольгина?
– Прочитайте строки, которые указывают на жизнелюбие героя. В каких строках звучит призыв к стойкости?
– Что помогает герою выжить в сложнейших житейских ситуациях?

7-й ученик. Чтение стихотворения Антона, 12-ти лет.

Ступени означают – остановись!

Ступени, ступени, ступени, они повсюду.
Ступени в магазине, ступени в школе,
Ступени в метро, ступени в автобусе,
Ступени на входе в кухню,
Ступени у моей кровати,
Ступени в моем доме,
Ступени мешают мне делать то,
Что я хотел бы делать,
Ступени на пути в библиотеку,
И я не могу прочесть книгу.
Ступени делают меня печальным,
Злым и угнетенным,
Обеспокоенным и болезненным,
Испуганным и нервным.
Ступени – это мрачный сумрак.
О, если бы было можно
Словно бульдозером убрать
Все эти ступени,
Все эти сту-
Пень-
Ки!

Обсуждение стихотворения:

– Как вы думаете, почему для Антона создают проблему ступени? (Они вынуждают остановиться)
– Что могло случиться в жизни с мальчиком?
– Как ограничение способности передвижения влияет на характер ребенка?
– Какая черта характера доминирует в последней строфе стихотворения?
– Можно ли помочь Антону преодолеть озлобленность и как?

III. Итоги урока

– По-разному люди воспринимают свою инвалидность, но если вас, ребята, сведет жизнь с людьми с ограниченными возможностями, не отталкивайте их, а напомните им положения

Учения Саи (положения для людей с ограниченными возможностями)

Помни, ты не один!
  • Если не можешь развиваться физически, развивайся интеллектуально.
  • Если тебе плохо – найди человека, которому еще хуже и постарайся ему помочь.
  • Хочешь жить – работай, двигайся, не сдавайся!
  • Будь подобен маяку, излучай любовь и свет. Не причиняй зла никому, служи всем, люби всех.

– И мы, ребята, должны всячески помогать преодолевать трудности людям, которые нуждаются в нашей помощи, и в наших силах эту помощь оказать.
Мы, граждане Отечества, люди без нарушений, присущих инвалидам, должны делать все возможное, чтобы дети – инвалиды чувствовали себя по духу полноценными людьми, не смирились со своей участью, не обрекли себя на серое, бессмысленное существование.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русскоой лит, конспект урока русской литературы, методические наработки учителя лите
Просмотров: 8858 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru