Суббота, 27.04.2024, 18:51                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Казакова «Арктур – гончий пёс»
23.12.2013, 12:29
Цели:
  • учиться выделить в тексте нужные для характеристики литературного героя слова и выражения;
  • развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное;
  • формипровать внимание к выразительным средствам языка;
  • развивать аналитическое мышление, творческие способности;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, интерес к творчеству писателя,
  • воспитывать гуманное отношение к братьям меньшим.

Памятка «Как написать синквейн»

Наглядность урока:

  • презентация
  • видеофрагмент из телеспектакля по одноимённому рассказу
  • иллюстрации художников Н.Строгановой и М.Алексеева к рассказу Ю.П.Казакова, вышедшему в издательстве «Советская Россия» в 1980 году отдельной детской книгой

 

Оборудование урока:

  • текст рассказа Ю.П.Казакова «Арктур – гончий пёс»
  • индивидуальный лист учащегося с заданиями по рассказу (сдаётся в конце урока)
  • учебник «Литература. 7 класс. Часть 2. Автор-составитель В.Я.Коровина

 

 

Ход урока:

 Слово учителя

Вечные вопросы

Юрий Казаков обладал замечательным даром просто, увлекательно и искренне говорить о сложном, давать  ответы  на вечные вопросы: зачем должен жить человек? Что главное в его жизни? В основе его лучших рассказов зачастую лежит подлинный случай.

Проектор отключается.

Дома в учебнике вы читали статью  о писателе, написанную им самим (с.180-181)

- Что узнали о писателе?

Штрихи к портрету:

-не сразу нашёл свой путь

-долго увлекался музыкой (виолончель, контрабас), мечтал стать дирижёром оркестра,

-хотел увидеть свою фамилию напечатанной в афише, в газете или в журнале

-увлечение литературой привело его в 1953 г. в Литературный институт им. А.М. Горького

Казаков-«охотник»

Ю.Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, охотился.

А стрелком он был неважным. Главная "охота” Казакова была не за дичью, а за своими будущими рас-сказами.

Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Он нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча её за напускной суровостью.

Эпиграф

«Никто на земле не рождается бесцельно… и … нет ничего лучшего, чем служить своему предназначению» это слова из 8-ой главы рассказа Казакова про Арктура.

Посвящение

В 1957 году вышел в свет рассказ «Арктур – гончий пёс», посвящённый М.Пришвину.
Юрий Казаков, увлечённый творчеством Пришвина, в 1956 году поехал в командировку на Север, прошёл тем же путём, что и Пришвин, но только полвека спустя. А через год после путешествия Казаков написал историю про Арктура. Пришвин был близок Ю.Казакову родственным отношением к природе.

Аналитическая работапо рассказу.

 

Часть 1.

-Как вы словами автора озаглавили 1-ую главу?

(Ответ «О его прошлом можно только догадываться…»)

Проектор отключается.

-Кто главный герой этой главы? (бездомный пёс)

- Какова история появления пса в городе?

История неизвестная. Разные слухи: бросили проезжавшие цыгане; приплыл на льдине.

- Найдите слова и выражения, которыми автор описывает жизнь пса.

-существительныеные (пёс, бродяга)

-прилагательные и причастия (чёрный, насторожённый, неуверенный, бездомный, угрюмый,

неловкий, недоверчивый)

-глаголы(приплыл на льдине, заволновался, неловко прыгнул, остался жить в городе, научился

выть, как волк, часто болел, рылся на свалках, получал пинки, претерпел великие мытарства,

настала горькая и трудная жизнь)

Бездомный пёс-бродяга

Самостоятельная работа по составлению синквейна на тему «Пёс»

Ученики зачитывают варианты созданных синквейнов.

Синквейн №1. Проектор отключается.

 

  • Часть 2-3

-Как вы озаглавили 2-ую часть рассказа? («Однажды в доме появился ещё один обитатель»)

- Если в первой части главным героем был только пёс, ещё какие герои появляются в рассказе?

Я - рассказчик, доктор.

- Что узнали о докторе?

-существительные (доктор, хозяин)

-прилагательные, причастия(вечно занятый, молчаливый, иногда был равнодушным, но чаще

всего был добр, одинок)

-глаголы (любит петь, лечит детей, живёт один, обедал и спал на террасе).

Доктор

Самостоятельная работа по составлению синквейна на тему «Доктор»

Ученики зачитывают варианты созданных синквейнов.

Синквейн №2.

- Как в доме появился ещё один обитатель?

- Опишем теперь пса глазами рассказчика. Каким он увидел пса?

«Лоб и уши были покрыты побелевшими рубцами»; «худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком»; «мертвые глаза».

- Как получил пёс своё имя?

В момент, когда доктор принял решение оставить собаку и подбирал ей имя, он заметил взошедшую на небе звезду. Её название и стало именем собаки. Арктур — название самой яркой звезды Северного полушария. Наиболее благоприятные условия её видимости в апреле–мае.

В судьбу вмешался человек, и всё переменилось

Карта звёздного неба

Если в апреле-мае посмотреть на звёздное небо, то в Северном полушарии можно увидеть такие созвездия Волопаса, Волосами Вероники, Гончие псы. Самой яркой звездой среди них будет Арктур.

В рассказе Юрия Казакова «Арктур — гончий пёс» доктор называет случайно попавшего в его дом пса Арктуром в честь «большой звезды, синим блеском переливающейся низко над горизонтом».

Арктур

– красный гигант, ярчайшая звезда в созвездии Волопаса и всего Северного полушария. Четвёртая по яркости звезда ночного неба. Видна она со всех континентов. Это единственная звезда, которую можно разглядеть днём в телескоп.

Арктур становится домашним псом.

-Как Арктур относится к своему хозяину?

(необыкновенно, возвышенно, страстно и поэтично)

Автор наделяет пса человеческими чертами, что позволяет оценивать его характер более глубоко. И в дальнейшем мы обратим внимание на этот прием.

-Как могла бы сложиться жизнь собаки, если бы в доме доктора больше никого не было?

(может быть, разжирел бы, обленился)

-Кто ещё является героем 2-ой части? (рассказчик).

-Что нам о нём известно?

Рассказчик.

- Какое изменение произошло в жизни Арктура благодаря рассказчику? (встреча с лесом)

Просмотр видеофрагмента из фильма (отрывок №6)

Мир звуков и запахов.


  • Часть 4-6

Самостоятельная работа по тексту

- Какие изменения произошли в псе после знакомства с лесом? Каким он был раньше и какой он теперь?

план

раньше

после знакомства с лесом

1.Движение

 

2.Голос

 

3. Ощущения, чувства

4.Жизнь

двигался осторожно, медленно, свободно не бежал

выл мрачно, длинно, тоскливо

 

не уверен, напряжен

обычная жизнь домашнего пса

Выкатился, мчался, бежал высоко подпрыгивая, гнал

Азартный лай, лаял беспрестанно, захлёбываясь

Азарт, страсть, он был неузнаваем

Жизнь приобрела героический, возвышенный смысл.

Проверка таблицы» С этого дня жизнь его пошла другим чередом…» после обсуждения

- Объясните фразу из рассказа, сказанную об Арктуре: «Любовь к хозяину боролась в нём с охотничьей страстью.

Жизнь собаки наполнилась новым содержанием, обрела цель, смысл. Каждый последующий день приносил псу новые впечатления и открытия. Арктур не просто бесцельно носился по лесу, а служил незримому хозяину-охотнику, исполняя своё предназначение. Делать это приходилось, преодолевая слепоту, терпя боль и голод, разрываясь между любовью к доктору и зовом крови.

Необыкновенный гончий пёс.

(Разнеслась слава. Хотят купить охотники.).

Прочитайте синквейн №3 на тему «Арктур».

Синквейн №22.

  • Обобщение.

Этапы жизни собаки

- Проследим, какие события произошли в жизни Арктура.

(В ходе рассуждения рисуем схему.)

 

  • Композиция рассказа. Проектор отключается.

- Как построен рассказ?

(Поделён на девять глав.)

- Внимательно ли мы читали рассказ?

 

На разрезанных карточках (каждый пункт в одной карточке)  записан цитатный план к рассказу, но в нём нарушена последовательность. Вам нужно её восстановить, соотнести с конкретными главами и композиционными частями.

В результате работы должен получиться план.

I. Экспозиция. "О его прошлом можно только догадываться” — гл. 1.

II. Развитие сюжета.

1. "Однажды в доме появился ещё один обитатель”.

2. "Собаки бывают разные... Арктур не был похож ни на одну из них” — гл. 2–3.

3. "Лес ошеломил Арктура” — гл. 4.

4. "С этого дня жизнь его пошла другим чередом” — гл. 5–6.

5. "Слава о необыкновенном гончем псе скоро разнеслась по городу и по всей округе”-  гл. 7.

6. "...Если бы все прекрасные истории имели счастливый конец” — гл. 8.

III. Эпилог.

"...Ни одна собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!” — гл. 9.

- Теперь соотнесём главы и периоды жизни главного героя.

- О чём говорится в первой главе — экспозиции рассказа?

( о большей части жизни Арктура, но этому посвящена только одна глава.)

- Как долго прожил Арктур у доктора?

(Около трёх месяцев.)

- Почему же этому периоду писатель посвящает семь глав?

(Видимо, потому, что эти три месяца оказались важнее всей предыдущей жизни.)

- Что же произошло за это время? Дайте ответ одним предложением.

( Варианты ответов: "Встретил хозяина”, "Нашёл хлеб и кров”, "Узнал лес”, "Научился гонять дичь”, "Его полюбили” и т.д.)

- А самое главное событие в его жизни?

(главное — это осознание Арктуром себя не просто собакой, а гончим псом)

"Никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!”

Объясните смысл последнего предложения. - Что общего у собаки с этой звездой?

 

Звезда

Арктур

— немеркнущая;
— особенная (самая яркая в северном полушарии);
— выделяется среди других;
-происхождение звёзд неизвестно.

— память о нём остаётся ("мыслью возвращался туда, на маленькую гривку с сухой обломанной елью”);
— особенный: силён и велик;
чутьё; слышал тончайшие звуки; никогда не скулил;

— происхождение пса неизвестно.

 

- Почему автор убеждён, что Арктур был достоин своего "громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!”?

(Слепой пёс не удовольствовался сытым существованием, он погиб, как воин, в погоне за врагом)

- Как он погибает?

конце Арктур погибает, наткнувшись на голую острую палку, "когда мчался по горячему пахучему следу и не помнил уже, не знал ничего, кроме этого зовущего всё вперёд, всё вперёд следа”. А вначале "Всё время казалось ему, что бежит навстречу чему-то острому и жестокому”. И погибает Арктур, поддавшись власти этой охотничьей страсти, забыв о том, что вокруг столько не видимых для него опасностей. Но эта смерть, по крайней мере, возвышеннее, чем если бы он "сдох где-нибудь в овраге”, не вмешайся в его судьбу человек).

- Как прожил пес эту короткую жизнь? Какими словами можем определить, оценить его жизнь?

Он завоевал любовь людей: после его пропажи "оказалось, что многие знают и любят его и что все готовы помочь доктору в поисках”).

Проверка синквейна №4 на тему «Рассказчик».

После прослушивания нескольких вариантов.

- Как вы думаете, автор в рассказе рассуждает только о жизни и смерти собаки или в рассказе имеется более глубокая мысль?

(И о жизни людей. О смысле жизни)

- Как вы думаете, автор в рассказе рассуждает только о жизни и смерти собаки или в рассказе имеется более глубокая мысль?

Автор хотел, чтобы человеческая жизнь не проходила впустую, чтобы каждый успел исполнить свой долг перед людьми и матерью-Землёй, как сделал это слепой пёс со звучным именем Арктур)

- А почему рассказ так называется?

(Пес обрел счастье, смысл жизни, став гончим псом, т.е. когда нашел свое предназначение)

Возвращение к эпиграфу урока.

 Выводы по рассказу.

В качестве домашнего задания предложим ученикам темы для сочинения-размышления.
  • О чём хочется поразмышлять после чтения рассказа Ю.Казакова «Арктур — гончий пёс»?
  • Как относятся к миру природы люди, понимающие, что "никто не рождается на земле бесцельно...”, и те, кто об этом не задумывается?
Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: Олівець | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русскоой лит, конспект урока русской литературы, методические наработки учителя лите
Просмотров: 9490 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru