Цели: - учиться выделить в тексте нужные для характеристики литературного героя слова и выражения;
- развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное;
- формипровать внимание к выразительным средствам языка;
- развивать аналитическое мышление, творческие способности;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, интерес к творчеству писателя,
- воспитывать гуманное отношение к братьям меньшим.
Памятка «Как написать синквейн»
Наглядность урока:
- презентация
- видеофрагмент из телеспектакля по одноимённому рассказу
- иллюстрации художников Н.Строгановой и М.Алексеева к рассказу
Ю.П.Казакова, вышедшему в издательстве «Советская Россия» в 1980
году отдельной детской книгой
Оборудование урока:
- текст рассказа Ю.П.Казакова «Арктур – гончий пёс»
- индивидуальный лист учащегося с заданиями по рассказу (сдаётся в конце урока)
- учебник «Литература. 7 класс. Часть 2. Автор-составитель В.Я.Коровина
Ход урока:
Слово учителя
Вечные вопросы
Юрий Казаков обладал замечательным даром
просто, увлекательно и искренне говорить о сложном, давать ответы на
вечные вопросы: зачем должен жить человек? Что главное в его жизни? В
основе его лучших рассказов зачастую лежит подлинный случай.
Проектор отключается.
Дома в учебнике вы читали статью о писателе, написанную им самим (с.180-181)
- Что узнали о писателе?
Штрихи к портрету:
-не сразу нашёл свой путь
-долго увлекался музыкой (виолончель, контрабас), мечтал стать дирижёром оркестра,
-хотел увидеть свою фамилию напечатанной в афише, в газете или в журнале
-увлечение литературой привело его в 1953 г. в Литературный институт им. А.М. Горького
Казаков-«охотник»
Ю.Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, охотился.
А стрелком он был неважным. Главная "охота” Казакова была не за дичью, а за своими будущими рас-сказами.
Юрий Павлович Казаков был очень добрым и
отзывчивым человеком. Он нежно относился к людям, порой стесняясь своей
нежности и пряча её за напускной суровостью.
Эпиграф
«Никто на земле не рождается бесцельно… и
… нет ничего лучшего, чем служить своему предназначению» это слова из
8-ой главы рассказа Казакова про Арктура.
Посвящение
В 1957 году вышел в свет рассказ «Арктур – гончий пёс», посвящённый М.Пришвину.
Юрий Казаков, увлечённый творчеством Пришвина, в 1956 году поехал в
командировку на Север, прошёл тем же путём, что и Пришвин, но только
полвека спустя. А через год после путешествия Казаков написал историю
про Арктура. Пришвин был близок Ю.Казакову родственным отношением к
природе.
Аналитическая работапо рассказу.
Часть 1.
-Как вы словами автора озаглавили 1-ую главу?
(Ответ «О его прошлом можно только догадываться…»)
Проектор отключается.
-Кто главный герой этой главы? (бездомный пёс)
- Какова история появления пса в городе?
История неизвестная. Разные слухи: бросили проезжавшие цыгане; приплыл на льдине.
- Найдите слова и выражения, которыми автор описывает жизнь пса.
-существительныеные (пёс, бродяга)
-прилагательные и причастия (чёрный, насторожённый, неуверенный, бездомный, угрюмый,
неловкий, недоверчивый)
-глаголы(приплыл на льдине, заволновался, неловко прыгнул, остался жить в городе, научился
выть, как волк, часто болел, рылся на свалках, получал пинки, претерпел великие мытарства,
настала горькая и трудная жизнь)
Бездомный пёс-бродяга
Самостоятельная работа по составлению синквейна на тему «Пёс»
Ученики зачитывают варианты созданных синквейнов.
Синквейн №1. Проектор отключается.
-Как вы озаглавили 2-ую часть рассказа? («Однажды в доме появился ещё один обитатель»)
- Если в первой части главным героем был только пёс, ещё какие герои появляются в рассказе?
Я - рассказчик, доктор.
- Что узнали о докторе?
-существительные (доктор, хозяин)
-прилагательные, причастия(вечно занятый, молчаливый, иногда был равнодушным, но чаще
всего был добр, одинок)
-глаголы (любит петь, лечит детей, живёт один, обедал и спал на террасе).
Доктор
Самостоятельная работа по составлению синквейна на тему «Доктор»
Ученики зачитывают варианты созданных синквейнов.
Синквейн №2.
- Как в доме появился ещё один обитатель?
- Опишем теперь пса глазами рассказчика. Каким он увидел пса?
«Лоб и уши были покрыты побелевшими рубцами»; «худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком»; «мертвые глаза».
- Как получил пёс своё имя?
В момент, когда доктор принял
решение оставить собаку и подбирал ей имя, он заметил взошедшую на небе
звезду. Её название и стало именем собаки. Арктур — название самой яркой
звезды Северного полушария. Наиболее благоприятные условия её видимости
в апреле–мае.
В судьбу вмешался человек, и всё переменилось
Карта звёздного неба
Если в апреле-мае посмотреть на звёздное
небо, то в Северном полушарии можно увидеть такие созвездия Волопаса,
Волосами Вероники, Гончие псы. Самой яркой звездой среди них будет
Арктур. В рассказе Юрия Казакова «Арктур —
гончий пёс» доктор называет случайно попавшего в его дом пса Арктуром в
честь «большой звезды, синим блеском переливающейся низко над
горизонтом».
Арктур
– красный гигант, ярчайшая звезда в
созвездии Волопаса и всего Северного полушария. Четвёртая по яркости
звезда ночного неба. Видна она со всех континентов. Это единственная
звезда, которую можно разглядеть днём в телескоп.
Арктур становится домашним псом.
-Как Арктур относится к своему хозяину?
(необыкновенно, возвышенно, страстно и поэтично)
Автор наделяет пса человеческими
чертами, что позволяет оценивать его характер более глубоко. И в
дальнейшем мы обратим внимание на этот прием.
-Как могла бы сложиться жизнь собаки, если бы в доме доктора больше никого не было?
(может быть, разжирел бы, обленился)
-Кто ещё является героем 2-ой части? (рассказчик).
-Что нам о нём известно?
Рассказчик.
- Какое изменение произошло в жизни Арктура благодаря рассказчику? (встреча с лесом)
Просмотр видеофрагмента из фильма (отрывок №6)
Мир звуков и запахов.
Самостоятельная работа по тексту
- Какие изменения произошли в псе после знакомства с лесом? Каким он был раньше и какой он теперь?
план
|
раньше
|
после знакомства с лесом
|
1.Движение
2.Голос
3. Ощущения, чувства
4.Жизнь
|
двигался осторожно, медленно, свободно не бежал
выл мрачно, длинно, тоскливо
не уверен, напряжен
обычная жизнь домашнего пса
|
Выкатился, мчался, бежал высоко подпрыгивая, гнал
Азартный лай, лаял беспрестанно, захлёбываясь
Азарт, страсть, он был неузнаваем
Жизнь приобрела героический, возвышенный смысл.
|
Проверка таблицы» С этого дня жизнь его пошла другим чередом…» после обсуждения
- Объясните фразу из рассказа, сказанную об Арктуре: «Любовь к хозяину боролась в нём с охотничьей страстью.
Жизнь собаки наполнилась новым
содержанием, обрела цель, смысл. Каждый последующий день приносил псу
новые впечатления и открытия. Арктур не просто бесцельно носился по
лесу, а служил незримому хозяину-охотнику, исполняя своё предназначение.
Делать это приходилось, преодолевая слепоту, терпя боль и голод,
разрываясь между любовью к доктору и зовом крови.
Необыкновенный гончий пёс.
(Разнеслась слава. Хотят купить охотники.).
Прочитайте синквейн №3 на тему «Арктур».
Синквейн №22.
Этапы жизни собаки
- Проследим, какие события произошли в жизни Арктура.
(В ходе рассуждения рисуем схему.)
- Композиция рассказа. Проектор отключается.
- Как построен рассказ?
(Поделён на девять глав.)
- Внимательно ли мы читали рассказ?
На разрезанных карточках (каждый пункт в
одной карточке) записан цитатный план к рассказу, но в нём нарушена
последовательность. Вам нужно её восстановить, соотнести с конкретными
главами и композиционными частями.
В результате работы должен получиться план.
I. Экспозиция. "О его прошлом можно только догадываться” — гл. 1.
II. Развитие сюжета.
1. "Однажды в доме появился ещё один обитатель”.
2. "Собаки бывают разные... Арктур не был похож ни на одну из них” — гл. 2–3.
3. "Лес ошеломил Арктура” — гл. 4.
4. "С этого дня жизнь его пошла другим чередом” — гл. 5–6.
5. "Слава о необыкновенном гончем псе скоро разнеслась по городу и по всей округе”- гл. 7.
6. "...Если бы все прекрасные истории имели счастливый конец” — гл. 8.
III. Эпилог.
"...Ни одна собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!” — гл. 9.
- Теперь соотнесём главы и периоды жизни главного героя.
- О чём говорится в первой главе — экспозиции рассказа?
( о большей части жизни Арктура, но этому посвящена только одна глава.)
- Как долго прожил Арктур у доктора?
(Около трёх месяцев.)
- Почему же этому периоду писатель посвящает семь глав?
(Видимо, потому, что эти три месяца оказались важнее всей предыдущей жизни.)
- Что же произошло за это время? Дайте ответ одним предложением.
( Варианты ответов: "Встретил хозяина”, "Нашёл хлеб и кров”, "Узнал лес”, "Научился гонять дичь”, "Его полюбили” и т.д.)
- А самое главное событие в его жизни?
(главное — это осознание Арктуром себя не просто собакой, а гончим псом)
"Никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!”
Объясните смысл последнего предложения. - Что общего у собаки с этой звездой?
Звезда
|
Арктур
|
— немеркнущая; — особенная (самая яркая в северном полушарии); — выделяется среди других; -происхождение звёзд неизвестно.
|
— память о нём остаётся ("мыслью возвращался туда, на маленькую гривку с сухой обломанной елью”); — особенный: силён и велик; чутьё; слышал тончайшие звуки; никогда не скулил;
— происхождение пса неизвестно.
|
- Почему автор убеждён, что Арктур был достоин своего "громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!”?
(Слепой пёс не удовольствовался сытым существованием, он погиб, как воин, в погоне за врагом)
- Как он погибает?
(В конце Арктур погибает,
наткнувшись на голую острую палку, "когда мчался по горячему пахучему
следу и не помнил уже, не знал ничего, кроме этого зовущего всё вперёд,
всё вперёд следа”. А вначале "Всё время казалось ему, что бежит
навстречу чему-то острому и жестокому”. И погибает Арктур, поддавшись
власти этой охотничьей страсти, забыв о том, что вокруг столько не
видимых для него опасностей. Но эта смерть, по крайней мере,
возвышеннее, чем если бы он "сдох где-нибудь в овраге”, не вмешайся в
его судьбу человек).
- Как прожил пес эту короткую жизнь? Какими словами можем определить, оценить его жизнь?
Он завоевал любовь людей: после его
пропажи "оказалось, что многие знают и любят его и что все готовы помочь
доктору в поисках”).
Проверка синквейна №4 на тему «Рассказчик».
После прослушивания нескольких вариантов.
- Как вы думаете, автор в рассказе рассуждает только о жизни и смерти собаки или в рассказе имеется более глубокая мысль?
(И о жизни людей. О смысле жизни)
- Как вы думаете, автор в рассказе рассуждает только о жизни и смерти собаки или в рассказе имеется более глубокая мысль?
Автор хотел, чтобы человеческая
жизнь не проходила впустую, чтобы каждый успел исполнить свой долг перед
людьми и матерью-Землёй, как сделал это слепой пёс со звучным именем
Арктур)
- А почему рассказ так называется?
(Пес обрел счастье, смысл жизни, став гончим псом, т.е. когда нашел свое предназначение)
Возвращение к эпиграфу урока.
Выводы по рассказу. В качестве домашнего задания предложим ученикам темы для сочинения-размышления.
- О чём хочется поразмышлять после чтения рассказа Ю.Казакова «Арктур — гончий пёс»?
- Как относятся к миру природы люди, понимающие, что "никто не
рождается на земле бесцельно...”, и те, кто об этом не
задумывается?
|