Цели урока:
- пробудить у учащихся интерес к произведениям
Бунина; научить учащихся видеть, слышать,
чувствовать автора лирического произведения;
- пробудить чувство радости от знакомства с
поэмой Бунина.
Оборудование:
- портрет И.А.Бунина, картина Левитана "Золотая
осень”,
- эпиграф к уроку "Я вижу, слышу, счастлив. Все во
мне”,
- книжки А.И.Куприна "Ю-Ю”, "Чудесный доктор”,
"Белый пудель”.
Ход урока
1. Слово учителя. На прошлом уроке мы читали
рассказ Куприна "Бонза”, выяснили, что это
произведение о людской несправедливости и какую
память она оставляет в человеке. Вы привели много
примеров из своей жизни. Давайте, напишем рядом
имена А.И.Куприн и И.А.Бунин.
Чем они созвучны?
(Учащиеся называют инициалы, фамилии короткие,
созвучные).
Они были современниками, т.е. жили почти в одно и
то же время, когда случилась в России революция,
которая разделила писателей на два фронта.
Многие уехали за границу. В том числе Куприн и
Бунин. Куприн вернулся на Родину, но умер спустя
год. А Бунин прожил в эмиграции 33 года. Он первый
нобелевский лауреат по литературе из русских
писателей - значит, получил всемирное признание.
Основная тема поэзии Бунина - русская природа. В
его стихотворениях даны яркие, волнующие картины
природы.
2. Сегодня познакомимся с его поэмой
"Листопад”. И постараемся проследить, что же
увидел и услышал в осеннем лесу автор.
Посмотрим на картину Левитана "Золотая
осень”.
- Почему называется "Золотая осень”?
- Какие краски преобладают? (золотая - эпитет).
- Чем рисует художник? (красками).
- Что-нибудь услышать можно?
3. Словарная работа.
Терем - дворец (показывается фото теремного
дворца Московского Кремля).
Лиловый - фиолетовый, сиреневый.
Багряный - темно-красный.
Лазурь - синева (светло-синий цвет).
Пурпурный - ярко-красный.
4. Чтение текста учителем.
5. Ответить на вопросы:
- О чем это стихотворение?
- На какие части можно разделить?
- Что помогает нам зрительно представить
картину осени, её звуки, запахи?
- Каких частей речи больше употреблено? Почему?
Что вы видите? - терем расписной?
Что чувствуете? - запах.
Что слышите? (шуршанье, щебет птиц).
Что ощущаете? (тишину).
Как этого добился автор?
У него свои особые поэтические слух, зрение,
вкус, обоняние. Все свои чувства он передает
через слова. Немаловажную роль играют
прилагательные, слова в переносном значении
(эпитеты, метафоры), сравнения, олицетворения.
Бунин рисует словами, как художник красками.
Почему это у него получается?
- От любви к природе и от радости бытия. Он
счастлив от этого.
6. Чтение поэмы учащимися.
7. – Что вы узнали? Бунин – художник слова.
- Что увидели? Красочную картину осени,
нарисованную словами.
- Какое чувство вызвало это произведение ?
(радость, легкость, тоску по осени).
8. Домашнее задание. Выписать по столбикам слова
из поэмы, обозначающие цвет, звук, запах. |