Цель: формирование гражданской позиции
учащихся через творчество В. Шаламова.
Задачи:
- проанализировать (проинтерпретировать)
рассказы В. Шаламова "Утка” и "Последний бой
майора Пугачева”;
- продолжить формирование умений самостоятельно
анализировать художественный текст, выделять
значимые эпизоды;
- развивать сотрудничество и сотворчество с
учащимися, гражданскую мотивацию деятельности
учащихся;
- сформировать навыки критического осмысления
учащимися поступков героев рассказов В.
Шаламова.
Тип урока: урок – исследование.
Оборудование урока:
Тексты рассказов "Утка”, "Последний бой
майора Пугачева”; рабочие карты учащихся;
мультимедийные презентации.
Ход урока
I этап. "Погружение” в тему.
На экране фотография В. Шаламова.
Учитель: Сегодня мы проводим итоговый урок по
творчеству В. Шаламова. Конечно, очень сложно
дать объективную оценку тем событиям, о которых
идет речь в его произведениях. Но все-таки
давайте попытаемся определить свое отношение к
прочитанному (прежде всего, к героям и событиям)
на примере рассказов "Утка” и "Последний бой
майора Пугачева”, с которыми вы знакомились
дома. Начнем с первичного восприятия текста.
- Кто из героев вам ближе?
Возможные варианты ответов учеников.
Большее впечатление на меня произвел Пугачев и
его товарищи, так как они способны бороться не
только за жизнь, но и за свободу.
Но с другой стороны, герой рассказа "Утка” в
таких тяжелейших условиях тоже сопротивляется,
пусть не несвободе, а смерти.
Учитель: Уже сегодня вы сталкиваетесь в жизни
с серьезными трудностями, как вы их
преодолеваете?
Возможные варианты ответов учеников.
Все зависит от характера человека, и мы должны
учиться самостоятельно решать свои проблемы. Но
часто приходится обращаться за помощью,
например, к родителям, учителям.
Учитель: А почему наши герои лишены такой
возможности?
Возможные варианты ответов учеников.
У них нет свободы, которая есть у нас, они не
могут рассчитывать на чью-либо помощь, находятся
один на один с обстоятельствами.
II этап. Целеполагание. Мотивация
учащихся.
На экране фотографии лагеря и заключенных.
Учитель: О ГУЛАГе и о событиях того времени
сказано и написано немало, и о жертвах сталинских
репрессий вы подробно говорили на уроках
истории. Зачем вновь обращаться к этому на уроках
литературы?
Возможные варианты ответов учеников.
Важен человек на фоне исторических событий.
Текст показывает, как раскрываются сильные и
слабые стороны человека в исключительных
обстоятельствах.
Учитель: А зачем нужны эти знания?
Возможные варианты ответов учеников.
Мы обогащаем свой жизненный опыт. Учимся, как
поступать в сложных обстоятельствах, понимаем,
что выбор сделать очень сложно, но это
необходимо.
На примере героев рассказов у нас формируется
свое отношение к событиям.
Учитель: А что мы должны сделать в первую
очередь, чтобы это отношение сформировалось?
Возможные варианты ответов учеников.
Проанализировать текст, найти художественные
приемы, раскрывающие авторскую идею.
Учитель: Хорошо, я очень надеюсь, что к концу
нашего занятия у каждого из вас определится своя
позиция по отношению к героям рассказов. А почему
это очень важно?
Возможные варианты ответов учеников.
Каждому из нас тоже приходится делать выбор.
Мы вступаем во взрослую жизнь, и нам не все
равно, какой эта жизнь будет.
Имея гражданскую позицию, мы сможем защитить
свои права.
Правда о том времени нужна, какой бы жестокой ни
была, чтобы не повторить ошибок прошлого.
Учитель: Ребята, давайте помечтаем. А в какое
время, историческую эпоху вам хотелось бы жить?
Учитель: А в какое время живут наши герои?
Возможные варианты ответов учеников.
В эпоху сталинских репрессий; когда у человека
не было настоящих прав и свобод.
Учитель: Я думаю, вы со мной согласитесь, что
каждый человек живет в свое время, которое ему
выпало.
Вопрос в том, как жить? И в качестве темы нашей
сегодняшней встречи я предлагаю вам строчку из
стихотворения замечательного поэта В. Кушнера:
"Времена не выбирают, в них живут и умирают”.
III этап. Разрешение проблемной
ситуации.
Учитель: На ваших рабочих листах
представлена схема. Вам предстоит, как и героям
рассказов, сделать выбор: разместить один из
союзов между понятиями "жизнь” и "свобода”.
На экране схема.
Учитель: Ребята, а когда человек лишен права
выбора, который сейчас был у вас?
Возможные варианты ответов учеников.
Лагерь, плен, тюрьма…
На экране высказывание Шаламова.
"Лагерь – это страшный
опыт для человека с первого и до последнего
часа, человек не
должен даже слышать о нем”.
В. Шаламов
Учитель: Сам Шаламов считал:
"Лагерь – это страшный опыт для человека с
первого и до последнего часа, человек не должен
даже слышать о нем”. Достаточно противоречивая
мысль, поскольку автор посвятил свое творчество
именно этой теме. К концу занятия вы должны
постараться определить личное отношение к этому
высказыванию.
А сейчас вспомним географию ГУЛАГа. Где
располагались лагеря и почему?
На экране карта СССР.
Ответы учеников: Сибирь, Урал, Север страны.
Вечная мерзлота, холод быстро "ломали” волю
человека; очень сложно было убежать; заключенные
осваивали труднодоступные территории.
На экране слайд зимнего пейзажа.
Учитель: А какие чувства испытывает человек в
таких условиях?
Возможные варианты ответов учеников.
Холод не только физический, но и душевный;
ощущение смерти; постоянное одиночество,
беспомощность.
Учитель: Вспомним, как живут в этих условиях
наши герои.
Презентации учащихся. Интерпретация рассказов
"Утка” и "Последний бой майора Пугачева”.
(приложение)
Учитель: А сейчас включаемся в общее
обсуждение.
Учитель: Почему автор, описывая борьбу героя
с уткой, называет его "мертвецом”?
Возможные варианты ответов учеников.
Он еле жив; душа его "мертва”; он все равно
умрет.
Учитель: Почему герой не может вмешаться в
собственную судьбу?
Возможные варианты ответов учеников.
Автор показал, как лагерь калечит человеческую
душу; он слаб, он боится смерти; даже в прежней
жизни он подвержен "чужой воле”; его не научили,
как "охотиться за уткой”; "его учили жить, когда
собственного решения не надо”.
Учитель: Почему Пугачев и его товарищи
готовят побег?
Возможные варианты ответов учеников.
Не хотят сменять живых мертвецов. В этом
рассказе представлен другой тип людей – бойцов,
которых война, плен научил, как действовать в
исключительных обстоятельствах.
В отличие от героя рассказа "Утка” беглецы
борются за свободу.
Учитель: Эти люди способны вмешаться в свою
судьбу, но только ли в свою?
Возможные варианты ответов учеников.
Они становятся причиной смерти других людей
(дежурных, солдат).
За побег жестоко наказано начальство лагеря.
Учитель: Все "пугачевцы” погибают, о какой
свободе идет речь?
Возможные варианты ответов учеников.
Они сделали свой выбор: перед смертью они спят
свободным солдатским сном. Пугачев "обещал им
свободу, они получили свободу”.
"Он вел их на смерть – они не боялись смерти”;
умирали они свободными в отличие от героя
первого рассказа.
Учитель: Ребята, в нашей схеме отсутствует
один важный художественный образ. Вспомните,
какая атмосфера объединяет оба текста?
Возможные варианты ответов учеников.
Это вечная мерзлота, холод.
Учитель: Что сделала эта вечная мерзлота с
героем "Утки”?
Возможные варианты ответов учеников.
Она заморозила его душу, уничтожила
человеческое в человеке. Любая попытка протеста
грозила расправой, смертью, герой боялся этого.
Молчание обрекает на равнодушие, беспомощность;
умри ты сегодня, а я завтра.
Учитель: В чем же смысл сопротивления, борьбы?
Возможные варианты ответов учеников.
Каждый из героев делает свой выбор: один
борется за жизнь, другие за свободу.
В душе беглецов поселилась надежда, тепло, и они
перед смертью обретают свободу.
На экране схема (особенности изображения
власти в рассказах) Учитель: Ребята, а как Шаламов изображает
власть в своих рассказах?
Возможные варианты ответов учеников.
В первом рассказе мы видим зависимость всех
персонажей друг от друга. Рабочий ловит утку не
для того, чтобы съесть, а чтобы отдать десятнику.
Десятник хотел умилостивить прораба, а тот, в
свою очередь, большого начальника.
Во втором рассказе двенадцать беглецов
оказались способными на активный протест,
несмотря на то, что сила, мощь находилась на
стороне власти ("распустить армию”; "грузовики
с солдатами”).
Власть боится таких людей (лечили Солдатова,
чтобы расстрелять).
Шаламов сравнивает это событие с легендой,
подчеркивая, что люди будут помнить о
"пугачевцах”. Не случайна и "говорящая”
фамилия героя.
Трагедия нашей страны заключалась в том, что
человек одновременно являлся и палачом, и
жертвой (десятник по отношению к рабочему и к
прорабу; начальник лагеря для осужденных и
высших чинов).
IV этап. Рефлексия.
Учитель: Я думаю, наш сегодняшний разговор
обогатил не только ваш читательский опыт, но и
жизненный.
Давайте попробуем выяснить, что удалось нам на
уроке. Неслучайно мы с вами особо выделили образ
вечной мерзлоты.
Как вы считаете, что такое холод человеческой
души?
На экране схема.
Возможные варианты ответов учеников.
Бездействие, равнодушие, тихое согласие.
Учитель: Таким образом, мы понимаем: зависит
от нас самих, что поселится в наших душах: вечный
холод, равнодушие или тепло и надежда. Найдите в
тексте, как автор описывает смерть и воскрешение
деревьев на Севере?
Цитата учеников: "Каждое лето мерзлота чуть
отступала, и в каждый вершок оттаявшей земли
немедленно вползал и укреплялся там коричневый
корень – щупалец”.
На экране пейзаж и схема.
Учитель: А сейчас вернемся к началу нашего
разговора. На рабочих листах оформлены две фразы,
закончите их. Пусть это будет определением вашей
позиции по отношению к теме нашего урока
(учащиеся выполняют задание).
Времена не выбирают, в них живут и…
Лагерь – страшный опыт…, человек (не) должен
слышать о нем, потому что…
Учитель: Ставить точку в сегодняшнем
разговоре, наверное, очень рано. Поскольку такие
сложные понятия: "жизнь”, "свобода”, "смерть”,
"власть” будут всегда волновать человеческие
умы. Хорошо, если у вас сегодня возникло их личное
понимание. Что может сделать каждый из нас, чтобы
не повторить лагерный опыт шаламовских героев?
Возможные варианты ответов учеников.
Читать и знать такую литературу. Помнить об
ответственности каждого человека за
происходящее. Стремиться, чтобы в душе царила не
вечная мерзлота, а тепло и надежда.
Учитель: В качестве домашнего задания я
предлагаю сравнить изображение человека и
власти в творчестве В. Шаламова и А.И.
Солженицына.
Сейчас закройте глаза и подумайте, в какой цвет
окрашены ваши мысли. Напишите его на рабочих
листах. |