Оформление: к доске прикреплена сделанная
из ватмана раскрытая книга. На одной из
страниц написана тема урока: "Урок любви и
сострадания”. Другая страница пока остается
чистой.
Эпиграфы: "Возлюби ближнего твоего, как
самого себя”, "Не судите да не судимы будете”
(Евангелие от Матфея).
В начале урока звучат записи духовной музыки:
колокольный звон. У ребят – тексты
художественных произведений и "Книга жизни” –
свод Евангелия.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
(После окончания духовной музыки, небольшая
пауза)
– Неправда ли, есть что-то влекущее, манящее в
этих звуках? Будто звучат голоса наших предков.
Эти звуки волнуют наши души, не дают им
успокоиться, напоминая, что в жизни еще так много
страдания людей, которые ждут нашей помощи.
– Вы принесли на урок "Книгу жизни” – это свод
всех четырех Евангелий. Эта книга уже в который
раз поможет нам разобраться во многом.
– Но у каждого есть своя "книга жизни”, каждый
ее пишет сам, страницу за страницей. Представьте
себе, что перед вами такая книга (показывает на
доску). Эту книгу будем заполнять мы с вами, из
урока в урок, постигая красоту слова и глубину
мысли художественных произведений.
– Вспомните, пожалуйста, в чем состоит
особенность русской национальной литературной
традиции? (Духовность, особое внимание к
"униженным и оскорбленным”)
– Действительно, духовность русской литературы
сделала ее уникальной. У каждого персонажа,
независимо от социального положения, есть душа.
Сегодня наша задача на примере рассказов А.
Платонова и Л. Андреева показать неразрывную
связь русской литературы с духовной, продолжение
литературной традиции у писателей ХХ века.
II. Сравнительный анализ.
Необходимо показать, что сближает эти
рассказы. Каждый из рассказов предварительно
прочитан и проанализирован.
Предполагаемые вопросы:
– Кто является героем в каждом рассказе?
– Какие чувства вызывает каждый из героев с
первых страниц рассказа?
– Как обошлась с ним жизнь?
– Что терпели они от людей?
– Почему Кусака боялась людей?
– Отношение детей и взрослых к Юшке?
– Как Юшка относился к жизни, сегодня?
– А чем Кусака платила людям за их жестокость?
Верила ли она в их любовь?
– Как изменились Кусака и Юшка, когда в их жизнь
вошла любовь? (Кусака – любовь, привязанность к
девочке. Юшка – единство с природой, любовь к
сироте)
– Чем же заканчивается история Кусаки и Юшки? (Собака
выла. Юшка умирает)
Примечание: в ответах учащиеся должны
обязательно ссылаться на текст, зачитывать
отдельные яркие эпизоды.
– В чем же причина такой трагической развязки? (Жестокость,
равнодушие, неприятие того, что странно и
непонятно)
– Итак. Какое же чувство могло изменить жизнь
этих героев? (Любовь, сострадание)
– Какую христианскую заповедь нарушили люди по
отношению к Юшке и Кусаке? Найдите и прочитайте в
Евангелии.
– Как были наказаны за это люди? (Без Юшки стало
жить хуже)
– Какую притчу рассказал Христос, когда один из
законников спросил его что нужно делать, чтобы
увековечить свою жизнь? (Притча о добром
самаритянине)
– Давайте еще раз вдумаемся в слова Христа:
"Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
– Что значит ближний, кто это? (Тот, кто рядом с
вами)
– Что значит любить ближнего? (Уметь понимать
боль другого, разделять страдания других)
– А что значит "любить самого себя”? Почему мы
не обращаем внимания на вторую половину этой
заповеди? (Каждый должен любить в себе себя.
Помнить, что он единственное и неповторимое
создание. Относиться к себе с достоинством)
– А теперь попробуйте представить, что вы
захотели снять фильм по мотивам этих
произведений. Какая бы музыка звучала за кадром? (Духовная,
колокола, скрипка, флейта)
– А если бы вы были оператором, что бы вы показали
крупным планом, на что захотели бы обратить
внимание зрителей? (Глаза собаки и человека.
"Глаза – зеркало души”)
– Пришло время сделать запись в нашей "книге
жизни”. Что же мы должны запомнить и унести с
собою в жизнь с этого урока? Давайте еще раз
прочитаем заповедь Христа и выделим ключевые
слова. ("Возлюби Господа Бога твоего всем
сердцем, всем разумом и всею душою…”)
На чистой странице "книги” со слов учеников
записываем – сердце, душа, сила духа, любовь.
– А как вы понимаете эти слова?
Звучат мини-сочинения учащихся на темы
"Сердце”, "Любовь”
– Я думаю, что вы после этого урока станете еще
более внимательны друг к другу и к свои родным.
Пусть любовь поможет сохранить вашу духовную
жизнь, вашу души.
Звучат стихи Н. Гумилева:
Есть Бог, есть мир,
Они живут вовек,
А жизнь людей – мгновенна и убога.
Но все в себе вмещает человек,
Который верит в мир и верит в Бога.
|