Цель.
1. На основе анализа произведений А. Платонова воспитывать в учащихся чувство доброты, сострадания, любви ко всему живому.
2. Развивать память, связную речь у учащихся.
Оборудование: Плакаты с эпиграфом, высказывания о доброте; выставка рисунков детей на тему «Спешите делать добрые дела».
Эпиграф.
«Спешите делать добрые дела»
(А.Яшин)
Слова на плакате:
«Люди! Будьте человечны! Это ваш первый долг!»
(Ж.Ж.Руссо)
«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
(В.Ключевский)
«Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог».
(В.Сухомлинский)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Добрый день, ребята! Как приятно слышать
такие слова: «Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! В добрый путь!
Доброго здоровья!...»
Самым ценным в человеке являются добрые дела, добрые поступки, доброе сердце.
2. Словарная работа
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим; сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем; милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия; гуманизм, гуманный – человечный, отзывчивый, культурный; нравственный человек – добрый, трудолюбивый, честный человек. Быть нравственным человеком очень трудно, потому что надо уметь понимать других.
3. Сегодня на уроке мы поговорим об этом.
Чтение эпиграфа и других высказываний о доброте. «Десять «нельзя» В. Сухомлинского» (говорят ученики).
Люди нуждаются в доброте, верности,
сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой,
радостной, радостной. Бескорыстное добро, милосердие, гуманность должны
быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и
равнодушию.
4. Небольшая викторина,
включающаяся в себя отрывки прочитанных накануне произведений, которые
тесно связаны по смыслу и между собой, и темой данного урока. Ребята
угадывают произведения, называют автора.
«Я тоже хочу, чтоб всем людям на земле была от меня польза и хорошо…» (А. Платонов «Корова»)
«Теперь она сама уже состарилась, однако
по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь
утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших…» (А. Платонов «Юшка»)
«Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар». (А. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»)
«А вот попробуй, и окажется, что это
очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя. Да
и злости я уже не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки,
после этой речки!» (Владимир Солоухин «Мститель»)
«Я понимал, что она совершает сейчас
героический, в некотором смысле даже великий поступок. Потому что
подняться на ступеньку труднее, чем спуститься, вылезти из болота на
сухое место труднее, чем с сухого места толкнуть в болото, а самое
трудное во все времена и для каждого человека – переступить через самого
себя». (В. Солоухин «Под одной крышей»)
5. Анализ произведений.
Что общего между этими произведениями? Какой идеей они объединены?
Сегодня мы ведем разговор о добром отношении людей друг к другу, к животному миру, к окружающей нас среде.
Анализ и обсуждение содержания рассказа А. Платонова «Юшка».
В о п р о с ы :
1. Найдите описание Ефима Дмитриевича (Юшки). Почему «в руках у него мало было силы»?
2. Почему автор особо выделяет его глаза? (Глаза – зеркало души. Душой мы сострадаем, ненавидим; разумом – мыслим)
3. Каково отношение детей к Юшке?
4. Осуждает ли автор Юшку за такое молчание, терпение?
5. Согласны ли вы с суждением автора: «Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним…»?
6. Как относятся взрослые к Юшке?
7. «Побеждает зло добром». Можете ли вы доказать, что это суждение полностью относится к Юшке?
8. Были ли счастливые мгновения в жизни Юшки?
9. Почему Юшка осерчал, а не разгневался? Может, не надо было серчать?
10. Когда люди поняли свою ошибку?
11. Почему людям без Юшки стало грустно?
12. Когда он стал Ефимом Дмитриевичем?
13. Можем ли мы сказать: «прости нас, Юшка!»?
Выбор эпиграфа к рассказу.
Какие из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка»? Почему?
Тихая моя родина!
Ивы, реки, соловьи…
Н. Рубцов
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б. Пастернак
Я счастлив счастием, мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.
И. Суриков
14. Можем ли мы сказать, что Юшка –
нравственный человек? (Да, Юшка – нравственный человек. Он очень добрый,
трудолюбивый, терпеливый…)
15. Кто же продолжает дело Юшки после смерти?
«Формула жизни» Андрея Платонова
Любовь к Родине
|
способность дарить добро,
любить бескорыстно;
|
Милосердие
|
каждодневный труд;
преодоление обстоятельств;
|
Любовь ко всему живому
|
родство, корни;
память.
|
Работа над содержанием рассказа «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».
В о п р о с ы :
1. Что заставляет старого музыканта ходить на Тверской бульвар и играть у памятника Пушкину?
2. Почему музыка звучит плохо в тесноте комнаты?
3. Почему скрипач играет именно у памятника Пушкину?
4. Почему он не берет деньги за свое искусство?
5. Почему старик так сильно полюбил воробья и каждый день носил ему хлеб?
6. Зачем скрипач купил черепаху?
7. Почему воробей захотел улететь домой? Почему воробью стало печально на новой земле?
8. Где воробью было лучше – на Тверской бульваре или на юге?
9. Почему воробью хотелось кислого, черного хлеба, когда он жил в райской стране?
10.Почему умер воробей? Любил ли муравья музыкант, а воробей – музыканта?
11.В чем смысл рассказа?
В ы в о д :
Рассказ о любви к Родине, о милосердии, о
любви ко всему живому. О том, как непросто жить на свете.
Действительно, сказочное происшествие заставляет задуматься о жизни: о
том, что необходимо для того, чтобы жить, и о том, без чего жизнь
оказывается невозможной. Итак, воробей лишен животворных начал, коими,
по Платонову, является труд, а также способность любить, дарить,
отдавать. Именно благодаря им чудо жизни оказывается возможным.
Обратимся еще раз к «формуле жизни» А. Платонова.
Анализ рассказа «Корова»
В о п р о с ы :
1. Что вы можете сказать о жизни мальчика Васи, его увлечениях, его мироощущении?
2. Почему машинист хотел бы усыновить Васю, если у него «не было бы сына своего»?
3. Какой смысл вкладывал машинист в слова: «Он с малолетства полный человек, а у него еще все впереди»?
4. Что значила в жизни Васи корова?
5. Как изображена корова?
6. Как раскрывает мальчика его сочинение?
В ы в о д :
Всякая душа, живая, трепещущая, ранимая,
требует к себе доброго, человеческого отношения, и очень важно
«по-отцовски» относиться не только к людям, но и к животным. А для Васи
корова – пример служения Родине, всем людям, он относится к ней
по-человечески!
6. Обобщение всего материала.
Представьте, что мы не знали бы автора
этих рассказов. Как можно доказать, что они написаны одним автором, есть
ли в них что-то общее?
Это общее – идея человеческого братства,
любви и гармонии в мире. Обратимся к автобиографии писателя: «И теперь
исполняется моя долгая упорная детская мечта – стать самому таким
человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради
меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым
спаяно мое сердце…».
7. Чтение стихов о доброте.
«Берегите друг друга» О. Высотская
«О, как природа-мать терпима и добра!...» И. Старшинов
«Спешите делать добрые дела» А, Яшин
«Напутствие»
8. Ученики читают собственные стихи о добром отношении ко всему живому, ко всему, что нас окружает.
9. Ученики читают пословицы и поговорки, выписанные в тетрадь, и объясняют, как они понимают их смысл.
Жизнь дана на добрые дела.
Добро век не забудется.
Добро не лихо, ходит тихо.
На добрый привет – добрый ответ.
Доброе слово и кошке приятно. 10. Экскурсия в «картинную галерею».
К уроку ребята приготовили рисунки на тему: «Смешите делать добрые дела».
Ученики рассказывают о своих
рисунках, каждый из которых имеет свой заголовок: «Тот, кто дерево
посадит, тот хороший человек», «Мы поддержим птиц зимой», «Просто
старушка» и др.
11. Притча о доброте (рассказывает ученица).
Жил на земле человек. Делал он людям
добро. Но только люди ему попадались разные. Одним он даст добра горсть,
а они ему ни крошки не отдадут. Другие отдавали добра столько, сколько
его взяли. А третьим даст человек добра одну горсть, а они потом вдвойне
отдадут.
Так учила мать Василия Пескова: «Не
забывай людского добра, не будь судомером. Делай, сынок, добро людям
сам, а если люди тебе добро сделают, то не забывай никогда. Делай добро
не за деньги, за него плату не берут».
В ы в о д :
Человек, который делает добро, сам
становится лучше. «Делать людям хорошее – хорошеть самому». И поэтому
добро на земле живет вечно.
Домашнее задание.
Написать сочинение-размышление «Приходилось ли вам встречать человека,
который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем
и его делах». |