Суббота, 27.04.2024, 17:51                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Урок литературы в 7 классе «Уроки доброты в произведениях А. Платонова»
23.12.2013, 14:18

Цель.

1. На основе анализа произведений А. Платонова воспитывать в учащихся чувство доброты, сострадания, любви ко всему живому.

2. Развивать память, связную речь у учащихся.

Оборудование: Плакаты с эпиграфом, высказывания о доброте; выставка рисунков детей на тему «Спешите делать добрые дела».

Эпиграф.

«Спешите делать добрые дела»

(А.Яшин)

Слова на плакате:

«Люди! Будьте человечны! Это ваш первый долг!»

(Ж.Ж.Руссо)

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

(В.Ключевский)

«Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог».

(В.Сухомлинский)


Ход урока


1. Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята! Как приятно слышать такие слова: «Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! В добрый путь! Доброго здоровья!...»

Самым ценным в человеке являются добрые дела, добрые поступки, доброе сердце.

 

2. Словарная работа

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим; сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем; милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия; гуманизм, гуманный – человечный, отзывчивый, культурный; нравственный человек – добрый, трудолюбивый, честный человек. Быть нравственным человеком очень трудно, потому что надо уметь понимать других.

 

3. Сегодня на уроке мы поговорим об этом.

Чтение эпиграфа и других высказываний о доброте. «Десять «нельзя» В. Сухомлинского» (говорят ученики).

Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, радостной, радостной. Бескорыстное добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию.

 

4. Небольшая викторина, включающаяся в себя отрывки прочитанных накануне произведений, которые тесно связаны по смыслу и между собой, и темой данного урока. Ребята угадывают произведения, называют автора.

«Я тоже хочу, чтоб всем людям на земле была от меня польза и хорошо…» (А. Платонов «Корова»)

«Теперь она сама уже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших…» (А. Платонов «Юшка»)

«Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар». (А. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»)

«А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя. Да и злости я уже не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки!» (Владимир Солоухин «Мститель»)

«Я понимал, что она совершает сейчас героический, в некотором смысле даже великий поступок. Потому что подняться на ступеньку труднее, чем спуститься, вылезти из болота на сухое место труднее, чем с сухого места толкнуть в болото, а самое трудное во все времена и для каждого человека – переступить через самого себя». (В. Солоухин «Под одной крышей»)


5. Анализ произведений.

Что общего между этими произведениями? Какой идеей они объединены?

Сегодня мы ведем разговор о добром отношении людей друг к другу, к животному миру, к окружающей нас среде.

Анализ и обсуждение содержания рассказа А. Платонова «Юшка».

В о п р о с ы :

1. Найдите описание Ефима Дмитриевича (Юшки). Почему «в руках у него мало было силы»?

2. Почему автор особо выделяет его глаза? (Глаза – зеркало души. Душой мы сострадаем, ненавидим; разумом – мыслим)

3. Каково отношение детей к Юшке?

4. Осуждает ли автор Юшку за такое молчание, терпение?

5. Согласны ли вы с суждением автора: «Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним…»?

6. Как относятся взрослые к Юшке?

7. «Побеждает зло добром». Можете ли вы доказать, что это суждение полностью относится к Юшке?

8. Были ли счастливые мгновения в жизни Юшки?

9. Почему Юшка осерчал, а не разгневался? Может, не надо было серчать?

10. Когда люди поняли свою ошибку?

11. Почему людям без Юшки стало грустно?

12. Когда он стал Ефимом Дмитриевичем?

13. Можем ли мы сказать: «прости нас, Юшка!»?

Выбор эпиграфа к рассказу.

Какие из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка»? Почему?

Тихая моя родина!

Ивы, реки, соловьи…

Н. Рубцов

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак

Я счастлив счастием, мне чуждым,

И грустен горестью чужой;

Чужим несчастиям и нуждам

Готов помочь я всей душой.

И. Суриков

14.  Можем ли мы сказать, что Юшка – нравственный человек? (Да, Юшка – нравственный человек. Он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый…)

15.  Кто же продолжает дело Юшки после смерти?

«Формула жизни» Андрея Платонова

Любовь к Родине

способность дарить добро,

любить бескорыстно;

Милосердие

каждодневный труд;

преодоление обстоятельств;

Любовь ко всему живому

родство, корни;

память.

Работа над содержанием рассказа «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

В о п р о с ы :

1. Что заставляет старого музыканта ходить на Тверской бульвар и играть у памятника Пушкину?

2. Почему музыка звучит плохо в тесноте комнаты?

3. Почему скрипач играет именно у памятника Пушкину?

4. Почему он не берет деньги за свое искусство?

5. Почему старик так сильно полюбил воробья и каждый день носил ему хлеб?

6. Зачем скрипач купил черепаху?

7. Почему воробей захотел улететь домой? Почему воробью стало печально на новой земле?

8. Где воробью было лучше – на Тверской бульваре или на юге?

9. Почему воробью хотелось кислого, черного хлеба, когда он жил в райской стране?

10.Почему умер воробей? Любил ли муравья музыкант, а воробей – музыканта?

11.В чем смысл рассказа?

В ы в о д :

Рассказ о любви к Родине, о милосердии, о любви ко всему живому. О том, как непросто жить на свете. Действительно, сказочное происшествие заставляет задуматься о жизни: о том, что необходимо для того, чтобы жить, и о том, без чего жизнь оказывается невозможной. Итак, воробей лишен животворных начал, коими, по Платонову, является труд, а также способность любить, дарить, отдавать. Именно благодаря им чудо жизни оказывается возможным. Обратимся еще раз к «формуле жизни» А. Платонова.

Анализ рассказа «Корова»

В о п р о с ы :

1. Что вы можете сказать о жизни мальчика Васи, его увлечениях, его мироощущении?

2. Почему машинист хотел бы усыновить Васю, если у него «не было бы сына своего»?

3. Какой смысл вкладывал машинист в слова: «Он с малолетства полный человек, а у него еще все впереди»?

4. Что значила в жизни Васи корова?

5. Как изображена корова?

6. Как раскрывает мальчика его сочинение?

В ы в о д :

Всякая душа, живая, трепещущая, ранимая, требует к себе доброго, человеческого отношения, и очень важно «по-отцовски» относиться не только к людям, но и к животным. А для Васи корова – пример служения Родине, всем людям, он относится к ней по-человечески!

 

6. Обобщение всего материала.

Представьте, что мы не знали бы автора этих рассказов. Как можно доказать, что они написаны одним автором, есть ли в них что-то общее?

Это общее – идея человеческого братства, любви и гармонии в мире. Обратимся к автобиографии писателя: «И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце…».

 

7. Чтение стихов о доброте.

«Берегите друг друга» О. Высотская

«О, как природа-мать терпима и добра!...» И. Старшинов

«Спешите делать добрые дела» А, Яшин

«Напутствие»

 

8. Ученики читают собственные стихи о добром отношении ко всему живому, ко всему, что нас окружает.


9. Ученики читают пословицы и поговорки, выписанные в тетрадь, и объясняют, как они понимают их смысл.

Жизнь дана на добрые дела.

Добро век не забудется.

Добро не лихо, ходит тихо.

На добрый привет – добрый ответ.

Доброе слово и кошке приятно.

10. Экскурсия в «картинную галерею».

К уроку ребята приготовили рисунки на тему: «Смешите делать добрые дела».

Ученики рассказывают о своих рисунках, каждый из которых имеет свой заголовок: «Тот, кто дерево посадит, тот хороший человек», «Мы поддержим птиц зимой», «Просто старушка» и др.

11. Притча о доброте (рассказывает ученица).

Жил на земле человек. Делал он людям добро. Но только люди ему попадались разные. Одним он даст добра горсть, а они ему ни крошки не отдадут. Другие отдавали добра столько, сколько его взяли. А третьим даст человек добра одну горсть, а они потом вдвойне отдадут.

Так учила мать Василия Пескова: «Не забывай людского добра, не будь судомером. Делай, сынок, добро людям сам, а если люди тебе добро сделают, то не забывай никогда. Делай добро не за деньги, за него плату не берут».

В ы в о д :

Человек, который делает добро, сам становится лучше. «Делать людям хорошее – хорошеть самому». И поэтому добро на земле живет вечно.

Домашнее задание. Написать сочинение-размышление «Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах».

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: Олівець | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русскоой лит, конспект урока русской литературы, методические наработки учителя лите
Просмотров: 6444 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru