В преподавании литературы нельзя забывать об
общекультурно-просветительских, этических целях
школьного образования. Предлагаю свой опыт
изучения семейных традиций с пятиклассниками.
Оно основано на доступном их восприятию
произведении — сказке «Царевна-лягушка».
Цели урока: познакомить учащихся с
семейными традициями русского народа; формировать
интерес учащихся к познанию культуры своего
народа; развивать образное мышление и навыки
самостоятельной работы.
Оборудование. Учебная хрестоматия.
Репродукции картин:
- В.М. Максимов «Бабушкины сказки»,
- М.Шибанов «Празднество свадебного договора»,
- А.П. Рябушкин «Свадебный поезд в Москве»,
- В.М. Васнецов «Царевна-лягушка»,
- И.Я. Билибин «Царевна-лягушка» (есть два
варианта).
Ход урока
К сегодняшнему уроку вы прочли сказку
«Царевна-лягушка». Кто знал эту сказку раньше?
Как вы о ней узнали?
(Дети говорят, как правило, что она была им
прочитана ещё до изучения в классе.)
А какое-то время назад дети узнавали сказки от
бабушек.
…И начну у бабки
Сказку я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал… —
писал поэт Иван Суриков.
Рассмотрим картину В.М. Максимова «Бабушкины
сказки».
Обратите внимание, как внимательно слушают
сказку не только дети, но и взрослые мужчины и
женщины.
Случайно ли такое проявление интереса к сказке?
Сказки хранят в себе мудрость народа, его
традиции и законы.
Одной из величайших ценностей человека
является семья. Создание и сохранение семьи было
обязательным для наших предков, поэтому женитьба
— важный момент в жизни человека. В далёком
прошлом даже существовал запрет на холостяцкую
жизнь.
"Жениться — с людьми расплатиться”, —
говорили наши предки, то есть выполнить свою
обязанность.
Семья связывает наше настоящее с прошлым и
будущим. Считалось противоестественным не иметь
семьи, не иметь "ни роду, ни племени”. К
неженатому человеку относились с презрением и
недоверием, взимали штрафы. Женитьба была делом
всего рода, а не только жениха и невесты. А
свадьба являлась своеобразным экзаменом для
обеих семей (как воспитали, чему научили).
В народном быту была отмечена сильная власть
отца и высокий авторитет матери. Старший сын
выделялся среди других сыновей. В доме царило
почтительное отношение к старшим. Старше —
значит, опытнее. Старших почитали и слушали
беспрекословно. Были строгие правила общения, за
соблюдением этих правил строго следили.
Хранительницей очага и семейных преданий
(мудрости) была женщина. К ней всегда было особое
отношение. Мужчина — добытчик — понимал, что
содержанием семьи и дома он был обязан женщине.
Мир в доме, спокойствие мужа полностью зависели
от терпения, благожелательности и мудрости
женщины.
Правила поведения людей, их взаимоотношения с
другими людьми передавались детям разными
способами, в частности, они узнавали о них, слушая
сказки, пословицы, поговорки.
Запишем пословицы и поговорки о семье.
- Не красавицей дом держится, а умницей.
- В единстве сила.
- Вся семья вместе — и душа на месте.
- Где любовь да совет, там и горя нет.
- Доброй женой и муж будет славен.
- Добрую жену взять — ни скуки, ни горя не знать.
- Лучший клад — когда в семье лад.
Не обошли вниманием тему семьи и живописцы.
(Обращаемся к репродукциям картин М.Шибанова
«Празднество свадебного договора»; А.П.
Рябушкина «Свадебный поезд в Москве».)
Вопросы для беседы
— Как в сказке «Царевна-лягушка» отражены
взгляды русского народа на семью? Найдите нужные
эпизоды.
("Как стали сыновья на возрасте, собрал их
царь и говорит:
— Вот что, сынки, пора вам жениться, возьмите
каждый по стреле, выходите в чисто поле, натяните
тугие луки и стреляйте в разные стороны. Куда чья
стрела упадёт, там и ищите себе жену”.)
Сыновья не спорят с отцом, не говорят, что не
хотят жениться. Они понимают, что создание семьи
— необходимость.
— Как в сказке отражено уважение к старшим?
("Иван-царевич… завернул хлеб в полотенце и
понёс к отцу. Принесли свои хлебы и другие
сыновья.
Царь сперва принял хлеб от старшего сына,
посмотрел-посмотрел и отослал на кухню. Принял от
среднего сына и отослал туда же. Подал свой хлеб
Иван-царевич…”)
— Сказка повествует о появлении трёх
молодых семей. Почему же основное внимание
уделяется семье Ивана-царевича и Василисы
Премудрой?
(Именно эта семья предстаёт перед нами
примером семейного уклада. А Василиса Премудрая
— это образ идеальной жены. Она приветливо
встречает мужа, когда он приходит домой
("Ква-ква, Иван-царевич! Что закручинился? Аль
услышал от отца слово неприветливое?”); помогает
Ивану-царевичу во всех его трудностях ("Не тужи,
царевич, не горюй! Ложись-ка спать-почивать: утро
вечера мудренее!”); она хорошая хозяйка, да и в
обществе умеет себя вести так, что Ивану-царевичу
можно только позавидовать.)
Читаем сцену пира, обращаем внимание на
антитезу (противопоставление), использующееся
при описании Василисы и жён старших братьев.
Описание танца Василисы в сказке вдохновило
художника Виктора Михайловича Васнецова, и он
создал картину «Царевна-лягушка».
Рассмотрим её репродукцию. Мы словно слышим
звуки музыки, звуки бодрые, весёлые, чистые. Это
заплясала Василиса Премудрая, Царевна-лягушка.
Взмахивает платочком. Поводит рукой. Стройный
стан отклонён назад, струятся по спине волосы,
дробно постукивают каблучки туфель.
Как хороша сказочная царевна в своём
древнерусском уборе с разлетающимися от
движения тёмно-зелёными, по-старинному
свободными рукавами! Всё в движении, всё в лад её
смелому танцу!
— Что можно сказать о муже Василисы
Прекрасной — Иване-царевиче?
(Иван-царевич делает страшную ошибку, сжигая
лягушачью кожу. Он поступил необдуманно,
эгоистично. Его деяние могло разрушить их семью,
погубить Василису. В семье эгоистом быть нельзя!
В любом сложном положении, которых немало в
жизни, нужно разобраться не торопясь, понять его
причины, не рубить сплеча.)
Домашнее задание. Подготовить устное
сочинение о том, как изображается семья и
семейные традиции в другой сказке (по выбору
ученика или учителя). |