Цель урока. Познакомить с происхождением и
природой загадок; развивать умение отгадывать и
сочинять загадки.
I. Проверка домашнего задания
Учащиеся, подготовившие карточки для лото,
проводят игру. Учащиеся, написавшие рассказ или
сообщение, читают свои работы в группах. Группа
выбирает понравившуюся работу, и она
предлагается вниманию класса.
II. Новая тема
— На доске записаны два текста. Определите, к
какому жанру они относятся.
Лёжа лежал,
Да и в речку побежал.
Круглая, а не месяц,
Жёлтая, а не масло, с хвостиком, а не мышь.
— Как вы определили, что это загадки?
— Чем загадка схожа с пословицей и
поговоркой?
III. Как "сделана” загадка?
Загадка, как правило, состоит из одного
предложения. Загадки бывают трёх основных типов.
Первый тип — простое перечисление
признаков загаданного предмета.
Второй тип — последовательное сравнение
загаданного предмета с разными предметами по
одному признаку, потом загадываемый предмет
сравнивается с другим предметом, но уже по
другому признаку. Сравнение бывает открытое с
помощью слова "как”.
Бывает и отрицательное сравнение с помощью
слов "не …, а …”.
Третий тип — "скрытое” сравнение
(метафора), которое без знания отгадки вызывает в
воображении противоречивую картину жизни.
Класс делится на группы или пары (в зависимости
от оставшегося времени). Группа (пара) получает
карточку с загадкой и определяет, к какому типу
относится загадка.
Меж двух светил
Я в середине один.
Белые хоромы,
Красные подпоры.
Красненька, кругленька,
Листочки продолговатеньки.
Кто бежит без провода?
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Зубастый зверёк
Грызёт с визгом дубок.
На лесной полянке
Красуется Татьянка —
Алый сарафан,
Белые крапинки.
Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
И звук "ж” твержу.
Эй, звоночки, синий цвет, —
С язычком, а звону нет.
Какой колокольчик не звенит?
Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьёт, песенки поёт.
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост — колечком.
Пять чуланов — одна дверь.
Два брюшка — четыре ушка.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Архип осип.
Осип охрип.
Параллельно идёт отгадывание загадок и
определение их тематики.
V. Знакомство с литературными загадками
Многие детские поэты сочиняют загадки, следуя
народным образцам. Авторские загадки легче
отгадываются.
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас.
(С.Маршак)
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной… [дорожке]
(К.Чуковский)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(К.Чуковский)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная.
(К.Чуковский)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
(К.Чуковский)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт — заплачет она и умрёт.
(К.Чуковский)
VI. Происхождение загадок
Происхождение загадок относится к глубокой
древности. Учёные предполагают, что их
происхождение связано с условной, тайной речью, к
которой человек прибегал, не желая давать
настоящие названия животным, предметам и
явлениям. Охотник, боясь неудачи, окружал своё
занятие тайной. Не говорил, куда он идёт. Человек
стал употреблять "подставные” слова. С этими
"подставными” словами и связана народная
загадка, в которой неназванный предмет или
явление описывались путём указания на какие-либо
признаки, например: "Пошёл по тух-туху. Взял с
собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не
тав-тавта, съела бы меня храп-тахта” ("Пошёл я за
лошадью, взял с собой собаку и встретился с
медведицей”).
VII. Задание на дом (по выбору)
1. Сочинить свою загадку.
2. Подобрать загадки трёх основных типов.
3. Провести конкурс рисованных загадок. |