Разговор со школьниками о «Вишневом саде» нужно
предварить уроком о специфике драматургии Чехова. Современная писателю
публика не приняла многих его пьес. Они отличались от традиционной
драматургии рубежа веков, но не были слабыми, так как позднее с блеском
вошли в репертуар многих театров. Они не были заумными или
примитивными, а отличались необычностью, непривычностью для театральных
зрителей. В них как бы определялось два плана: драма и ирония, простая
фабула и скрытый смысл, действие и раздумье.
Первый план соответствовал
чертам драмы вообще, а во втором угадывался сам автор. Активное
присутствие автора — отличительная черта чеховской драматургии. Горький
назвал его пьесы лирическими. Понять автора можно, вчитываясь в текст.
Интересной может быть работа по сопоставлению двух редакций пьесы
Чехова «О вреде табака».
1886 г. |
1903 г. |
Герой — Маркел Иванович
Нюхин, муж своей жены, отец девяти незамужних дочерей, желающий их
пристроить. Добрый, болтливый, смешной, подчиненный жене. Он стремится
казаться ученым. Лекция «О вреде чаизма и кофеизма для организма».
Отношения с женой в эпизоде с блинами: она отдает их со словами: «Съешь
эти блины сам, Маркеша». Смешные занятия Нюхина в пансионе. При чтении
лекции приступ астмы. В итоге: герой вызывает легкое сочувствие, более
он смешон. Он — добрый болтун. Здесь — только «верхний слой» |
Герой — Иван Иванович
Нюхин, муж своей жены: в старом поношенном фраке. Ключевые слова его
речи — «мне решительно все равно». Он говорит о себе: «Я решительно не
профессор и чужд ученых степеней». Лекция «О вреде некоторых насекомых»
(«У нас даже в рояле клопы»). При чтении лекции — «подмигиваю правым
глазом». Отношения с женой: у нее кое-что припрятано, у него нет
ничего. В эпизоде с блинами жена говорит: «Ешь эти блины сам, чучело!»
Занятия в пансионе, унижающие человека, — «вывожу клопов, прогуливаю
женину собачку». Герой испытывает каждодневное унижение, он растоптан,
но понимает все: «Я несчастлив, я обратился в дурака, в ничтожество».
Он вызывает не смех, а грусть и обиду за человека, т. к. забит жизнью,
потерял в себе человека. Это — «внутренний слой» |
Чехов добавляет во
вторую редакцию слова Нюхина, не свойственные ему: «Остановиться
где-нибудь далеко-далеко в поле и стоять деревом, столбом, огородным
пугалом, под широким небом, и глядеть всю ночь, как над тобой стоит
тихий, ясный месяц, и забыть, забыть». Герой Нюхин вряд ли способен на
такие слова. Это Чехов и его мысли, это его лиризм в сострадании
человеку.
Автор незримо присутствует в пьесах, что делает чеховскую
драматургию особенно психологичной. Критик В. Я. Лакшин считает, что
особенности психологизма драматургии Чехова проявляются:
1. В раскрытии сложных образов персонажей не через борьбу контрастных страстей, а в обычной жизни.
2. В иллюзии течения жизни, которое создается бытовыми
деталями, бытовыми темами разговоров, — психологическая детализация.
3. В общем эмоциональном тоне, который создается музыкой, звуками, паузами и т. п.
4. В смысловой роли пауз, которые раскрывают взаимоотношения героев.
5. В многотемности диалогов: каждый герой ведет свою тему в разговоре, их реплики внешне не связаны.
6. В отсутствии описания и объяснения психологии действующих лиц.
7. В скупых художественных средствах, способствующих редкой психологической достоверности.
8. В поведении героев, которые в минуты особого напряжения
почти не говорят или не выражают в словах своих истинных чувств. Автору
важен подтекст, то, что за словами.
9. В сложном подтексте, передающем не мысли героя, а суждения автора.
10. В отсутствии стремительно развивающегося действия. Наиболее
важные события происходят за сценой — внутренний динамизм.
11. Во внешней и внутренней сути героев.
12. В лирически окрашенном пейзаже, в эмоциональности и психологичности финалов действий и пьесы в целом.
Итог урока.
Своеобразие чеховской драматургии в
самом авторе, потому что его пьесы наполнены авторским присутствием.
Для этой цели и используются все перечисленные выше приемы. |