«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог
снизойти человек!» — эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову,
связывают воедино вечные проблемы литературы XIX в., ее сокровенную
мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.
Рассказ написан в 1898 г. и связан с проблемами развития
капитализма в России, когда главным приоритетом становится материальный
интерес. Человек как личность, его самоценность становятся ненужными и
уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности
сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко
порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности,
душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы
взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. При чтении и
анализе текста необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча
Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и
интонации.
На уроке учащиеся выясняют причины деградации Дмитрия Ионовича Старцева.
В рассказе четыре части. Это четыре этапа жизненного пути героя, четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз.
Этапы жизни, возраст героя |
События в жизни Старцева |
Его внутренняя жизнь и духовные запросы |
Среды. Город С. Внешний план |
Внутренний план |
I ступень. После окончания университета. Примерно 25 лет |
Приезд в город С., врачебная земская деятельность. Знакомство с семьей Туркиных |
Ходил пешком, беден (своих
лошадей не было). Понимает музыку (поет романс Яковлева на стихи
Дельвига и романс Рубинштейна на стихи Пушкина). Понимает, что романы
Веры Иосифовны и игра на рояле Екатерины Ивановны — бездарны. Но в душе
героя уже есть зачатки опустошения, умирания души: «В креслах было
покойно»; «слушать было приятно, удобно»; «в голову шли покойные мысли»;
слушать игру Котика «было так приятно, так ново»; «гости, сытые и
довольные». «Занятно», «недурственно» — слова Старцева в итоге |
Есть библиотека, театр,
клуб, бывают балы. Есть умные, интересные, приятные семьи — Туркины.
Туркин устраивал спектакли. Жена писала романы. Дочь играла на рояле.
Все это создает внешнее впечатление культурной семьи |
Внутренний план
изображения города С., истинное лицо семьи Туркиных выражается
в подтексте: «благоверная»; «не имеет никакого римского права»; «мой муж
ревнив, как Отелло»; «ах ты, цыпка, баловница»; «большинский роман»;
«читала о том, чего никогда не бывает в жизни»; «шумные, надоедливые, но
все же культурные звуки»; «покорчило вас благодарю»; «умри,
несчастная». Глупость, пошлость, бездуховность семьи, плоские шутки,
оторванность от проблем жизни |
II ступень. Через год. 26 лет |
Второе посещение Туркиных.
Роман Старцева с Котиком: объяснение, свидание на кладбище, попытка
сделать предложение, отказ Екатерины Ивановны |
Любовь, страдание.
«Сказал, сильно волнуясь»; «умоляю вас»; «она восхищала его»; «с ней он
мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно», «с волнением
спрашивал».
НО:
«к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному
человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать
глупости»; «уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной
жилетке».
НО: Старцев все-таки поехал на кладбище, ощутил гармонию природы
|
В городе С. читали мало,
«хоть закрывай библиотеку». Когда-то в городе С. была проездом
итальянская опера. «Прочел смешное письмо немца-управляющего о том, как в
имении испортились все запирательства и обвалилась застенчивость» |
«Мог жаловаться ей на
жизнь»; «к чему поведет роман? Что скажут товарищи, когда узнают?»;
«лунный свет подогревал в нем страсть»; «рисовал в воображении поцелуи,
объятия»; «перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он
видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущая тепло, и
это томление становилось тягостным»; «ох, не надо бы полнеть» |
На следующий день |
|
«А приданого они дадут,
должно быть, немало»; «на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то
же время в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал»; «дадут
приданое, заведем обстановку».
НО: «залюбовался и пришел в такой восторг»; «я страдал»;
«нежное, радостное, мучительное чувство», «любовь моя безгранична»; «у
Старцева перестало беспокойно биться сердце»; «ему было немножко
стыдно»; «и жаль было своего чувтва, этой своей любви» |
|
«Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь, он идет, пока врет» |
Через 3 дня |
|
«Он успокоился и зажил по-прежнему». «Сколько хлопот, однако!» — слова в итоге |
|
|
III ступень. Через четыре года. 30 лет |
Продолжает работать земским врачом, имеет практику в городе. Посещение Туркиных. Встреча с Екатериной Ивановной |
«На тройке с бубенчиками»;
«пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком»; «и Пантелей мой тоже
пополнел»; «ни с кем не сходился близко»; «избегал разговоров, а только
закусывал и играл в винт»; «ел молча»; «все... было неинтересно,
несправедливо, глупо»; «чувствовал раздражение, волновался, но молчал»;
«по вечерам вынимать из каманов бумажки, добытые практикой»; «вспоминал о
своей любви, о мечтах и надеждах... и ему стало неловко». «Ему вдруг
стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек»; «днем нажива, а
вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я
терпеть не могу»; «вспомнил про бумажки... и огонек в душе погас»; «а
хорошо, что я тогда не женился»; «подумал, что если самые талантливые
люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город» — мысли
в итоге |
«Обыватели своими
разговорами... раздражали его», «стоит только заговорить с ним о
чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он
становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую»; «нужно
трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек».
«Вера Иосифовна читала роман, читала о том, чего не бывает в жизни».
«Екатерина Ивановна играла на рояле».
НО:
«Екатерина Ивановна волновалась» |
«Обыватель глядел искоса
и недоверчиво»; «поляк надутый». «А, здравствуйте, пожалуйста».
«Бонжурте». «Манерно вздохнула»; «не хотите ухаживать за мной».
«Хотелось говорить, жаловаться на жизнь». «Не имеете никакого римского
права»; «это с вашей стороны весьма перпендикулярно»; «умри, несчастная» |
IV ступень. Через несколько лет. 35 лет |
Без событий |
«Пополнел, ожирел, тяжело
дышит»; «пухлый, красный»; «Пантелеймон, тоже пухлый, красный, с
мясистым затылком»; «кажется, что едет не человек, а языческий бог»;
«громадная практика»; «имение и два дома»; «проходя через все комнаты,
не обращая внимания на неодетых женщин и детей»; «жадность одолела»;
«горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким»;
«характер стал тяжелым, раздражительным» |
«Играет в клубе в вист». «У Туркиных все по-прежнему: Вера Иосифовна читает гостям свои романы... А Котик играет на рояле» |
«Его зовут уже просто Ионычем»; «стараются из всех сил угодить ему» |
Работа с текстом должна привести учащихся к следующим выводам.
Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном.
Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь.
Старцев — интеллигентный человек, но в городе С. эталон
интеллигентности — Туркины. Вначале Старцев даже выше их: он видит
бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома.
Старцев — приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся
единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность
одолела». Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но именно
деньги привели его к опустошению и раздражительности.
Итоговые вопросы и задания
1. Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он,
понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается
это подчинение? (Старцев — неплохой человек, но не умеющий глубоко
чувствовать, жалующийся на жизнь.)
2. Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем?
Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она
состояться?
3. Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?
4. Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова
Н. В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем
глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось».
(Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души:
неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен.
Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится
своим среди «мертвых душ».)
5. Почему на рубеже 1880—1890 гг. Чехов обращается к проблемам духовной деградации человека?
Из письма Чехова к Орлову: «Пока еще это студенты и курсистки —
это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но
стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу,
стать взрослыми, как и надежда наша, и будущее России обращается в дым,
и остаются на фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники,
ворующие инженеры».
Вывод. Это рассказ-предупреждение о том, что
очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь:
«Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое
ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не
оставляйте их на дороге, не подымете потом».
Рассказ Чехова «Ионыч» интересно сопоставить с рассказом Шукшина «Шире шаг, маэстро!», между которыми почти 100 лет.
Вопросы для обсуждения
— Сможет ли Солодовников достичь того, о чем мечтает?
— Кто виноват в судьбе героев?
— Какой из рассказов ироничнее? Почему?
— Путь Старцева — это путь духовной деградации. А каков путь Солодовникова?
Итог урока. Проблема духовного оскудения —
вечная проблема, не связанная с определенным временем. Страшно, когда
духовному оскудению подвергаются люди гуманных профессий, особенно
врачи. В судьбе Ионыча виноваты, по мнению Чехова, общество обывателей и
он сам, его молчание и «включение» себя в среду города С. Судьба же
Солодовникова зависит только от него, от желания работать. Ионыч...
Солодовников... Кто дальше? |