Воскресенье, 28.04.2024, 10:49                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Урок литературы в 10 классе «Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»»
06.09.2014, 18:26
  «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову, связывают воедино вечные проблемы литературы XIX в., ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.
      Рассказ написан в 1898 г. и связан с проблемами развития капитализма в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, его самоценность становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. При чтении и анализе текста необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.
      На уроке учащиеся выясняют причины деградации Дмитрия Ионовича Старцева.
      В рассказе четыре части. Это четыре этапа жизненного пути героя, четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз.
Этапы жизни, возраст героя
События в жизни Старцева
Его внутренняя жизнь и духовные запросы
Среды. Город С. Внешний план
Внутренний план
I ступень. После окончания университета. Примерно 25 лет Приезд в город С., врачебная земская деятельность. Знакомство с семьей Туркиных Ходил пешком, беден (своих лошадей не было). Понимает музыку (поет романс Яковлева на стихи Дельвига и романс Рубинштейна на стихи Пушкина). Понимает, что романы Веры Иосифовны и игра на рояле Екатерины Ивановны — бездарны. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания души: «В креслах было покойно»; «слушать было приятно, удобно»; «в голову шли покойные мысли»; слушать игру Котика «было так приятно, так ново»; «гости, сытые и довольные». «Занятно», «недурственно» — слова Старцева в итоге Есть библиотека, театр, клуб, бывают балы. Есть умные, интересные, приятные семьи — Туркины. Туркин устраивал спектакли. Жена писала романы. Дочь играла на рояле. Все это создает внешнее впечатление культурной семьи Внутренний план изображения города С., истинное лицо семьи Туркиных выражается в подтексте: «благоверная»; «не имеет никакого римского права»; «мой муж ревнив, как Отелло»; «ах ты, цыпка, баловница»; «большинский роман»; «читала о том, чего никогда не бывает в жизни»; «шумные, надоедливые, но все же культурные звуки»; «покорчило вас благодарю»; «умри, несчастная». Глупость, пошлость, бездуховность семьи, плоские шутки, оторванность от проблем жизни
II ступень. Через год. 26 лет Второе посещение Туркиных. Роман Старцева с Котиком: объяснение, свидание на кладбище, попытка сделать предложение, отказ Екатерины Ивановны

Любовь, страдание. «Сказал, сильно волнуясь»; «умоляю вас»; «она восхищала его»; «с ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно», «с волнением спрашивал».
НО: «к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости»; «уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».
НО: Старцев все-таки поехал на кладбище, ощутил гармонию природы

В городе С. читали мало, «хоть закрывай библиотеку». Когда-то в городе С. была проездом итальянская опера. «Прочел смешное письмо немца-управляющего о том, как в имении испортились все запирательства и обвалилась застенчивость» «Мог жаловаться ей на жизнь»; «к чему поведет роман? Что скажут товарищи, когда узнают?»; «лунный свет подогревал в нем страсть»; «рисовал в воображении поцелуи, объятия»; «перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущая тепло, и это томление становилось тягостным»; «ох, не надо бы полнеть»
На следующий день   «А приданого они дадут, должно быть, немало»; «на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал»; «дадут приданое, заведем обстановку».
НО: «залюбовался и пришел в такой восторг»; «я страдал»; «нежное, радостное, мучительное чувство», «любовь моя безгранична»; «у Старцева перестало беспокойно биться сердце»; «ему было немножко стыдно»; «и жаль было своего чувтва, этой своей любви»
  «Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь, он идет, пока врет»
Через 3 дня   «Он успокоился и зажил по-прежнему». «Сколько хлопот, однако!» — слова в итоге    
III ступень. Через четыре года. 30 лет Продолжает работать земским врачом, имеет практику в городе. Посещение Туркиных. Встреча с Екатериной Ивановной «На тройке с бубенчиками»; «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком»; «и Пантелей мой тоже пополнел»; «ни с кем не сходился близко»; «избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт»; «ел молча»; «все... было неинтересно, несправедливо, глупо»; «чувствовал раздражение, волновался, но молчал»; «по вечерам вынимать из каманов бумажки, добытые практикой»; «вспоминал о своей любви, о мечтах и надеждах... и ему стало неловко». «Ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек»; «днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу»; «вспомнил про бумажки... и огонек в душе погас»; «а хорошо, что я тогда не женился»; «подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город» — мысли в итоге «Обыватели своими разговорами... раздражали его», «стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую»; «нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек». «Вера Иосифовна читала роман, читала о том, чего не бывает в жизни». «Екатерина Ивановна играла на рояле».
НО: «Екатерина Ивановна волновалась»
«Обыватель глядел искоса и недоверчиво»; «поляк надутый». «А, здравствуйте, пожалуйста». «Бонжурте». «Манерно вздохнула»; «не хотите ухаживать за мной». «Хотелось говорить, жаловаться на жизнь». «Не имеете никакого римского права»; «это с вашей стороны весьма перпендикулярно»; «умри, несчастная»
IV ступень. Через несколько лет. 35 лет Без событий «Пополнел, ожирел, тяжело дышит»; «пухлый, красный»; «Пантелеймон, тоже пухлый, красный, с мясистым затылком»; «кажется, что едет не человек, а языческий бог»; «громадная практика»; «имение и два дома»; «проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей»; «жадность одолела»; «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким»; «характер стал тяжелым, раздражительным» «Играет в клубе в вист». «У Туркиных все по-прежнему: Вера Иосифовна читает гостям свои романы... А Котик играет на рояле» «Его зовут уже просто Ионычем»; «стараются из всех сил угодить ему»

      Работа с текстом должна привести учащихся к следующим выводам.
      Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь. Старцев — интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности — Туркины. Вначале Старцев даже выше их: он видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев — приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела». Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но именно деньги привели его к опустошению и раздражительности.
      Итоговые вопросы и задания
      1. Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев — неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь.)
      2. Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться?
      3. Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?
      4. Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н. В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось». (Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ».)
      5. Почему на рубеже 1880—1890 гг. Чехов обращается к проблемам духовной деградации человека?
      Из письма Чехова к Орлову: «Пока еще это студенты и курсистки — это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша, и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры».
      Вывод. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».
      Рассказ Чехова «Ионыч» интересно сопоставить с рассказом Шукшина «Шире шаг, маэстро!», между которыми почти 100 лет.
      Вопросы для обсуждения
      — Сможет ли Солодовников достичь того, о чем мечтает?
      — Кто виноват в судьбе героев?
      — Какой из рассказов ироничнее? Почему?
      — Путь Старцева — это путь духовной деградации. А каков путь Солодовникова?
      Итог урока. Проблема духовного оскудения — вечная проблема, не связанная с определенным временем. Страшно, когда духовному оскудению подвергаются люди гуманных профессий, особенно врачи. В судьбе Ионыча виноваты, по мнению Чехова, общество обывателей и он сам, его молчание и «включение» себя в среду города С. Судьба же Солодовникова зависит только от него, от желания работать. Ионыч... Солодовников... Кто дальше?

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: Олівець
Просмотров: 7978 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.7/3
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru