Цели: ознакомление со своеобразием жанровой структурой «Мёртвых душ»,
с основной задачей, стоявшей перед Н.В. Гоголем при написании этого произведения.
Задачи.
- Развивать умения анализировать текст, находить выразительные средства
лирики в прозаическом произведении; умение доказывать свою точку зрения,
аргументируя её.
- Воспитывать любовь к литературе, интерес к классике и творчеству Н.В.
Гоголю.
План.
- Организационный момент.
- Объяснение темы.
- Закрепление темы. (Работа в группах.)
- Обобщение темы. (Выступление групп.)
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. (Цели, задачи, тема, эпиграфы к уроку.)
- Тема сегодняшнего урока: « Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя « Мёртвые
души». На этом уроке мы познакомимся со своеобразием жанровой структуры «Мёртвых
душ», с основной задачей, стоявшей перед писателем при написании этого
произведения, поучимся находить выразительные средства в лирических отступлениях
поэмы.
Эпиграфом к уроку выбрано высказывание Л.Н. Толстого о поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые
души»:
«Не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное».
2. Объяснение темы.
- Жанровая природа «Мёртвых душ» сложна. Гоголь сам определил жанр своего
произведения, назвав «Мёртвые души» поэмой. Для нас такое определение жанра
звучит несколько парадоксально. В нашем сознании поэма – это нечто, написанное в
стихах. То, что написано прозой, это чаще всего роман, повесть или рассказ.
Поэтому нам непонятно, почему Гоголь назвал свое произведение поэмой.
Можем ли назвать «Мёртвые души» романом? Только в том случае, если похождения
Чичикова, его хитроумная афера была бы центром произведения. Но рассказ о
похождении героя не самоцель для писателя, а лишь средство для раскрытия главной
идеи: представить в своём произведении Русь. Поэтому нельзя целиком отнести это
произведение к жанру романа. (Роман – литературный роман, эпическое произведение
большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельных
личностей, в их отношениях к окружающему миру, на становлении их характеров и
самосознания.)
Мы можем по праву назвать «Мёртвые души» поэмой. (Поэма – большое
стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную
лирическую тему.)
Изображение действительности в этом произведении проходят через призму
авторского восприятия.
В «Мёртвых душах» два предмета изображения: объективная реальность
(характерно для эпоса) и внутренний мир личности (характерно для лирики).
Внутренний мир личности передаётся при помощи лирических отступлений. В
каждой главе лирические отступления:
- в первой главе – рассуждение о толстых и тонких;
- во второй – рассуждение о двух типах характеров;
- в третьей главе – рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения»;
- в четвёртой главе – мысль о живучести Ноздревых;
- в пятой главе – размышления Чичикова «о славной бабешке»; думы автора о
метком русском слове и «бойком русском уме»;
- в шестой главе – воспоминания автора о юности; размышление о человеке.
- в седьмой главе – о двух писателях, о крестьянах, купленных Чичиковым;
- в восьмой главе – о силе власти исправника;
- в девятой главе – о бунте крестьян селения Вшивая-Спесь;
- в десятой главе – «Повесть о капитане Копейкине»;
- в одиннадцатой главе – отступления о Руси, о дороге, рассказ о Кифе Мокеевиче
и его сыне; рассуждение о добродетельном герое и герое – подлеце; размышление о птице – тройке.
Введение в произведение образа автора даёт возможность связать воедино свой
собственный жизненный путь с путём России. Это и является важнейшей задачей
поэмы: показать путь России в прошлом, настоящем и будущем, а также
нерасторжимость судеб писателя и его родины.
Образ автора в поэме расширил сюжетные границы, позволил поставить перед
читателями ряд философских проблем: жизненного пути человека, роли художника в
обществе, особенности русского характера, ложного и истинного патриотизма,
предназначения России в судьбе Европы и многое другое.
Именно в лирических отступлениях сформулирована авторская позиция. Гоголь
обратился к лиро-эпическому жанру, чтобы показать противостояние живого и
мёртвого в самой сущности России. Мёртвое показано писателем на уровне сюжета:
все герои поэмы заражены этой омертвлённостью, все без исключения: помещики,
чиновники, главный герой и даже крестьяне. Но их возрождение возможно, Гоголь
задумал показать во 2-3 томах поэмы возрождение души.
Но в первом томе возможность показать живое, способное возродиться писатель
мог только на уровне лирических отступлений.
Также поэмой раньше называли произведения Гомера, Данте. Например
«Божественную комедию» Данте. А связь «Божественной комедии» с «Мёртвыми душами»
была замечена ещё современниками (Герцен, Вяземский). Это ещё раз проясняет
жанровую организацию «Мёртвых душ».
Также право называться поэмой «Мёртвым душам» даёт и особая поэтичность
языка. Несмотря на то, что это прозаическое произведение, язык поэмы так
поэтичен, даже музыкален, насыщен выразительными средствами, что разница между
прозой и поэзией исчезает.
3. Закрепление темы.
- Так давайте попробуем проанализировать несколько лирических произведений
поэмы, найти выразительные средства, которые использует автор в них. Попробуем
увидеть ту особенность языка, его музыкальность, которая присутствует в основном
в лирике. В лирических отступлениях писатель использует приёмы, характерные для
поэтического текста. Найдите такие приёмы.
Группам выдаются таблицы с заданиями.
1 группа. Лирическое отступление в 6 главе,
начало, со слов: «Прежде, давно, в лета… меня поражало…» |
№ |
Выразительные средства |
Примеры |
1 |
Инверсия – изменение обычного порядка
следования чего-либо (слов в предложении, элементов сюжета). |
|
2 |
Повторы (повторы слов или однокоренных
слов, корней). |
|
3 |
Обращения, восклицания. |
|
4 |
Парцелляция (приём расчленения фразы на
части или даже на отдельные слова в виде самостоятельного неполного
предложения. Её цель придать речи интонационную экспрессию путём её
отрывистого произнесения). |
|
5 |
Назывные предложения. |
|
6 |
Синонимы (близкие по значению слова). |
|
7 |
Антонимы (слова с противоположным
значением). |
|
8 |
Однородные члены (синтаксическое средство:
слова со значением перечисления фактов, событий). |
|
9 |
Сравнения (один предмет сравнивается с
другим). |
|
10 |
Метафоричные эпитеты (метафора – средство
художественной изобразительности, употребление слова в переносном
значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним
отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное,
через которое выражается авторское отношение к предмету). |
|
11 |
Звукопись: аллитерация (повторение
одинаковых или однородных согласных). |
|
12 |
Звукопись: Ассонанс (созвучие гласных
звуков). |
|
2 группа. Лирическое отступление в 5 главе
со слов: «Выражается сильно российский народ!» |
№ |
Выразительные средства |
Примеры |
1 |
Инверсия – изменение обычного
порядка следования чего-либо (слов в предложении, элементов сюжета). |
|
2 |
Повторы (повторы слов или
однокоренных слов, корней). |
|
3 |
Обращения, восклицания. |
|
4 |
Градация. |
|
5 |
Синонимы (близкие по значению
слова). |
|
6 |
Олицетворения (неживой предмет
наделяется живыми качествами). |
|
7 |
Метафоричные эпитеты (метафора – средство
художественной изобразительности, употребление слова в переносном
значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним
отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное,
через которое выражается авторское отношение к предмету). |
|
8 |
Просторечье. |
|
9 |
Фразеологизмы. |
|
3 группа. Лирическое
отступление в 11 главе со слов: «И какой же русский не любит
быструю езду!... месяц одни кажутся недвижны.» |
№ |
Выразительные средства |
Примеры |
1 |
Инверсия – изменение обычного
порядка следования чего-либо (слов в предложении, элементов сюжета). |
|
2 |
Повторы (повторы слов или
однокоренных слов, корней). |
|
3 |
Обращения, восклицания. |
|
4 |
Синонимы (близкие по значению
слова). |
|
5 |
Градация. |
|
6 |
Олицетворения (неживой предмет
наделяется живыми качествами). |
|
7 |
Метафоричные эпитеты (метафора – средство
художественной изобразительности, употребление слова в переносном
значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним
отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное,
через которое выражается авторское отношение к предмету). |
|
8 |
Просторечье. |
|
9 |
Риторические вопросы. |
|
10 |
Антонимы. |
|
11 |
Парцелляция (приём расчленения
фразы на части или даже на отдельные слова в виде самостоятельного
неполного предложения. Её цель придать речи интонационную экспрессию
путём её отрывистого произнесения). |
|
4 группа. Лирическое отступление в 11 главе
со слов: «Эх, тройка! Птица тройка да сверлит воздух.» |
№ |
Выразительные средства |
Примеры |
1 |
Инверсия – изменение обычного
порядка следования чего-либо (слов в предложении, элементов сюжета). |
|
2 |
Повторы (повторы слов или
однокоренных слов, корней). |
|
3 |
Обращения, восклицания. |
|
4 |
Гипербола. |
|
5 |
Градация. |
|
6 |
Олицетворения (неживой предмет
наделяется живыми качествами). |
|
7 |
Метафоричные эпитеты (метафора – средство
художественной изобразительности, употребление слова в переносном
значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним
отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное,
через которое выражается авторское отношение к предмету). |
|
8 |
Просторечье. |
|
9 |
Риторические вопросы. |
|
10 |
Поговорки, крылатые фразы. |
|
11 |
Парцелляция. (Приём расчленения
фразы на части или даже на отдельные слова в виде самостоятельного
неполного предложения. Её цель придать речи интонационную экспрессию
путём её отрывистого произнесения).
Анафора (одинаковое начало
предложений). |
|
5 группа. Лирическое отступление в 11 главе
со слов: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая…» |
№ |
Выразительные средства |
Примеры |
1 |
Повторы (повторы слов или
однокоренных слов, корней). |
|
2 |
Обращения, восклицания. |
|
3 |
Синонимы. |
|
4 |
Метафоричные эпитеты (метафора – средство
художественной изобразительности, употребление слова в переносном
значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним
отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное,
через которое выражается авторское отношение к предмету). |
|
5 |
Риторические вопросы. |
|
6 |
Парцелляция. (Приём расчленения фразы на
части или даже на отдельные слова в виде самостоятельного неполного
предложения. Её цель придать речи интонационную экспрессию путём её
отрывистого произнесения.)
Анафора
(одинаковое начало предложений). |
|
6 группа. Лирическое отступление в 11 главе
со слов: «Русь! Русь!…» |
№ |
Выразительные средства |
Примеры |
1 |
Олицетворения. |
|
2 |
Обращения, восклицания. |
|
3 |
Повторы. |
|
4 |
Метафоричные эпитеты (метафора – средство
художественной изобразительности, употребление слова в переносном
значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним
отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное,
через которое выражается авторское отношение к предмету). |
|
5 |
Риторические вопросы. |
|
6 |
Парцелляция. (Приём расчленения
фразы на части или даже на отдельные слова в виде самостоятельного
неполного предложения. Её цель придать речи интонационную экспрессию
путём её отрывистого произнесения).
Анафора (одинаковое начало
предложений). |
|
4. Обобщение темы.
Выступление групп по таблицам.
5. Подведение итогов урока.
Мы постарались доказать, что перед нами, действительно, поэма, так как автор
в лирических отступлениях применяет много выразительных средств.
Такой жанр «Мёртвых душ» дал возможность показать всю Россию целиком, дать
глубоко философское, обобщённое видение пути России и её судьбы в дальнейшем.
Образ Руси как мчавшейся лошади не просто символичен, но и укоренён в русской
классической литературе (у А.С. Пушкина, у А.А. Блока).
Подведя итоги сегодняшнего урока, я хотела бы выслушать вас, что вы узнали
нового, чему научились на уроке?
6. Домашнее задание.
Обобщить весь материал по поэме Н.В. гоголя «Мёртвые души». Подготовиться к
тестам. Написать сочинение. |