Цели урока:
- образовательная: познакомить обучающихся со стихотворениями Е.Евтушенко, в которых отразились факты истории Сибири
- развивающая: совершенствовать умение учащихся
анализировать поэтический текст на примере стихотворений Е.Евтушенко;
отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
развивать речевые, интеллектуальные и творческие способности
обучающихся, формировать навыки самостоятельной учебной деятельности
- воспитательная: способствовать воспитанию духовно богатой
личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего свою
большую и малую родину, свой народ и культуру, уважающего традиции и
культуру других народов
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: смешанный.
Оборудование: портрет Е.Евтушенко, дидактический материал.
Методы: методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Приёмы: при работе с классом на данном уроке организую фронтальную, индивидуальную работу структура урока и регламент:
- Организационный момент – 1 мин.
- Сообщение цели, темы, плана урока, актуализация знаний. – 2 мин.
- Постановка проблемы. Объяснение нового материала. – 10 мин.
- Первичное или сопутствующее закрепление нового материала. Обобщение темы. Самостоятельная работа учащихся. – 27 мин.
- Итоги урока. – 5 мин.
Особенности данного урока: урок данного типа предоставляет
возможность решить разнообразные задачи: объяснить новый материал;
проверить правильность его восприятия и понимания, проконтролировать
знания, организовать применение вновь полученных знаний в решении
практических заданий. Разнообразные приемы работы повышают
эффективность занятия.
Оформление доски:
Без стихов любити России не быти
Е.Евтушенко
Да ведают потомки православных
Родной земли минувшую судьбу…
А.С.Пушкин
Ход урока
1. Организационный момент
Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка отсутствующих, организация внимания.
Учитель: На несколько секунд попробуем задержать дыхание.
Очень трудно не дышать. Сегодня на уроке нам важно уловить в лирике
поэта Е.Евтушенко «дыхание истории Сибири», и хочется верить в то, что
его стихотворения станут для всех «легким дыханием».
2. Объявление темы урока, запись ее в тетрадь. Постановка целей занятия
Посмотрите на тему урока и постарайтесь сформулировать цель. Что я должен изучить? С какой целью?
Примерные ответы учащихся:
Открыть для себя страницы жизненного и творческого пути поэта
Е.Евтушенко, проанализировать стихотворения, в которых говорится о
родной Сибири.
3. Изучение нового материала
Когда-то история и литература вообще были нерасчленимы. Достаточно
назвать древние летописные своды: «Повесть временных лет», «Сказание о
Мамаевом побоище». Это сочинения одновременно и исторические, и
литературные. С 18 столетия историческая наука в России выделилась в
самостоятельную область знания. Но и 20, и 21 вв. сохраняется ее
близость к художественной литературе. Одной из характерных черт русской
литературы был интерес писателей к историческому прошлому своего
народа, своей малой родины.
Вопрос учителя: С чего же начинается Родина для человека?
Примерные ответы учащихся:
С семьи, родного дома, где закладывается нравственные основы личности.
Со знакомых и милых сердцу мест - улиц, строений, с живой разговорной речи земляков, с народных традиций и обычаев.
Учитель: И сегодня мы познакомимся с вами со
стихотворениями поэта, неистово влюбленного в свою малую родину
(станция Зима). Познакомимся с человеком, чтящим свои сибирские корни,
сибирскую породу.
Сообщение ученика:
Е.Евтушенко родился 18 июля 1933 года на станции Зима в Иркутской
области. Регулярно начал печататься с 16 лет, но началом серьезной
работы Евтушенко считает стихотворения «Вагон» и «Перед встречей»,
написанные в 1952г. В этом же году вышел первый сборник стихов
«Разведчики грядущего». После автобиографической поэмы «Станция Зима»
Евтушенко на целое десятилетие делается самым популярным советским
поэтом.
В 1991г. уехал с семьей преподавать в США. Работает в двух
американских университетах - в Нью-Йорке и штате Оклахома. Мечтает
написать «Евгения Онегина» в прозе, роман о шестидесятниках.
Чтение наизусть стихотворения учащимся: «Сойти на тихой станции Зима…»
Давайте совершим прогулку с поэтом по его родному городу.
Вопросы учителя:
- Что привлекает ваше внимание в этом стихотворении?
- Тихая станция Зима. Просто ли время года спрятано за этим именем?
- Оправдано ли повторение слов: «где…», «тот же…» в начале следующих строк?
- Найдите выразительные, точные эпитеты, сравнения ( «где масла
ярко-желтые шары», « с мальчишеской ватагой гулевой», «старинный
мед»…).
- Какое слово в стихотворении является ключевым?
Примерные ответы учащихся. Поэт вспоминает картины из
детства: «пыльные доски тротуара», «звяканье весов», «цветастые миски»,
«птичьи гнезда в нише» и т.д. Ключевое слово- дом, родной очаг. Все
слова в стихотворении сливаются в этом слове как ручейки в реке.
Учитель: Стихотворение можно «нарисовать». Нарисуйте, сделайте коллаж (устное словесное рисование).
Вопрос учителя: Подумайте, какие строки в стихотворении чисто «евтушенковские»?
Примерные ответы учащихся:
«и вдруг понять, как мало в жизни сделал, как много в жизни сделать я могу»)
Вопрос учителя:
- Как вы их понимаете?
- Опишите чувства поэта.
Примерные ответы учащихся:
Надо жить среди людей и для них, так как нельзя правильно показать
жизнь в произведениях, чувства и мысли людей, не зная, чем они живут.
Что радует людей, а что их печалит? Что определяет их быт и характер?
Только знание дает ответы на вопросы.
Учитель: Именно в языке сосредоточен жизненный опыт прошлых
поколений. П.А.Вяземский писал: «Язык есть исповедь народа». Простой,
живой, разговорный язык сибиряков материализовался в стихотворении
Е.Евтушенко «Родной сибирский говорок».
Стихотворение дает формулы отражений определенных явлений жизни, а
значит, достаточно объективно отражают пусть узкую, но определенную
страничку истории.
Тексты на столах учащихся.
Послушаем стихотворение «Родной сибирский говорок».
Вопросы учителя:
- Понравилось? Прочитайте полюбившиеся строки.
- О чем это стихотворение?
- С чем сравнивает поэт «родной сибирский говорок»? Вы могли бы продолжить этот ряд сравнений?
- Объясните трудные слова и выражения, встречающиеся в тексте.
Индивидуальное задание : работа со словарем русских говоров Забайкалья.
Чалдон.см.Челдон
1.Челдон и Чалдон, а, м.1.
Сибиряк, русский старожил Сибири. У чалдона свой норов. Чалдон
говорит негромко, ходит - не торопится, ест не быстро, чалдона скоро не
рассердишь, ввысь почти не смотрит, а все больше по сторонам да
вперед, жалуется на свою судьбу редко, в доме любит порядок и простор,
работает при нужде и при достатке, хвастаться не любит.
2. Бродяга, беглый, каторжник.
Вопросы учителя:
- С какой целью Е.Евтушенко использует диалектизмы?
- Вспомните слова-диалектизмы, употребляемые в вашей местности?
Учитель: Поэт в стихотворении говорит о том, что невозможно представить себе, что можно забыть родной язык, родную говорю.
Е.Евтушенко как художника и гражданина заботят истоки, не просто сохранение исторической, но именно родовой памяти.
Все наиболее важные события в жизни человека отмечались по особому
ритуалу, по установленному обряду. На основе народных традиций в каждой
национальной среде рождались праздники, закреплявшие как сами
традиции, так и нормы поведения людей в типичных ситуациях, формы
выражения уважения к старшим, любви к земле, Отечеству, верности семье,
обычаям предков. Об одном таком обычае сибиряков рассказывает поэт в
своем стихотворении «Сватовство».
В Сибири когда-то был на первый взгляд варварский, но мудрый обычай.
Во время сватовства невеста должна была вымыть ноги жениха, а после
выпить эту воду. Лишь в этом случае невеста считалась достойной, чтобы
ее взяли в жены.
Послушаем это стихотворение.
Вопросы учителя:
- Можно ли утверждать, что стихотворение не только высокохудожественное, но и высоконравственное?
Обоснуйте свою точку зрения.
- Назовите любой традиционный народный праздник сибиряков?
- Каким идеалам посвящены эти праздники и формированию каких нравственных качеств они служат?
4. Рефлексия
Вопрос учителя:
Какие воспоминания о родном крае, любимом городе, селе, людях навеяли эти стихотворения? Поделитесь ими.
Примерные ответы учащихся:
Вспомнил, как в лес ходил, наблюдал за белкой.
Михаил С.
Коней запрягу, на поле еду, тишина в душе, хотя звуков раздается много.
Сервер Ю.
Иркутск. Улица Урицкого, толкотня, но все живет, движется. Много молодежи. Дома высокие, красивые.
Сергей Р.
5. Подведение итогов занятия. Комментирование оценок.
Учитель: Эти стихотворения – урок для нас, урок любви к
Родине «по – евтушенковски». В одном из интервью поэт говорил, что
именно благодаря постоянным возвращениям в дом моего детства я написал
свои лучшие стихи. «Я возвращаюсь в Сибирь не как гость, а как ее
благодарный сын»,- так говорил в одном из интервью Е.Евтушенко. |