Цель: Провести наблюдение за деталями
художественного текста, одновременно анализируя собственные чувства,
возникшие как отклик на события, происходящие с героями.
Задачи:
- Объяснить причины поступков Понтия Пилата через наблюдение его
душевных переживаний; подмечать все тонкости в его поведении, речи,
интонации, объяснить противоречивость его чувств.
- Проанализировать собственные чувства, появляющиеся при чтении текста.
- Составить психологический словарик своих чувств.
Оборудование: презентация Microsoft Power Point, два листа ватмана, фломастеры
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Итак, сегодня мы приступаем к анализу 2 главы романа М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита», в основу которого положены вечные проблемы
человеческого существования: Добра и Зла, Веры и Безверия,
Предательства и Любви, Власти и Свободы, проблема покаяния и
справедливого возмездия.
Перед нами разворачивается целая панорама людских нравов, обнажая
старые, как мир, и вечные, как сама жизнь, вопросы. Что есть человек?
Ответственен ли он за свои дела? Могут ли даже самые суровые
обстоятельства служить оправданием безнравственному поступку? Вы
знаете, что частью романа Булгакова «Мастер и Маргарита», его
отдельными главами является роман его героя, Мастера, обращенный
событиями почти в двухтысячелетнюю историю, но имеющий непосредственную
связь с событиями, происходящими в Москве 30-ых годов. Сюжет этого
романа напоминает библейское сказание о распятии Иисуса Христа и
производит впечатление документально точного изложения действительно
происходивших событий, так как героями его являются почти исторические
лица. Однако есть нечто, что отличает роман Мастера.
В Евангелии от Матфея говорится о том, что, собрав 12 учеников на
Тайную Вечерю в канун праздника Пасхи, Иисус Христос предсказал свою
смерть от предательства одного из них…
Сообщение ученика о библейском сюжете распятия Христа (рассказывает легенду о распятии Христа, дополняя рассказ следующими цитатами из Библии):
«– Истинно говорю вам: один из вас предаст меня.
Учеников это опечалило, и они начали спрашивать одни за другим:
– Не я ли, Господи?
Тогда Иуда, который прежде предал Его, тоже спросил:
– Конечно же не я, Учитель?
Иисус ответил:
– Да, ты…»
(Евангелие от Матфея, гл.26 (20–22, 25, 46–52,) гл.27 (1–5)
Учитель: Нет сомнения, что Иешуа Га-Ноцри – своего
рода двойник Иисуса Христа. Тем более, Иешуа на арамейском языке
означает Господь (спасение), а Га-Ноцри – из Назарета. Иисус Христос,
родившийся в Вифлиеме, до начала своей деятельности постоянно проживал в
Назарете, из-за чего его часто называют Иисус Назаретянин. В чём же,
по-вашему, состоит особенность трактовки евангельского сюжета?
(Писатель значительно углубил библейский сюжет, передал целую
гамму чувств и переживаний героев, он «очеловечил» их, что вызывает у
читателей сопереживание и сострадание к ним. Он ставит их перед
нравственным выбором, и, кажется, Булгаков обращается к каждому:
«Смог бы ты так же мужественно, безропотно, как Иешуа, принять
страдания во имя своей идеи, до конца сохранив веру в доброе начало в
человеке, ни на йоту не допустив чувства озлобленности и обиды за свою
судьбу?»)
На втором уроке изучения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» вы
получили задание: перечитать 2 главу «Понтий Пилат» и ответить на
вопросы:
- Можем ли мы, искренне сочувствуя Иешуа, понимая несправедливость
его наказания, категорично осуждать Пилата за его жестокость? В чём
истинная вина Пилата?
- Почему обстоятельства оказались выше желания прокуратора спасти проповедника? Почему Иешуа был выше этих обстоятельств?
- Была ли у Пилата возможность выбора, почему он всё-таки выбрал зло?
Ответить на эти вопросы можно, пробежав по содержанию, но ведь для
чего-то описывает М.А. Булгаков переживания Пилата? Наверное, всё не
так просто, как кажется?
Индивидуальная домашняя работа (сообщение 2 учащихся с презентацией своего слайда)
1 учащийся выполнял задание: проследить, как меняется настроение
Понтия Пилата. Составить словарик своих чувств, возникших во время
чтения 2 главы.
2 учащийся анализирует поведение Иешуа Га-Ноцри и составляет словарик собственных чувств.
Выступление 1 ученика:
Как только Булгаков вводит нас во дворец Ирода Великого и знакомит с
Понтием Пилатом, сразу бросается в глаза атмосфера какого-то
беспокойства. Болезненное состояние Пилата подтверждает это («опять
начался приступ гемикрании, когда болит полголовы»).
Итак, впервые встречаясь с прокуратором, мы видим его раздраженным.
Чувствуется, что обитатели дворца и приближённые привыкли к жестокости
и резкости его характера. Разговаривая с приведённым к нему
арестантом, он перебивает его на полуслове, когда Иешуа обратился к
нему: «Добрый человек…» Пилат заявляет, что в Ершалаиме все шепчут
про него: «свирепое чудовище», «и это совершенно верно» В
подтверждение своих слов Пилат вызывает кентуриона, грозного Марка
Крысобоя: «Преступник называет меня «добрый человек…» Объясните ему,
как надо разговаривать со мной. Но не калечить».
(Появляется какое-то жуткое чувство страха и недоумения и вопрос: «За что?»)
Но позже, кажется, и самому Пилату стало интересно разговаривать с
этим человеком. Ведь «проще всего было бы изгнать с балкона этого
странного разбойника, произнеся только два слова: «повесить его».
Однако прокуратор не делает этого. А когда Иешуа разъясняет
прокуратору причину его страданий («истина прежде всего в том, что у
тебя болит голова… Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе
трудно даже глядеть на меня…»), Пилат просто сражён.
Прокуратор успокаивается, когда Иешуа продолжает разговор о том, что
«злых людей нет на свете»,и в его голове сама собой сложилась
формула: «игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке
Га-Ноцри, и состава преступления в нём не нашёл. В частности, не нашёл
ни малейшей связи между действиями Иешуа и беспорядками, произошедшими в
Ершалаиме недавно. Бродячий философ оказался душевнобольным.
Вследствие этого смертный приговор … прокуратор не утверждает…»
(Здесь читатель невольно радуется за прокуратора и за Иешуа и уже жду счастливой развязки.) И вдруг оказывается, что всё не так.
– Всё о нём? – спросил Пилат у секретаря.
Нет, к сожалению,– неожиданно ответил секретарь и подал Пилату другой кусок пергамента.
– Что ещё там? – спросил Пилат и нахмурился.
(Вот здесь действительно хочется, чтобы не было этого второго пергамента, становится страшно, что он всё испортит.)
Это же чувствует и сам прокуратор, который всем существом пытается
предотвратить опасность, снизойдя даже до того, что подаёт знаки Иешуа.
(Поэтому чувство волнения и тревоги возрастает),
тем более, что у Пилата возникает страшная галлюцинация, которая как
будто предвещает беду: «Так, померещилось ему,что голова арестанта
уплыла куда-то, а вместо неё появилась другая. На этой плешивой голове
сидел редкозубый золотой венец; на лбу была круглая язва, разъедавшая
кожу и смазанная мазью, …вдали, как будто, проиграли негромко и грозно
трубы и очень явственно послышался носовой голос, надменно тянущий
слова: «Закон об оскорблении величества…» Рассказ Иешуа о том, про
что и как говорил он с Иудой из Кариафа порождает у Пилата настроение
безнадёжности. Он чувствует, что теряет шансы на спасение наивного
арестанта. (Чувство тревоги возрастает)
Выступление 2 ученика:
Жестокое, несправедливое наказание, кажется, даже не вызвало в
арестованном негодования. Он просто, как ребёнок, просит кентуриона в
ответ на его грозный тон: «Я понял тебя. Не бей меня.» (Это вызывает интерес к нему и уважение)
В дальнейшем искренность и непринуждённость его беседы с Пилатом просто захватывает.
Постепенно речь философа становится всё более свободной. Он уже
предлагает погулять в саду и поделиться мыслями, которые были бы
прокуратору полезны, «тем более, что он производит впечатление умного
человека». Прокуратор понимает, что перед ним мудрый человек, с
которым можно разговаривать, как с равным, но гордость и высокое
положение обязывает Пилата дать почувствовать арестанту свою власть над
ним: «Ну, поклянись, хотя бы жизнью своею, ею клясться самое время,
так как она висит на волоске, знай это!» Однако Иешуа видит в Пилате не
прокуратора, а прежде всего человека– ожесточённого от болезни,
непонимания, одинокого, умного и … доброго. Именно с ним он
разговаривает всё это время.
По этой причине прямота ответа поразила Пилата своей дерзостью: «Не
думаешь ли ты, что ты её подвесил, игемон? Если это так, ты очень
ошибаешься» (В этот момент появляется опасение, что Иешуа может навредить себе) Пилат «вздрогнул и ответил сквозь зубы: «Я могу перерезать этот волосок».
«– А ты бы меня отпустил, игемон, – неожиданно попросил арестант, и голос его стал тревожен, – я вижу, что меня хотят убить».
(В момент приговора у читателя возникает острое чувство
несогласия с происходящим: так ярко показана жестокость прокуратора и
его бессилие.)
«Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека,
говорившего то, что говорил ты? Я твоих мыслей не разделяю!»
Интересно, что Пилат не успокаивается, а устраивает свидание с
президентом Сендриона Каифой. Разговор с ним был последней надеждой на
спасение Иешуа, и Пилат приложил к этому все старания.
После этого его охватывает тоска, перерастающая в страшный гнев
бессилия. прокуратор осознаёт свою вину и чувствует страшные муки
совести, а после испытывает почти ярость к нему за то, что он растоптал
последнюю надежду. Прокуратором овладевает открытое негодование:
«Вспомнишь ты тогда спасённого Вар-равана и пожалеешь». Но первосвященник непреклонен:
«…Ты хотел его выпустить затем, чтобы он смутил народ, над верой
надругался и подвёл народ под римские мечи! Но я, первосвященник
иудейский, покуда жив, не дам на поругание веру и защищу народ!»
(Читая эту сцену чувствуешь такое негодование, от того, что
не нашлось силы, способной предотвратить эту нелепую и чудовищную
несправедливость.)
Направляясь к помосту и произнеся слова приговора, Пилат даже не
смотрит в сторону преступников. «Он ничего не видел. Ему это и не нужно
было. Он и так знал, что за его спиной конвой уже ведёт на Лысую гору
Га-Ноцри, которому сам прокуратор произнёс смертный приговор и которого
более всех хотел видеть живым»
(Когда читаешь эти строки, чувство негодования и ужаса
охватывает тебя. И ещё бессилие. Остаётся только наблюдать за
происходящим.)
Словарик, отражающий чувства и переживания при прочтении главы
Понтий Пилат |
Иешуа |
Страх (непонятная жестокость) |
Симпатия (держится просто) |
Недоумение (за что бьют) |
Интерес (искренен, как ребёнок) |
Любопытство (результат беседы) |
Уважение (стойкость, бесстрашие) |
Волнение (предчувствие беды) |
Опасение (может навредить себе) |
Тревога (приговор ) |
Радость (ожидание счастливой развязки) |
Отчаяние (записали показания) |
Страх (хоть бы всё не испортил) |
Бессилие (никто не поможет) |
Тревога (непоколебимость Иешуа) |
Негодование (от несправедливости) |
Несогласие (с решением прокуратора) |
Отвращение (трусость – самая подлая черта) |
Ужас (смертный приговор) |
Учитель: Итак, мы видим, что фигура Понтия Пилата
действительно сложна и противоречива. Он хотел спасти Иешуа, понимая
необоснованность приговора, вынесенного Синедрионом. Но даже всесильный
прокуратор, человек, один взгляд которого повергает в оцепенение,
оказался бессильным спасти Иешуа от смерти. Почему обстоятельства
оказались выше желания Пилата? Почему Иешуа был выше этих
обстоятельств? Была ли у прокуратора возможность выбора? И почему он
всё-таки выбрал зло?
Групповое задание (выполняется на компьютерах или на листах ватмана)
Группа1 Составить кластер черт характера Иешуа Га-Ноцри, проявившихся во 2 главе романа
Группа 2 Составить кластер черт характера Понтия Пилата, проявившихся во 2 главе романа
Выступление представителей от групп с защитой своей работы.
Сравнение: предлагается вниманию учащихся цветовой спектр черт характера героев, выполненный учителем. Объяснения учителя:
Иешуа – это идеал свободы личности. Главная его черта – ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ.
Основная Цель на земле-мирная проповедь царства истины и
справедливости. И потому никакие силы не могут его заставить предать
веру в добро.(Вспомним эпизод, когда он просит перед смертью палача не
за себя, а за другого: «Дай попить ему»). Он не предаёт навсегда
принятое убеждение – свою истину. Он внутренне окружён ореолом светлых
чувств: Любви, Свободы, Добра.
Пилат же вечно раздражён, озлоблен, недоверчив, жесток. Кроме того ему
приходится жить в городе, который он ненавидит, он управляет народом,
который не любит. Его воля не может противоречить воле более высоко
власти духовенства в лице Великого кесаря, первосвященников и всего
Синедриона. Поэтому Пилат оказывается внутренне связан, зависим от
своего положения.
Он постоянно испытывает внутренний разлад.
В Иешуа Пилат почувствовал то, чего не хватало ему самому: понимания,
искренности, чуткости, силы духа. К тому же этот философ сумел угадать
не только его одиночество, страдание, но и снял его физическую боль,
пробудил давно забытые чувства. Ему хочется помочь Иешуа.
Прокуратор лицом к лицу оказывается перед выбором: либо сделать шаг к
спасению Иешуа и таким образом совершить Добро; либо погубить его и
совершить Зло.
Пилат прекрасно понимал, несправедливость наказания Иешуа и всей силой своей души хотел выбрать Добро
Но с другой стороны, прокуратор – могущественный правитель. Он не может
отпустить человека, который говорил о власти то, что он говорил, и что
записано не только в донесении Иуды, но и в протоколе секретаря
прокуратора. Тогда будут погублены карьера и положение. Он – раб кесаря, своей должности и своей карьеры. Пилат выбирает Зло, предав этим свою совесть.
Он был волен решать судьбы других, но не может, оказывается, управлять
своими действиями и поступками. И потому Пилат обречён на вечные
душевные муки, вину, которую в течение почти двух тысяч лет он не в
состоянии искупить, так как нет большего порока, чем трусость.
Вывод: Иешуа уходит, и прокуратор на тысячелетия
остаётся в камере своего одиночества, где ему снится лунная дорога, по
которой он идёт и разговаривает с арестантом Га-Ноцри, потому что, как
он утверждает, он чего-то недоговорил тогда четырнадцатого числа
весеннего месяца нисана. И он ждёт и надеется, что его простят и
отпустят.
Литературный рисунок полностью совпадает с рисунком историческим, даже в
мелочах и тонкостях. И имя Пилата – и как евангельского лица, и как
булгаковского персонажа – всегда будет идти рука об руку с именем
Иешуа-Иисуса, в наказание за бездействие. Бессмертие в веках – его
проклятие .
Образом Пилата, его судьбой, его душевными муками Булгаков убеждает
нас, что человек ответственен за свои дела. Как живое существо, он
может противиться исполнению своего гражданского долга всеми своими
силами и находить себе оправдание – в жажде жизни, в привычках, в
естественном стремлении к покою, в страхе перед страданием или перед
начальством, перед голодом, нищетой, изгнанием, смертью. Но как
существо духовное, обладающее нравственным сознанием, он всегда
ответствен перед своей совестью. Здесь у него нет союзников, на которых
он мог бы переложить хоть часть своей ответственности, и никакие
внешние обстоятельства и условия выбора не могут служить ему
оправданием.
К таким выводам приходишь, анализируя противоречивость чувств,
переживаемых Понтием Пилатом. В его словах, глазах, голосе улавливаются
самые разнообразные чувства: безнадёжность, тоска, ярость, отчаяние. И
оказывается, что Пилат – человек страдающий, ожесточённый болезнью и
непониманием, скованный своей властью. Но главное – одинокий, умный,
глубоко чувствующий.
В жизни всегда есть выбор, даже в самых, казалось, безвыходных
положениях человек должен принять какое-то решение. И только от него
зависит, как он будет дольше жить: в ладу или в разладе со своей
совестью.
Подведение итогов урока: Зачем понадобился
Булгакову такой художественный приём – параллельно повествованию о
современности вести ещё и линию романа, написанного Мастером и
рассказывающего о событиях, происходивших две тысячи лет назад? (Роман
посвящён вечным проблемам, они существуют в настоящем так же, как
тысячи лет назад. Долго человечество идёт к истине и придёт ли к её
познанию – неизвестно).
Оценки за урок.
Домашнее задание: Выбрать материал, касающийся а)
истории Мастера, б) общей атмосферы жизни 30-х годов 20 века, используя
главы 5, 6, 7, 9, 13, 27.
|