Форма работы: комбинированная.
Цель:
1) создать условия для восприятия и осмысления текста рассказа;
2) выявить заложенные в тексте рассказа непреходящие нравственные ценности, определить их современное звучание;
3) формировать умение анализировать литературное произведение.
Ход занятия.
1. Вступительная часть. Определяем жанр произведения. У прочитанного
вами дома произведение А. Грина "Струя" (1917 г) есть ещё одно название –
"Сказка о слепой рыбе". Так что же мы прочитали? Cказку или рассказ?
Повторим теорию литературы:
– что такое сказка?
– какие виды сказок вы знаете?
– что такое авторская сказка?
Обратимся к домашней размётке текста (зелёный маркер - в тексте, в дневнике - "жанр произведения"):
– назовите (зачитайте) элементы сказки в данном произведении (мыслящие рыбы, гномик, чудо прозрения);
– что отличает это произведение от сказки? (географические названия,
объяснение причин появления слепых рыб, группа натуралистов, исследующая
озеро); – элементы какого жанра встретились в этом рассказе? (элементы
притчи).
ВЫВОД. Как и во многих произведениях А. Грина мы снова встретились с
рассказом необычным, с рассказом-притчей. Вспомните, что вы знаете о
притче (определение, любимые темы притч). Примечание. После ответов
многих учеников необходимо выслушать ответ-обобщение сказанному. (См.
Приложение).
2. О творчестве А. Грина.
1. Мы знаем, что А. Грин нередко в своём творчестве обращался к
рассказу-притче. Назовите такие рассказы. ("Гатт, Витт и Редотт",
"Зелёная лампа").
2. Героев А. Грин наделял необычными именами, в его книгах –
неизвестные никому названия городов, рек и гор. В своих произведениях А.
Грин создал удивительную страну. Как называют её исследователи
творчества писателя? (Гринландия).
3. Дома жёлтым, солнечным маркером выделяли в тексте моменты,
указывающие на то, что место действия – Гринландия (Теллурийский
водопад). Примечание. Возможен дополнительный вопрос: – в каком
произведении А. Грина впервые прозвучало это название? ("Синий каскад
Теллури").
3. Анализ текста. I. Назовите главного героя (рыбка Струя).
II. Чтобы понять главного героя, нужно понять мир, в котором она жила. Мир слепых рыб.
– Как зародился этот подводный мир без солнечного света? – Как складывалась жизнь слепых рыб? Тяготила ли их слепота?
– В рассказе-притче А. Грина рыбы разговаривали, но почему автор пишет: "Глубокая тишина стояла в пещере и озере"?
– Зачитайте из вашего трёхчастного дневника: как рыбы относились к
рассказам стариков, вспоминающих свет? (Примечание. Учитель корректирует
ответы и предлагает отметить в дневнике, что автор использует приём
недосказанности: мы понимаем, что молодые рыбы слушали рассказы стариков
и даже задавали вопросы, т.о. можно сказать, что молодые рыбки не были
столь безучастны к окружающей жизни, как взрослые).
– Чем заняты слепые рыбы? ("Они обыкновенно стояли кучей, обсуждая
семейные дела, заводя никчемные споры, или спали до одурения"). Подводя
итог всему услышанному, расскажите об этом мире (связный рассказ
ученика).
III. Как автор относится к этому миру и его обитателям? ("мрачные
пещеры", "сквозь роковую подводную трещину", "злосчастных рыб", "черное
большое "туда-сюда", "вечная тьма", "бесцельно и долго путешествовала").
Главный герой – рыбка Струя.
1) Жизнь – "ужасный сон".
– Чем отличается Струя от других рыб "подземной компании"? (Самая молодая, самая любопытная и нервная).
– За что она получила своё имя? ("Ее прозвали так другие рыбы за быстроту и резвость ее подводного хода").
– Как она относилась к жизни в подводной пещере? Почему "жизнь казалась
ей ужасным сном"? Почему "часто Струей овладевала тоска"? ("Вечная тьма
висела проклятьем над душой Струи"; "бесцельно и долго
путешествовала").
– Как обитатели мира слепых рыб относились к Струе? ("как к существу безнадежно безумному"). Почему?
– О чём мечтала Струя? ("должно же быть в мире нечто более радостное")
2) "Нечто изумительно новое".
– Как началось «нечто изумительно новое»? В чём заключались новые ощущения?
– Почему после общения с новыми знакомыми рыбку охватывает печаль?
– Для чего в ткань повествования автор вводит Гнома? Только для того,
чтобы объяснить совершение чуда? Почему так важен для понимания
характера рыбки разговор с Гномом? (Рыбка не завидует другим, а
радуется, что есть непохожие на неё, её "не разбирает злоба").
4. Рассказ-притча. Мы знаем, что притча – «нравоучение в примере». Чему
же учит нас, читателей, этот рассказ-притча? Не нужно забывать, что
притча предоставляет читателю самому сделать вывод, поэтому ваши ответы
могут не совпадать. (Ученикам даётся время для написания эссе. После
написания эссе ученики зачитывают получившиеся работы).
Варианты ответов. 1) Нужно всегда быть … 2) Трудно в среде обывателей
оставаться всегда самим собой, сохранять интерес к жизни. 3) От слепых
рыб…
5. Заключение. На сегодняшнем занятии мы говорили о творчестве А.Грина,
повторили теорию литературы, определили жанр прочитанного произведения,
проанализировали содержание рассказа-притчи. Во многом нам помогло
выполненное вами домашнее задание, при выполнении которого мы обратились
к трёхчастному дневнику. Думается, что всем было интересно выслушать
мнения одноклассников о смысле прочитанного, о том, чему учит нас
притча.
6. Рефлексия. Ребята "по кругу" высказываются одним предложением,
выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…
было интересно… я понял, что… меня удивило… урок дал мне для жизни…
7. Домашнее задание.
Приложение.
Притча. Притча в глубокой древности передавалась только из уст в уста.
Притчи существовали в фольклоре всех народов. Иногда они были сходны по
содержанию. В греческой Библии притчи назывались паремиями. Паремия
("паре" - при, "мия" - путь) – изречение, которое служит указателем,
руководит человеком на пути жизни. Церковнославянское слово "притча"
состоит из двух частей, корень слова "тча" ("теча", "теку") тот же
самый, что и в слове "предтеча". Словарь В.И.Даля толкует слово "притча"
как "поучение в примере". Современное литературоведение объясняет слово
"притча" - небольшой рассказ в иносказательной форме. Особенности
жанра:
образный рассказ;
содержит скрытое поучение, но не содержит прямого наставления, морали;
философская проблематика;
любимые темы притчи: жизнь и смерть, правда и кривда, человек и Бог;
притча, как правило, может быть правильно понята только в определенном контексте.
Притча была призвана обучать человека духовности. Притчи являются
бесценным богатством прошлого, они сыграли огромную роль в формировании
нравственных и духовных законов общества. Притча даёт нам величайшую
возможность для самопознания и самосовершенствования.
|