Цели урока:
- Образовательная: Знакомство с
древнерусской живописью во взаимосвязи с
литературой, обучение изображению икон.
- Воспитательная: Приобщение учащихся к
духовным ценностям, воспитание чувства
прекрасного.
- Развивающая: Развитие творчества,
личностного отношения к изображаемому в
литературе и живописи.
Тип урока: интегрированный
Оформление: репродукции картин с
изображением Богоматери; выставка литературы по
тематике;
Словарная работа:
- икона
- апокриф
- изограф
- иконописец, богомаз
- литургия
- фреска
- нимб
- мафория
Подготовительный этап: экскурсия в
храм, заучивание наизусть стихотворений, доклады
и сообщения, опережающее домашнее задание по
группам.
Эпиграф: "В начале было Слово, и Слово было
у Бога, и Слово было Бог”. ( Евангелие от
Иоанна).
1. Вступительное слово учителя литературы.
Слово – это Все, чем живет человек, да и
человечество. В Слове человек выражал волнующие
его вопросы о сути мира. В Слове искал он ответы
на свои вечные "проклятые” вопросы. В Слове же
он находил ответы.
В слове человек выражает свою внутреннюю жизнь,
деятельность и настроение.
Слово – это дар величайший, которым Господь
наградил человека, чем и отличил его от
бессловесных существ.
Слово, как молния, выходит из человеческих уст,
в среду людей, или приносит величайшую пользу
окружающим нас, или же причиняет огромный вред.
Слово – это исток, начало Дела. Для русского
человека Слово – это еще и итог, венец Дела. И вот
когда Дело разрывало сердце и душу, только одно
утешенье оставалось, только одно сохраняло
надежду, поддерживало веру, вновь и вновь рождало
Любовь – все то же Слово, и особенно Слово
христианское.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на
картины, вдумайтесь в слова эпиграфов к уроку и
скажите, о чем мы с вами будем говорить?
Ученики: О слове, о боге, о вере.
Учитель: Верно. Значит, урок наш сегодня
необычный, а значит, и слова будут необычные.
Какие же слова станут ключевыми на нашем уроке? (Работа
в группах: Бог, Богоматерь, душа, вера, благодать,
Божья Матерь, икона, молитва, Отец Небесный, Лик,
скорбный, тревожный, одаренный надеждой, добро,
красота, обрести, роптать и т.д.)
Учитель записывает слова на доске.
- Эти слова мы будет использовать сегодня на
уроке.
2.Беседа о храме. Учитель
изобразительного искусства.
Учитель: А где, ребята, можно встретиться с
Богом?
Ученики: В храме, церкви, соборе.
Учитель: Что же такое храм? Почему люди идут в
храм?
Ученики: Храм – место, где человек общается с
Богом…
Чтение стихотворения учеником:
"Кто я? Откуда я пришел?
Куда я ухожу,
На этом свете что нашел
И чем я дорожу?
Что делать мне с душой моей
Коль мучится она,
И просто с жизнею своей
Какая мне дана?
Учитель: Для большинства современных людей
храм-церковь представляется чем-то загадочным и
непонятным. Между тем в архитектуре храма, в его
внутреннем убранстве отразилась история
христианства.
Так давайте же, ребята, войдем сегодня в храм.
Что же мы с вами там увидим?
Ученики: Иконы, святых, свечи…
Учитель: А что такое икона?
Слово "икона” по-гречески означает
изображение, образ. Иконопись – особый вид
живописи. Икона отличается от картины или
портрета. У нее свое содержание, свой "язык”,
свое назначение. Иконы говорят людям о Боге, о
вечном.
Посмотрите внимательно на изображения, есть ли
на них что-то общее?
(Работа с иллюстрациями)
Ученики: Изображена Богоматерь.
Учитель: Итак, сегодня мы будем говорить о
Богоматери и создадим ее изображение.
Искони Богородица считается покровительницей
Руси. Во время нашествия врагов ее молили о
победе и мире. Девушки обращались к Ней с
просьбами помочь в замужестве, избежать
сватовства за нелюбимого, даровать чадородие.
Изображений Богородицы очень много. Но мы
сегодня обратимся к одной из них – Владимирской.
Приблизимся к древнему творению и останемся с
ним наедине.
Учитель: Что изображено на иконе Владимирской
Богоматери?
Ученики: Ребенок нежно ласкается к матери, а
она бережно держит его на руках.
Учитель: Есть немало картин, на которых
художники изображали мать с ребенком. Но на иконе
Богоматерь с Христом.
Как вы определили, что здесь не простые люди, а
святые?
Мы узнаем об этом по золотым сияниям над
головами (нимбам).
Одежда Христа светлая, как бы струящаяся
золотым сиянием – это тоже знак Божественного.
Богоматерь изображается в темно-вишневом
покрывале – мафории, украшенном тремя звездами и
золотой каймой с кистями, это говорит о
царственном достоинстве. А всмотритесь в Лик
Богоматери, тоже особый иконописный: большие
глаза, тонкий нос, нежные губы.
Один искусствовед так написал об иконе
Владимирской Богоматери: "Растроганная лаской
младенца, Мария своими широко открытыми,
грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит
грядущие страдания Сына”.
3. Учитель литературы.
Слово учителя: Биография Владимирской
Богоматери удивительна, как и ее гениальное
изображение. В русских летописях, сказаниях,
легендах, стихах и песнях запечатлено множество
эпизодов, связанных с Богородицей.
Если бы она могла также говорить, как она умеет
смотреть, ее рассказы напомнили бы нам о событиях
отечественной истории, о трагических, и
печальных, и торжественных…
Сколько раз в прежние века глядевшим в ее глаза
людям вспоминалось мрачное библейское
пророчество: "…будет скорбь великая, какой не
бывало от начала мира…” Но – увы! – уста
Владимирской плотно сомкнуты, и мы должны сами
попытаться приподнять завесу над тайнами ее
жизни.
- Что же нам известно об истории знаменитой
иконы?
(Сообщение учащегося)
Чтение и анализ стихотворения
"Владимирская Богоматерь”.
Учитель: Замечательный русский поэт и художник
Максимилиан Александрович Волошин (1877 – 1932)
увидел икону в Московском музее. Тогда ее только
недавно реставрировали: сняли с нее темные слои
копоти и открыли под ними прекрасную древнюю
живопись. Волошин так был потрясен этим
произведением искусства, что несколько дней
подряд приходил на свидание с иконой в музей и
подолгу смотрел на нее. Репродукция иконы с тех
пор стояла на столе Волошина.
Прочитаем стихотворение поэта "Владимирская
Богоматерь” и подумаем: как поэт описывает
икону? Что говорит он об истории произведения
древней живописи? (стихотворение читает
учитель под музыку "Аве Мария”).
Какое впечатление произвела икона на автора? В
каких словах это выражено?
Ученики: "Немею….Нет ни сил , ни слов на
языке”. Он заворожен, удивлен настолько, что
не может найти слова, чтобы объяснить свое
чувство.
Учитель: На что большее вниманье обращает
автор: на описание внешности, или что-то другое?
Ученики: На чувства матери и ребенка.
Учитель: Почему "Лик каждый миг меняет
выраженье” и на лице Богоматери запечатлено
скорбное волненье?
Ученики: Может быть, Царица небесная уже
заранее знает, что предстоит испытать ее Сыну.
Она растрогана лаской младенца.
Учитель: О каких "злых днях гонения икон”
говорит автор?
Ученики: В 8 веке византийские императоры
запрещали почитание икон, заставляли сжигать
иконы. И только Владимирская Богоматерь уцелела
"в костре самосожжений посреди обломков и
руин”.
Учитель: О чем идет речь в строках: "Ты, покинув
обреченный Киев,
Унесла великокняжий стол.
И ушла с Андреем в Боголюбов…”?
(Сообщение ученика)
Учитель: Кто такой Хромец Железный, о котором
идет речь в произведении? (Сообщение ученика).
Учитель: Что значит "слепой народ в годину
гнева отдал сам ключи своих твердынь”?
Когда в 1917 году к власти пришли большевики,
начались гонения на православие. Большевики
грабили и уничтожали храмы, вместо церквей
открывались клубы, зерносклады, а
священнослужители отправлялись на каторги и
ссылки, или даже расстреливались. Произошла
подмена жизненных ценностей: вместо духовного –
материальное благополучие.
Учитель: Почему Владимирская Богоматерь
названа Ликом самой России?
Ученики: Потому что она вместе с русским
народом прошла весь исторический путь. В самые
трудные минуты русский человек вспоминал о ней и
просил помощи.
Учитель: И поэтому она названа " Откровеньем
чистой красоты”.
Какова же основная мысль данного
стихотворения? Что хотел сказать автор этого
произведения?
Ученики: Можно сказать, что это гимн,
воспевающий Царицу Небесную. Автор говорит о том,
что русский человек не может прожить без веры,
что вера, православие – это фундамент, на котором
стоит наша земля российская.
Учитель: Сегодня, на рубеже 20 и21 столетия
человечество снова возвращается к вере. Рубеж
веков как обычно характеризуется разными
катаклизмами, страшными событиями. В наш
железный 21 век страшно то, что человек перестает
узнавать и самых близких людей: соседа, брата, а
порой и своих детей и родителей. В 1851 году русский
поэт Федор Тютчев написал стихотворение "Наш
век”. Послушаем и попытаемся определить
актуальность его темы. (Чтение и анализ
стихотворения Ф.Тютчева "Наш век”, читает ученик).
Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, а как человек общается с Богом?
Ученики: С помощью молитвы
Учитель: Есть молитвы, с помощью которой
человек просит о своем здоровье, о душевном
успокоении, об успокоении души усопших и т.д. Но
есть одна молитва, самая главная, которую знает
каждый верующий человек. Это удивительная по
своей силе и красоте молитва "Отче наш”. Дома
вам было задано сравнить эту молитву и
стихотворения, в основу которых положена эта
молитва. (Ответы по группам, сравниваются
стихотворения А.С.Пушкина и А.Фета).
Учитель: Какой вывод?
Очень светло и красиво. Но все же есть разница.
А.С.Пушкину и Фету удалось сохранить все
религиозное, каноническое содержание этой
молитвы и в то же время показать свое, личное
доверие и любовь к Небесному Отцу, тем самым
введя особую авторскую интонацию в произведение.
Поэтому молитва "Отче наш” мы относим к
религиозной литературе, а стихотворения поэтов к
произведениям светской литературы, в которых
использованы религиозные мотивы. Но следует
отметить. Что такие светлые, чистые, пронзительно
добрые стихи моли быть написаны только глубоко
верующими людьми. И эта вера, безусловно, влияла
на их творчество, на отношение к истинным и
ложным ценностям, к людям, жизни.
Учитель: Сегодня вновь человек обратил свой
взор в Храм Божий, строятся новые храмы,
реставрируются старые церкви, часто по
телевидению слышим речь священника. Мировая
цивилизация не заменила духовную пищу. Все есть у
человека: хороший дом, машина, богатые
украшения…Но если нет в душе веры – нет у него и
счастья. Только вера питала и будет питать жизнь
православного человека. И только через молитву
он найдет успокоение своей мечущейся
неспокойной души.
(Чтение стихотворения наизусть А.Майкова
"Зачем средь общего волнения и шума…”, затем
зажигается свеча.)
(Музыкальное исполнение "Молитвы”
М.Ю.Лермонтова, исполняет ученица 10 класса.)
Домашнее задание на выбор:
- Выучить предложенные учителем или на свой выбор
стихи на религиозные мотивы.
- Написать сочинение-миниатюру на тему "Почему
людям нужна вера?”
4. Учитель изобразительного искусства.
Древнерусская живопись сохранила нам немногие
имена художников. Искусство Средневековья на
Руси безымянно, анонимно. Бессчетное число
храмов, икон. Фресок и как подарок нам, потомкам,
вдруг мелькнет в летописях имя мастера. А рядом
"сотоварищи”. О каких же мастерах дошла молва до
наших времен?
(Сообщения об иконописцах)
Учитель: Какой вывод мы можем сделать из
прослушанных сообщений?
Ученики: Иконы почитались драгоценностью.
Изображали на иконах сюжеты из жизни Христа.
Учитель: Похожи ли иконы на другие картины
художников?
Ученики: Нет, не похожи.
Учитель: Они изображались по определенным
канонам, т. е. правилам.
Иконопись – искусство символическое.
Символичны здесь, как сюжет, так и художественная
форма. Каждая икона, помимо того, что она
изображает легендарное событие или персонаж,
имеет еще и подтекст, в котором раскрывается ее
истинное содержание.
В иконописи выработалось высочайшее
художественное мастерство, особое понимание
рисунка, композиции, пространства цвета и света.
Композиция - особенно сильная сторона
древнерусских икон. Обратите внимание на эпиграф
к уроку. Едва ли не каждая икона мыслилась как
подобие мира, и соответственно этому в
композиции всегда присутствует средняя ось. В
верхней части высится небо, а внизу обычно
обозначалась земля. Иногда под ней –
преисподняя.
Гамма красок древнерусской живописи обширна.
Наряду с чистыми открытыми цветами было
множество промежуточных.
И сегодня в ваших изображениях пусть краски
светятся, сияют, звенят, поют. Потому что мы
выполняем не просто рисунок, а хотим показать
чувства.
5. Практическая часть.
Изображение Богоматери с сыном.
На столах у детей заранее подготовленные листы
бумаги с фоном, имитирующим дерево.
6. Подведение итогов. Выставка работ
учащихся.
Вывод, заключительные слова к уроку:
Ныне, как и века назад, перед великим творением
останавливаются люди и пристально глядят в
проникновенные глаза той, что столько вместила в
своем скорбном и проницательном взоре.
Любуясь невыразимо прекрасным ликом, созданным
гениальным творцом, припоминая бесчисленные
события истории – трагические и возвышенные –
вспомним сказанное поэтом: "Образ твой, над
Русью вознесенный, в тьме веков указывал нам
след”. |