Через проектор проводится
демонстрация подобранного материала по теме
урока «Тема праведничества в рассказе «Матренин
двор». Материал: Со стороны отца род
Солженицыных происходит из старинной
крестьянской семьи. Отец Исаакий Семенович
получил университетское образование. Семья
матери была богатой, дед Солженицына дал своей
дочери Таисии Захаровне прекрасное воспитание и
образование. (Слайд 6)
Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года, а
за 6 месяцев до рождения сына при странных
обстоятельствах на охоте погибает его отец.
Поэтому воспитанием Солженицына занимаются
мать, дедушка и бабушка.
Детство писателя было похоже на детство всех
советских детей: учился в обычной школе, был
старостой класса, любил футбол, посещал театр. В
1936 году поступил на физико-математический
факультет Ростовского университета. (Слайд 7)
На 1 курсе знакомится с Натальей Решетовской,
ставшей его женой в 1940году.
В 1941 году Солженицын оканчивает университет в
Ростове и 18 октября уходит на фронт, сначала
простым солдатом, а после окончания офицерской
школы становится лейтенантом. (Слайд 8) С
1941-1945 гг. Солженицын командует артиллерийской
батареей в одном из сражений, выводит ее из
окружения, за что Солженицын был представлен к
ордену Красного знамени. Вместо награды
Солженицына арестовывают за резкие
антисталинские высказывания в письмах другу
детства Николаю Виткевичу и осуждён на 8 лет
исправительно-трудовых лагерей. В 1950 году его
переводят в Экибастузский лагерь. Здесь
он заболевает раком.
С февраля 1953 Александр Солженицын на «вечном
ссыльнопоселении» в ауле Кок-Терек (Джамбульская
область, Казахстан). Дважды лечится в Ташкенте от
рака; в день выписки из больницы была задумана
повесть о страшном недуге — «Раковый корпус». В
феврале 1956 Солженицын реабилитирован решением
Верховного Суда СССР, что делает возможным
возвращение в Россию: он учительствует в
рязанской деревне, живя у героини будущего
рассказа «Матренин двор». (Слайд 9) С
1957 Солженицын в Рязани, преподает в школе. Все это
время идет работа над романом «В круге первом»,
созревает замысел произведения «Архипелаг
ГУЛАГ».
В 1967 году на открытии съезда союзов писателей
Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это
не понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года
начинается открытая и беспощадная борьба
Солженицына и Советской власти. Его исключают из
союза писателей. Чтобы не осудили за тунеядство,
Ростропович берет Солженицына работать
дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику
присуждают Нобелевскую премию. (Слайд 10)
В 1973 году в Париже выходит "Архипелаг ГУЛАГ”.
Это вызвало бурю возмущений в Советской печати. (Слайды
11-12)
13февраля 1974 года Солженицына арестовали, лишили
советского гражданства и выдворили за пределы
Советского союза, в Германию. С этого момента
начинается жизнь в изгнании.
Но все это время Солженицын мечтает вернуться в
Россию. "Я не теряю надежды при жизни вернуться
на Родину. Но это не будет возможным до
напечатания в России моих главных книг. Я не могу
вернуться как бы немым”.
В 1989 году отменили решение об исключении из Союза
писателей. В 1994 году Солженицын вернулся на
Родину. (Слайды 13-14)
11 декабря 1998 года президент России Борис Ельцин
подписал указ о награждении Александра
Солженицына, отмечающего в этот день свое
восьмидесятилетие, орденом Святого апостола
Андрея Первозванного за выдающиеся заслуги
перед Отечеством и большой вклад в мировую
литературу.
А. Солженицын отказался от ордена, заявив
буквально следующее: «От верховной власти,
доведшей Россию до нынешнего гибельного
состояния, я принять награду не могу, – и добавил:
«Может быть, через немалое время эту награду
примут сыновья мои».
Александр Солженицын скончался в ночь на 4
августа 2008 года в Москве на 90-м году жизни. По
словам сына покойного, Степана, писатель умер
дома от «острой сердечной недостаточности».
Валентин Распутин писал: «Это была поистине
могучая фигура. И в литературе, и в общественной
жизни, это была одна из самых могучих фигур за всю
историю России. Сейчас, когда его не стало, это
понимается в особенности. Один человек бросил
вызов огромной системе — и победил. Ни у кого,
будь то самые знаменитые личности в искусстве,
науке и политике, не было столь огромной
прижизненной славы, популярности, как у
Александра Исаевича.
В эти дни должен скорбно ахнуть весь мир — не
стало великого нравственника, справедливца,
таланта» (Слайд 15)
В 1959 году А.И. Солженицын написал рассказ
«Матрёнин двор». Это рассказ о той ситуации, в
которой Солженицын оказался, вернувшись из
лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в
самой нутряной России», найти «тихий уголок
России подальше от железных дорог». (Слайды
16) После реабилитации в 1957 году Солженицын
жил в деревне Мальцево Курловского района
Владимирской области у крестьянки Матрены
Васильевны Захаровой.
Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые
работы, он же хотел учительствовать. (Слайд 17)
Изначально автор назвал свое произведение «Не
стоит село без праведника». В 1963 году во
избежание трений с цензурой издатель
А.Т.Твардовский изменил название – мысль о
праведничестве отсылала к христианству и никак
не приветствовалась в начале 60-х годов ХX века.
(Слайд 18)
Вопрос: Объясните смысл
первоначального названия рассказа.
Рассказ является своеобразным этапом
осмысления писателем феномена «простого
человека», носителя массового сознания.
Рассказчик – бывший зек, ставший школьным
учителем, проникается нелегкой судьбой своей
квартирохозяйки. Она предстает образцом
незлобивости и скромности, и это притом, что вся
ее жизнь трагична.
Вопрос: Каков, по вашему
мнению, символический смысл окончательного
варианта названия рассказа «Матренин двор»?
Многие символы Солженицына связаны с
христианской символикой: образы – символы
крестного пути, праведника, мученика. Прямо на
это указывает первое название «Матренина двора».
Да и само название носит обобщающий характер.
Двор, дом Матрены – то пристанище, которое
обретает рассказчик после долгих лет лагерей и
бездомья. В судьбе дома как бы повторена,
предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли
здесь. В этом доме она пережила две войны –
германскую и отечественную, смерть шестерых
детей, которые погибали в младенчестве, потерю
мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает
дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как
человека – «по ребрышкам». Погибает Матрена
вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает
хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу
Матрены до весны забили, словно гроб, –
похоронили.
В рассказе «Матренин двор» автор передает свое
горькое горе о погибшей женщине. Изображает
жизнь русского села ХХ века. Пред читателем
возникают образы крестьян и крестьянок
колхозной послевоенной поры, их бытовые
заботы и взаимоотношения. Прослеживаются
изменения в национальном образе жизни и нравах,
как результат отношений «человека и власти» в
российской глубинке. Связь разных времен,
которая проступает из рассказов героини и
ассоциаций, которые всплывают в сознании
читателя. По Солженицыну, «смысл земного
существования – не в благоденствии, а в развитии
души».
Вопрос: Кого мы называем праведниками?
Академический словарь русского языка.
1. Человек, живущий согласно заповедям,
моральным предписаниям какой-либо религии.
2. Тот, кто в своих действиях руководствуется
принципами справедливости, честности, не
нарушает правил нравственности.
«Толковый словарь живого великорусского
языка» В.И.Даля.
1. У верующих: человек, который живет праведной
жизнью, не имеет грехов.
2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил
нравственности (ирон.)
Вопрос: Что общего в этих
определениях?
Определения даются с точки зрения религиозной
морали.
Вопрос: Какие черты характера
русского человека «помогают» ему стать
праведником? |
Смотрят демонстрационный
материал, пишут конспекты, работают со словарями. |