формировать умение целостного подхода к анализу литературного произведения;
воспитывать любовь к Родине через любовь и осознание величия русского языка;
выявить языковые средства создания образности в стихотворении;
дать понятие о жанровых особенностях стихотворения в прозе.
Оборудование:
портрет Тургенева И.С.,
репродукции картин русской природы,
тексты "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева ("Русский язык"),
запись музыки романса Тургенева «Утро туманное, утро седое…»
Ход урока.
Организационный этап.
Этап подготовки к активному и сознательному усвоению знаний.
Сообщение темы и цели урока. На фоне музыки романса «Утро туманное, утро седое…» учитель
рассказывает о Тургеневе как о знатоке и любителе русской природы, о
длительном проживании за границей, вдали от Родины. Сообщение ученика об истории создания стихотворения в прозе
«Русский язык».(1882 г.- Тургенев во Франции, а мысли его все о России)
Этап усвоения новых знаний.
Выразительное чтение стихотворения «Русский язык» Вопросы для анализа стихотворения в прозе. - О чем это произведение? - Какова основная мысль этого стихотворения? - Найдите самые главные слова в стихотворении. - Найдите определения, которые автор дает русскому языку. Объясните их с помощью словаря. (Великий – превосходящий обычную меру, очень большой; Могучий – мощный, сильный; Правдивый – выражающий правду; Свободный – непринужденный, не испытывающий стеснения) - Когда Тургенев вспоминает о Родине, обращается к русскому языку? - Чем для него является русский язык? - Какими чувствами наполнено стихотворение? Как меняются чувства ? В стихотворении явлен образ русского языка, могучего и великого в
каждом звуке, в каждом слове, в каждой фразе. Давайте обратим внимание и
на то, с помощью каких языковых средств создан этот образ. - Послушайте еще раз и скажите, какие звуки звучат ярче других. (Это [0] и [у]. Гласные удивления восторга и, широты. Сочетания согласных [дн], [мн], [сн].-задумчивость ). - Вспомните, как называется такой прием в литературе. Обратимся к лексике. - Слова какого стиля преобладают в стихотворении? Найдите эти слова. ( Высокая книжная лексика: сомнение, судьба, родина, опора, великий, могучий, отчаянье, впасть, совершается, верить) .- Замените эти слова нейтральной лексикой. Что изменилось? - В последнем предложении встретилось местоимение «такой» .
Почему Тургенев употребил местоимение, а не прилагательное? В каком
значении оно здесь выступает? Что обобщает? Проанализируем стихотворение с точки зрения морфологии. - Слова каких частей речи встречаются в стихотворении? - Почему так мало глаголов? Синтаксис стихотворения также необычный. - Сколько предложений в стихотворении? - Какие это предложения по интонации и цели высказывания? - Есть ли вопросительные предложения, не требующие ответа? Как называются такие предложения? - Чем осложнены предложения стихотворения? - Почему автор использует обращение? - Для чего использовано двойное отрицание в последнем предложении стихотворения? Мы называем произведение Тургенева стихотворением в прозе. Найдите определение стихотворения в прозе как литературного жанра. Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение
лирического характера, графически представлено как проза. В нем можно
найти повторы синтаксических конструкций, звуковые переклички, иногда
рифмы, то есть средства выразительности, которые используются в
стихотворной речи. - Есть ли названные особенности у нашего произведения? Докажите это. 4 Этап закрепления знаний. Ученики делают вывод о средствах создания образности стихотворения. Читают стихотворение выразительно. 5 Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть, составить рекомендации для выразительного чтения стихотворения."