Четверг, 02.05.2024, 00:17                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Русско-польские литературные связи. К.Бальмонт и А.Мицкевич
04.03.2013, 18:01

Данная разработка урока ориентирована на школы и гимназии с углубленным изучением славянских языков. Предложенные материалы могут быть использованы в классах филологического профиля, а также в общеобразовательной школе в рамках программы по литературе в разделе "Поэты Серебряного века”.

I. Дидактическое обоснование урока

Тип урока: Урок-беседа в контексте диалога культур, (2 ч.)

Цель: В ходе проведения сопоставительного анализа сонета А.Мицкевича "Отречение” и перевода, выполненного К.Бальмонтом, выявить особенности мироконцепций двух поэтов.

Задачи:

1. Способствовать:

- глубинному освоению литературного текста;

- формированию и закреплению знаний по творчеству К. Бальмонта и А. Мицкевича;

- развитию знаний, умений, навыков в области переводоведения, в частности перевода

художественного текста;

- закреплению ранее полученных теоретических знаний по литературоведению и теории литературы.

2. Посредством оригинального и переводного стихотворения способствовать:

- развитию речи учащихся и обогащению словарного запаса;

- формированию основных способов рецептивной аналитической деятельности учащихся (умение анализировать поэтическое произведение, выделять главное; понимание природы поэтической образности; сопоставление и оценивание художественных явлений различных национальных культур).

3. Посредством практических заданий способствовать:

- развитию и закреплению творческих и первоначальных исследовательских способностей учащихся.

Методическое оснащение урока: оригинал и перевод сонета А.Мицкевича "Отречение”, дополнительная литература (словари польского языка и толковый словарь русского языка), статья "О переводах”, (1922) К.Бальмонта, его оригинальные стихотворения и поэтический перевод "Забытый храм”.

II. Ход урока

1. Слово учителя. Учитель озвучивает тему урока. Краткая информация об Адаме Мицкевиче. Своеобразие его книги "Сонеты”. Интерес к творчеству польского поэта-романтика в России XIX – нач. XX веков.

2. Выразительное чтение сонета "Отречение” А. Мицкевича в оригинале. (Произведение читает учитель, или заранее подготовленный ученик). После прочтения стихотворения в оригинале учащимся предлагается поразмышлять о своеобразии данного произведения (ритмико-интонационный строй стиха, композиция, образность). На данном этапе целью является достижение понимания смысла произведения, выражение первичного впечатления.

3. Перевод стихотворения А. Мицкевича. Учащимся предлагается сделать прозаический подстрочник. Следует обратить внимание на некоторые лексические единицы, присутствующие в тексте.

4. Поэт и переводчик К. Бальмонт. Учитель кратко излагает информацию о переводческой деятельности К. Бальмонта, его интересе к славянским языкам, литературе и культуре.

5. Выразительное чтение сонета А. Мицкевича "Отречение” в переводе К. Бальмонта. Учащимся предлагается прослушать сонет А. Мицкевича в переводе К. Бальмонта. (Стихотворение читает учитель, или заранее подготовленный ученик). После прочтения предполагается беседа с учащимися. Учитель обращает внимание на особенности лексики и синтаксических конструкций в переводе.

6. Переводческие принципы К. Бальмонта. Учитель кратко излагает переводческие принципы К. Бальмонта, используя в работе его статью "О переводах”.

7. Повторное чтение сонета А. Мицкевича и перевода К. Бальмонта.

8. Сопоставительный анализ оригинала и перевода.

На данном этапе, в роли комментатора выступает учитель. Беседа с учащимися направлена на выявлении сходств и отличий оригинала и перевода.

Сравнительный анализ сонета А. Мицкевича "Отречение” и перевода К. Бальмонта "Забытый храм”.

Алгоритм

1. Первоначально следует обратить внимание учащихся на сонетную форму оригинала, воспроизводится ли она в переводе.

Можно сориентировать учащихся на оригинальное творчество К. Бальмонта. Привлекает ли внимание Бальмонта сонетная форма, и в какой период творчества?

2. Рассмотреть особенность системы образов в оригинале и переводе. Обратить внимание на названия стихотворений.

1) "Отречение” в понимании А. Мицкевича и К. Бальмонта.

В данном случае рекомендуется обратиться к сонету А. Мицкевича "Отречение” и оригинальному стихотворению К. Бальмонта "Резигнация”.

2) Образ храма у А. Мицкевича и К. Бальмонта, проследить по контексту.

При рассмотрении этого вопроса можно обратиться к стихотворениям "Каждый есть церковь”, "Божий храм” К. Бальмонта 

3) Концепция счастья у А. Мицкевича и К. Бальмонта.

Для того чтобы более полно ответить на поставленный вопрос, следует рассмотреть сонет А. Мицкевича "Буря”, стихотворение "Счастлив, кто в беге упал…”, а также одно из писем К. Бальмонта.

4) Проследить соотносят ли поэты себя с лирическим героем.

В качестве закрепления навыков при выполнении сопоставительного анализа стихотворений учащимся можно предложить самостоятельную (индивидуальную) работу по отдельным пунктам, предложенного алгоритма.

9. Выводы. После проведения сопоставительного анализа оригинала и перевода учащимся предлагается, вспомнив переводческие принципы К. Бальмонта, ответить на вопрос. К какому типу перевода "точному” или "вольному” относится "Забытый храм”?

Сочинения

  • Бальмонт К.Д. Золотая россыпь. М., 1990.
  • Бальмонт К.Д. Где мой дом. Стихотворения, художественная проза, очерки, письма. М., 1992.
  • Бальмонт К.Д. Собр. соч.: В 2 т. Т. 1, 2. Можайск, 1994.
  • Бальмонт К.Д. Автобиографическая проза. М., 2001.
Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русской лит, конспект урока русской литературы, методические наработки учителя лите
Просмотров: 1500 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru