Урок может быть проведен в форме лекции с
элементами беседы. Основное содержание лекции может быть
законспектировано десятиклассниками в форме таблицы.
Периодизация русской литературы 1880—1900-х гг. |
Важнейшие исторические события в Европе и России |
Общая характеристика развития русской литературы |
Основные литературные жанры |
1882—1895 гг. |
Убийство Александра II.
Усиление реакционной политики царизма. Идеология Победоносцева.
Народничество. Теория «малых дел». «Толстовство». Рост пролетариата.
Пропаганда идей марксизма |
Открытие памятника Пушкину
в Москве. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной
журналистики. Критический реализм в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина,
Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе:
изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию
«малых дел». Творчество поэтов «чистого искусства». Мотивы разочарования
и пессимизма в творчестве С. Надсона, В. Гаршина и др. Критика
господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве
Л. Толстого. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов. |
Рассказ, повесть, общественный роман. Романтические жанры в поэзии, социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев |
1895—1904 гг. |
Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Мистическая философия и эстетика Вл. Соловьева и Д. Мережковского |
Противостояние
реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в
творчестве В. Короленко. Зарождение «пролетарской» литературы
(М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина,
А. Куприна, А. Чехова. Религиозно-нравственные и художественные искания
позднего Л. Толстого. Формирование художественных идеалов символизма в
русской литературе |
Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры |
В ходе лекции учителя уместно повторить
изученные ранее произведения этого периода, такие, как «Левша» Лескова,
стихотворения в прозе Тургенева, «После бала» Л. Толстого и др.
Лекцию могут сопровождать и сообщения учащихся о важных литературных произведениях этой эпохи.
Примерная тематика сообщений учащихся
1. «Таинственные повести» И. С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич».
2. Философский характер стихотворений в прозе И. С. Тургенева.
3. Эпоха безвременья в творчества В. М. Гаршина.
4. «Странные» типы людей в рассказах В. Г. Короленко.
5. Горькая правда жизни в рассказах Г. Успенского.
6. «Общественный роман» в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина.
7. Религиозно-нравственные и художественные искания позднего Л. Толстого.
Рассказ учителя о поэзии 1880—1890-х гг. можно
проиллюстрировать выразительным чтением стихов С. Надсона, А. Апухтина,
К. Фофанова, К. Случевского, М. Лохвицкой.
Вопросы для итоговой беседы
1. Как общественная атмосфера 1880—1890-x гг. отразилась в прозе этого периода? Приведите примеры.
2. Что нового появилось в темах, идеях, сюжетах, героях прозы эпохи безвременья?
3. Какие настроения являются ведущими в поэзии этого времени?
Итог урока.
Эпоха безвременья ярко отразилась в
литературе 1880—1890-х гг. Реакционная атмосфера породила появление в
литературе интереса к подсознательному, мистическому. Социально-бытовые
проблемы нередко облекаются в литературе в жанр притчи, иносказания.
Герои литературы мучаются сознанием сложности, непонятности жизни, их
внутренний мир крайне запутан и усложнен. В поэтике художественных
произведений преобладает внимание к «мелочам жизни». Однако в некоторых
произведениях, например в рассказах Короленко, видно стремление
писателя помочь человеку «безвременья» обрести нравственные ориентиры в
тумане «прозы жизни». Повышенным трагизмом окрашена и поэзия «чистого
искусства», наполненная пейзажной символикой. |