Слабо стреляться? В пятки, мол, давно
ушла душа?
Терпенье, психопаты и кликуши!
Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души.
В.Высоцкий "К поэтам”
Цели урока:
- показать место авторской песни в развитии
литературного процесса и музыкальной культуры
страны;
- показать значение творчества поэтов;
- совершенствовать навыки анализа произведения в
аспекте его жанрового своеобразия;
- помочь учащимся раскрыть богатство, глубину
поэтического мастерства поэта;
- помочь осознать причины трагического положения
истинных поэтов России.
Оборудование:
- портреты "бардов”,
- сборники авторских песен,
- записи песен.
Ход урока
(Звучит музыка, если есть ребята, играющие на
гитаре, лучше живое звучание)
Слово учителя:
Зарыты в нашу память на века
И даты, и события, и лица,
А память, как колодец глубока:
Попробуй заглянуть- наверняка
Лицо - и то – неясно отразится.
Сообщение темы урока "От Вертинского….до
Высоцкого…”.
а) Работа с эпиграфом к уроку.
б) Работа с термином "бард”., историческая
справка.
Есть древнее, красивое своей странностью, слово
"бард”. У древних племен галлов и кельтов так
называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы
своих народов, их традиции. И народ им верил,
доверял, чтил, любил.
В нашей стране движение бардовской песни
началось в 50-60 годы 20 столетия. В России принято
считать началом появления бардовской песни
творчество Вертинского, золотой серединой-
творчество Высоцкого.
Истоками бардовской песни являются городские
романсы, фольклор Франции – Шансонье. Поэзия
молодых в нашей стране столкнулась с
непредусмотренной трудностью: сложно писать,
когда все под запретом, когда ничего нельзя. А они
писали, они творили, они приносили людям радость.
Именно о них Высоцкий сказал:
Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла
душа?
Терпенье, психопаты и кликуши!
Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души.
в) Запись в тетради темы, эпиграфа, определения
слова "бард”
Сообщения учащихся:
1 ученик.
А.Вертинский- первый бард России, род. (1889-1957) в
Киеве, рано осиротел, происходит из рода Гоголя-
Яновских- дворянин. Потомок Гоголя. Плохо учится
в школе, несколько раз выгонялся из школы. Юность
- студенчество-тернистый путь. В 1916 году - первый
артист России: "Шаляпин в театре”. Призван в
армию, работает в санитарных поездах. В 1917 году
пишет песню: "То, что я должен сказать” (на
смерть юнкерам). После выступления с этой песней
его вызвали в ЦК.
- Почему написал?
- Я им сочувствую.
- Запрещаем! Надо будет и дышать запретим!
В дальнейшем бежит в Крым. Его не воспринимали
до момента выхода на эстраду. Вертинский покинул
Россию в 1921 году, был в Турции, Париже. В Париже
прожил несколько лет, затем переезд в США-
выступления перед изысканной публикой. Шаляпин
подарил ему книгу с надписью: "Сказителю земли
русской от странника Федора”. Огромное желание
вернуться на Родину. Март 1943 года , Вертинский
пишет письмо Молотову о разрешении жить в России.
Возвращался в Москву с Востока с концертами по
всей стране. Запрещенный певец. "На ребрах”
попадали его песни в Россию. В месяц давал по 25
концертов. Скончался в Ленинграде, когда был на
гастролях. Похоронили рядом с Шаляпиным в Москве
на Новодевичьем кладбище.
Звучат стихи Вертинского.
…То, что я должен сказать
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой!
Осторожные зрители молча кутались в шубы,
И какая-то женщина с искаженным лицом
Целовала покойника в посиневшие губы
И швырнула в священника обручальным кольцом.
Закидали их елками, замесили их грязью
И пошли по домам — под шумок толковать,
Что пора положить бы уж конец безобразью,
Что и так уже скоро, мол, мы начнем голодать.
И никто не додумался просто стать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги — это только ступени
В бесконечные пропасти — к недоступной Весне!
1917, октябрь, Москва
- Какому событию посвящено это стихотворение?
- Каково отношение автора к описываемым
событиям?
2 ученик.
Александр Галич (наст. фамилия
Гинзбург) родился 19 октября 1918 г. в
Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в еврейской
интеллигентной семье. После девятого класса
Галич почти одновременно поступил в
Литературный институт им. А. М. Горького и в
Оперно-драматическую студию К. Станиславского.
Но Литературный институт бросил. Через три года
Галич оставил и Оперно-драматическую студию. Он
перешёл в Театр-студию А. Арбузова и В. Плучека
(1939). В феврале 1940-го года студия дебютировала
спектаклем "Город на заре”, авторство которого
было коллективным. Одним из авторов пьесы стал
Галич. Это был его дебют в драматургии. . В ранний
период своего творчества Галич написал
несколько пьес для театра — "Вас вызывает
Таймыр” (в соавторстве с К. Исаевым), "Пути,
которые мы выбираем”, "Под счастливой звездой”,
"Походный марш”, "За час до рассвета”,
"Пароход зовут „Орлёнок"”, "Много ли человеку
надо”, а также сценарии фильмов "Верные друзья”
(совместно с К. Исаевым), "На семи ветрах”,
"Дайте жалобную книгу”, "Третья молодость”,
"Бегущая по волнам”.
С конца 1950-х Галич начинает сочинять
песни, исполняя их под собственный аккомпанемент
на семиструнной гитаре. Отталкиваясь в какой-то
мере от романсовой традиции и искусства А. Н.
Вертинского, Галич стал одним из самых ярких
представителей жанра русской авторской песни
(наряду с В. C. Высоцким и Б. Ш. Окуджавой), который
вскоре развили барды и который с появлением
магнитофонов приобрёл огромную популярность. В
этом жанре Галич сформировал свое направление.
В дальнейшем его песни становились всё более
глубокими и политически острыми, что привело к
конфликту с властью. Галичу было запрещено
давать публичные концерты. Его не печатали, и не
позволяли выпустить пластинку. Его собирались
слушать по домам, его песни передавали друг другу
в записях. Несмотря на запреты, он был популярен,
известен, любим. В 1969 г. в издательстве "Посев”
вышла книга его песен. В 1971 г. Галич был исключён
из Союза писателей СССР, членом которого он был с
1955 г. (этому посвящена песня "От беды моей
пустяковой”), а в 1972 г. — из Союза
кинематографистов, в котором состоял с 1958 г.
Фактически после этого он был доведён до
состояния нищенства (он — привыкший к достатку и
комфорту). Его не принимали на
высокооплачиваемую работу, и он был лишён
возможности заработать себе на хлеб. Первое
время Галич продавал редкие книги из своей
библиотеки, потом стал подрабатывать
"литературным негром” - подправлять чужие
сценарии. Галич был вынужден эмигрировать; 22
октября 1974 года постановлением Главлита по
согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные
произведения были запрещены в СССР. Первым его
пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он
переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на
американской радиостанции "Свобода”. Потом
Галич поселился в Париже, где погиб 15 декабря 1977
г. от удара электрическим током от
радиоаппаратуры. Существует также версия, что
это было убийство, причём версии о том, кто именно
убил Галича, разнятся до противоположности:
согласно одним, Галича убили агенты КГБ, мстившие
ему за антисоветскую деятельность; согласно
другим — Галича убили агенты ЦРУ, которые
боялись, что Галич, которого мучила ностальгия,
решит вернуться в Советский Союз и этим
существенно подорвёт имидж диссидентского
движения. Между тем, парижские знакомые Галича
(Владимир Максимов, Василий Бетаки) заявляли, что
причиной его смерти стал именно несчастный
случай.
Звучат стихи Галича:
Звукозапись "Мы давно называемся
взрослыми…”. (Старательский вальсок)
- Что сближает текст песни А.Галича и
современность?
- Какие средства выразительности использует
автор в своем стихотворении?
Слово учителя.
Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924 - июнь 1997 г.)
"Отец - грузин, мать - армянка, а сам я - москвич” -
говорил о себе Булат Шалвович.
Звучит музыка, песни в исполнении Окуджавы.
В 1942 девятиклассник Окуджава
добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком,
пулеметчиком, после ранения – радистом. В 1945
работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс
вечерней школы. В 1946–1950 учился на филологическом
факультете Тбилисского университета, по
окончании которого работал учителем русского
языка и литературы в сельской школе под Калугой,
затем в Калуге, где сотрудничал в областных
газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы,
вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не
включались автором в позднейшие сборники. В 1956
переехал в Москву, работал редактором в
издательстве "Молодая гвардия”, заведовал
отделом поэзии в "Литературной газете”. Вступив
в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился
на творческой работе.
Свою первую песню – Неистов и упрям... –
Окуджава сочинил еще студентом, в 1946, а во второй
половине 1950-х годов им были созданы песни
(Полночный троллейбус, Ванька Морозов, Король, До
свидания, мальчики, Песенка про Черного кота и
др.), которые сразу приобрели широкую
известность. Песни эти сначала исполнялись
автором в дружеских компаниях, затем публично,
магнитофонные записи расходились по всей стране.
Окуджава – один из создателей и признанный
патриарх жанра, получившего позднее название
"авторская песня”. Сам Окуджава никогда не
видел принципиального различия между своими
стихотворениями-песнями и непесенными
стихотворениями.
Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже
разнородным фольклорным и литературным
источникам.
Чтение и анализ стихотворения "Полночный
троллейбус” (используется схема анализа).
Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний,
в случайный.
Полночный троллейбус, по улице мчи,
верши по бульварам круженье,
чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи
крушенье,
крушенье.
Полночный троллейбус, мне дверь отвори!
Я знаю, как в зябкую полночь
твои пассажиры - матросы твои -
приходят
на помощь.
Я с ними не раз уходил от беды,
я к ним прикасался плечами...
Как много, представьте себе, доброты
в молчанье,
в молчанье.
Полночный троллейбус плывет по Москве,
Москва, как река, затухает,
и боль, что скворчонком стучала в виске,
стихает,
стихает.
Слово учителя.
Золотая середина, "Пушкин наших дней”-
называли его одни, "безнравственный растлитель
молодых душ”-другие. Кто прав? Он любил нас всех:
мы калечили природу, мы ненавидели и убивали друг
друга, мы предавали Родину и жгли землю, а он
кричал нам, что мы порвали, уничтожили самое
дорогое, что у нас есть. Он обещал вернуться. Он
ушел физически, но песни его живут.
4 ученик.
Владимир Семенович Высоцкий (1938-1980) родился в
Москве, "Дом на Первой Мещанской, в конце" -
согласно его же свидетельству из песни
"Баллада о детстве". После пребывания в
эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в
послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в
Большом Каретном переулке ("Где твои
семнадцать лет? На Большом Каретном..."), где и
сложился дружеский круг, которому Владимир
Семенович показывал свои первые песни.Среди
многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих
пор остается немеркнущей звездой. Интерес к
авторской песне у Высоцкого пробудился после
знакомства с творчеством Булата Окуджавы,
которого Владимир Семенович считал своим
учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и
Лжи", посвященную Окуджаве.Свои первые песни
Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были
песни в стиле "дворовой романтики" и не
воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто
был их первыми слушателями. Спустя несколько лет,
в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную
лодку", о которой Игорь Кохановский
впоследствии скажет: "Подводная лодка - это
было уже всерьез.И я думаю, что именно эта песня
заявила о том, что пора его творческой юности
кончилась."Примерно в это время Владимир
Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по
выражению самого Высоцкого, стал для него
"своим театром Однако в театре не всегда все
шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия
Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему
проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за
исключением нескольких друзей Высоцкого -
Золотухина, Демидовой, Филатова.Параллельно с
работой в театре были киноработы. Самая
известная и самая любимая роль - Жеглов в
телесериале "Место встречи изменить
нельзя". "Работать надо!" - была его
любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы
круглые сутки. Сон - 3-4 часа, остальное - работа.
Песни свои он писал в основном ночью. Приходил
домой после спектакля, и садился за работу. Песни
Высоцкого принято делить на циклы: военный,
горный, спортивный, китайский... Надо было прожить
несколько жизней, чтобы прочувствовать все
персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики,
слушавшие его песни о войне, были уверены, что он
лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди,
слушавшие его песни "с криминальным
уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки,
альпинисты, шоферы-дальнорейсовики - все считали
его своим. В каждой песне была правда жизни.Сам
Высоцкий так говорил об авторской песне: "Я
хочу сказать и заверить, что авторская песня
требует очень большой работы. Эта песня все время
живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни
ночью."..25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила,
казалось, вся Москва, хотя официального
сообщения о смерти не было - в это время проходила
московская Олимпиада. Только над окошком
театральной кассы было вывешено скромное
объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий."
Ни один человек не сдал обратно билет - каждый
хранит его у себя как реликвию..."Кому сказать
спасибо, что - живой!" - написал Высоцкий в своем
известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня,
благодаря людской памяти, питавшейся и
питающейся по сей день его стихотворениями,
драматургическими произведениями, киноролями,
песнями...
Звучит стихотворение Высоцкого.
"Песня о друге”.
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а – так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни – рискни!-
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой –
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах – не ах,
Если сразу раскис – и вниз,
Шаг ступил на ледник – и сник,
Оступился – и в крик,-
Значит, рядом с тобой – чужой,
Ты его не брани – гони:
Вверх таких не берут, и тут –
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шел он с тобой как в бой,
На вершине стоял – хмельной,-
Значит, как на себя самого
Положись на него.
- О чем идет речь в этой песне?
- С чем сравнивает автор работу альпиниста?
Слово учителя.
Песни – это кратчайший путь к сердцу и уму
человека. Поэтам казалось, что они не могли
высказаться до конца в своих концертах, поэтому
выступления на сцене перерастали порой в
митинги, полемики, а иногда даже в лекции.
Зрителей, приходивших на эти концерты, удивляло
сочетание несочетаемого в их творчестве: мягкие,
лирические песни о любви звучали на фоне резких
политических, кричащей композицией. В этих
песнях поэты пытались рассказать о жизни людей в
самое страшное время для многострадальной
родины, в момент кульминации войны правительства
со своим народом. Они считали своим долгом
донести до ума и сердца слушателя то, о чем болит
и кричит душа. Закончить сегодняшний разговор
хочу словами Юрия Визбора:
Всем нашим встречам разлуки увы, суждены,
Тих и печален ручей у янтарной сосны,
Пеплом несмелым подернулись угли костра,
Вот и окончилось все - расставаться пора.
Звучат песни Окуджавы, Высоцкого, Галича.
|