Цели:
Образовательные – показать необычность изображения
Достоевским Петербурга; подвести к осмыслению главного конфликта романа
— конфликта между Раскольниковым и миром, который он отрицает.
Развивающие – развивать логическое мышление, умение
анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного
произведения, умение формулировать и излагать свою точку зрения,
прислушиваться к мнению оппонентов; развивать творческие способности
учащихся, воспринимать явления интегрировано, (через связь с другими
науками); развивать способность решать жизненные проблемы
самостоятельно.
Воспитательные – воспитывать самостоятельно мыслящего и
глубоко чувствующего человека; воспитывать чувство ответственности,
духовности, нравственности, любви к людям, способность к
сотрудничеству.
Ход урока
I. Стадия вызова
А) Оргмомент
Учитель:
Добрый день, ребята, уже не первый урок мы с вами работаем над
романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», сегодня мы в
очередной раз возвратимся к этому великому произведению, попытаемся еще
глубже понять и осмыслить его.
Б) Мотивация учащихся
Учитель: (музыка)
Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
– Ребята, о каком герое романа «Преступление и наказание» будем говорить мы сегодня?
Петербург всегда играл важную роль в истории и культуре нашей
страны. Этот город всегда имел большое значение в личной и творческой
судьбе большинства русских писателей, поэтов, художников, музыкантов.
Улицы Петербурга – это музей под открытым небом. Музей истории, музей
архитектуры, литературный музей. По этим улицам, площадям и набережным
неслась творческая фантазия лучших русских писателей, которые населили
город персонажами своих произведений. Сегодня нашим маршрутом в городе
станут сосчитанные шаги Родиона Романовича Раскольникова.
Запишите, пожалуйста, тему нашего урока:
"В Петербурге Достоевского или "Лик мира сего".
– Кто-то из вас был в Петербурге? Ваше впечатление об этом городе?
Что ассоциируется в вашем представлении со словом «Петербург»?
– Каков же Петербург Достоевского?
– Какую роль сыграл город и какое влияние оказал на судьбы героев?
Эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».Сегодня мы увидим
Петербург Достоевского, гнетущую обстановку безысходности жизни
человека, попробуем подойти к осмыслению основного конфликта романа.
II. Стадия осмысления
А) Историческая справка («петербургские» мифы)
На протяжении столетий Петербург являлся центром взаимодействия
России с Европой и всем миром. Даже в названии города соединились три
языка:
Санкт – латинское слово, которое в переводе означает «СВЯТОЙ»;
Петр – греческое слово, которое в переводе означает «КАМЕНЬ», «СКАЛА»;
Бург – немецкое слово, которое в переводе означает «ЗАМОК», «КРЕПОСТЬ».
С основания Петербурга начали
складываться два представления о городе, восходящие к различному
восприятию личности его основателя – Петра I.
Так в литературе XVIII века формируется представление о Петербурге
как о «граде благословенном», а его создатель воспринимается как некий
Демиург, создавший это чудо вопреки стихиям.
Другой вариант представления о городе уходит своими корнями в устную
традицию, которая восходит к петербургскому преданию о пророчестве
Евдокии Лопухиной, нелюбимой жены Петра – царицы Авдотьи: «Быть пусту месту сему». В этом варианте петербургского мифа сам Петр сродни Антихристу и создал уже не благословенный, а проклятый град.
В течение урока вы должны будете заполнить таблицу «Два лика
Петербурга», в которой отразите те противоречия, которые исторически
возникли в оценке города.
Польский поэт А. Мицкевич создает ряд произведений, где город Петербург – город Сатаны.
...У зодчих поговорка есть одна:
Рим создан человеческой рукою.
Венеция богами создана;
Но каждый согласился бы со мною,
Что Петербург построил Сатана...
В творчестве Анны Ахматовой есть строки из «Поэмы без героя», в которых отражается миф о царице Авдотье и ее заклятии. Читает подготовленный ученик:
Оттого, что по всем дорогам,
Оттого, что ко всем порогам
Приближалась медленно тень,
Ветер рвал со стены афиши,
Дым плясал вприсядку на крыше
И кладбищем пахла сирень.
И царицей Авдотьей заклятый,
Достоевский и бесноватый
Город в свой уходил туман,
И выглядывал вновь из мрака
Старый питерщик и гуляка,
Как пред казнью бил барабан...
Б) Петербург в произведениях Достоевского
Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы.У Ф.М. Достоевского особое отношение к городу.
Сообщение подготовленного ученика «Петербург в произведениях писателя».
Остальные ученики слушают и дополняют таблицу «Два лика Петербурга» эпитетами.
Учитель: «Преступление и наказание» – это
самый петербургский роман Достоевского. Ведь недаром он называл
Петербург «самым умышленным городом на Земле», «городом-фантомом»,
«городом-призраком». Петербург всегда был тайной для Достоевского,
которую он пытался разгадать.
В) Анализ образа города
Анализ эпизодов романа:
а) пейзаж в романе
– Что такое пейзаж? (вид изображения какой-нибудь местности)
– Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами.
– Выявите закономерности в описаниях пейзажей. (Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа)
Учитель:
Город трущоб, город до отказа набитый нищими лачугами, нищими
ремесленниками, мелкими чиновниками, которые ютятся в каждом уголочке
зданий этого странного города.
В Петербурге много распивочных и кабаков. «От одного этого воздуха в 5 минут можно было сделаться пьяным».
Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую «пьяную» улицу –
Столярный переулок, в котором находилось 16 домов. В этих домах
помещалось 18 питейных заведений. На соседнем Вознесенском проспекте
было 6 трактиров, 19 кабаков, 11 пивных,16 винных погребов.
б) сцены уличной жизни
– Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?
– Что показывают эти сцены?
в) интерьер в романе
– Что мы видим внутри домов?
– Какие детали повторяются?
– Что общего между обликом комнат и людьми, которые в них живут?
Г) Символика жёлтого цвета.
Учитель: Петербург – это город-призрак, где
господствует жёлтый цвет: желтые обои у Раскольникова, желтые обои у
Сонечки Мармеладовой, желтые лица, желтая мебель – жёлтый цвет
Петербурга. У Иннокентия Анненского есть такие строки: (читает наизусть подготовленный ученик)
Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий плиты...
Я не знаю, где вы и где мы,
Только знаю, что крепко мы слиты.
Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.
Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.
Эти строки отражают биографию Достоевского – пустыни немых площадей. Позже Мандельштам скажет:
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Учитель:
– В произведениях Достоевского цвет, цветовые определения имеют
символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния
героев. Анализируя использование цвета в романе «Преступление и
наказание», можно сказать, что все произведение создано практически на
одном желтом фоне. Действительно, желтый цвет встречается в романе
наиболее часто.
Желтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов,
создает глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Автор
наблюдает за своими героями через «желтые очки».
(Вывод и краткие тезисы ученики записывают в тетради)
Учитель:
– Каков же Петербург Достоевского?
– Можем ли мы назвать Петербург соучастником преступлений?
– Как влияет Петербург на Раскольникова?
Петербург у Достоевского – это не
простой фон. Это, действительно, настоящий герой произведения. Город,
который живет, живет параллельно с жизнью человека и внедряется в жизнь
человека. Он душит, давит, навевает какие-то кошмарные видения и, в
конце концов, внушает безумные идеи. (видео)
– Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния, до
бешенства и почти до безумия. Он пытается спасти кем-то опозоренную
девочку-подростка, он отдает последние деньги, чтобы она не досталась
мерзавцу, который за ней увязался.
Перед Раскольниковым, который видит все эти ужасы, встают вопросы, которые начали давно терзать его: «И
этот человеческий мир так бесчеловечно устроен… А что же ты сделаешь,
чтобы тому не бывать? Ведь тут же надо же что-нибудь сделать! Понимаешь
ли ты это?!»
Образ Петербурга начинает постепенно усложняться и укрупняться.
Петербург становится уже не просто фоном, не просто героем, а
становится символом «страшного мира», где слабому и обездоленному нет
спасения. И именно в этом городе рождается преступная теория
Раскольникова.
Проверка выполнения самостоятельного задания по заполнению таблицы «Петербург в романе»
Работа с таблицей «Два лика Петербурга» (ученики зачитывают 2-ю колонку)
III. Стадия рефлексии
А) Составление синквейна «Петербург Достоевского в моем представлении».
– Петербург Достоевского – это город облупленных стен,
невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть
здоровым, бодрым, полным сил. Болеют душевно люди, населяющие этот
город, поэтому болен и сам город.
Б) Сейчас мы с вами попытаемся «вырваться» из этого города. (видео «ВЫХОД»). Понаблюдайте за своими эмоциями. Как меняется ваше настроение?
Особую роль в эпилоге романа играет пейзаж. Из мрачного, душного,
давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной
реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там была свобода и жили другие люди…». «Сложен всякий человек и глубок, как море…» – писал Достоевский. А своей главной задачей ставил «при полном реализме найти в человеке человека».
«И нигде мировая гармония,
если ты первый сам ее недостоин, злобен и горд и требуешь жизни даром,
даже и не предполагая, что за нее надобно заплатить"». Читая роман
Достоевского, необходимо быть внимательным и духовно зрячим, чтобы
увидеть в конце ту свечу, которую держит автор.
В) Оценка и самооценка деятельности учащихся на уроке.
Домашнее задание. |