Воскресенье, 28.04.2024, 06:34                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Петербург Достоевского. Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
14.10.2013, 10:15

Цели:

Образовательные – показать необычность изображения Достоевским Петербурга; подвести к осмыслению главного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, который он отрицает.

Развивающие – развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения, умение формулировать и излагать свою точку зрения, прислушиваться к мнению оппонентов; развивать творческие способности учащихся, воспринимать явления интегрировано, (через связь с другими науками); развивать способность решать жизненные проблемы самостоятельно.

Воспитательные – воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека; воспитывать чувство ответственности, духовности, нравственности, любви к людям, способность к сотрудничеству.

Ход урока

I. Стадия вызова

А) Оргмомент

Учитель:

Добрый день, ребята, уже не первый урок мы с вами работаем над романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», сегодня мы в очередной раз возвратимся к этому великому произведению, попытаемся еще глубже понять и осмыслить его.

Б) Мотивация учащихся

Учитель: (музыка)

Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.

– Ребята, о каком герое романа «Преступление и наказание» будем говорить мы сегодня?

Петербург всегда играл важную роль в истории и культуре нашей страны. Этот город всегда имел большое значение в личной и творческой судьбе большинства русских писателей, поэтов, художников, музыкантов. Улицы Петербурга – это музей под открытым небом. Музей истории, музей архитектуры, литературный музей. По этим улицам, площадям и набережным неслась творческая фантазия лучших русских писателей, которые населили город персонажами своих произведений. Сегодня нашим маршрутом в городе станут сосчитанные шаги Родиона Романовича Раскольникова.

Запишите, пожалуйста, тему нашего урока:

"В Петербурге Достоевского или "Лик мира сего".

– Кто-то из вас был в Петербурге? Ваше впечатление об этом городе? Что ассоциируется в вашем представлении со словом «Петербург»?

– Каков же Петербург Достоевского?

– Какую роль сыграл город и какое влияние оказал на судьбы героев?

Эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».Сегодня мы увидим Петербург Достоевского, гнетущую обстановку безысходности жизни человека, попробуем подойти к осмыслению основного конфликта романа.

II. Стадия осмысления

А) Историческая справка («петербургские» мифы)

На протяжении столетий Петербург являлся центром взаимодействия России с Европой и всем миром. Даже в названии города соединились три языка:

Санкт – латинское слово, которое в переводе означает «СВЯТОЙ»;

Петр – греческое слово, которое в переводе означает «КАМЕНЬ», «СКАЛА»;

Бург – немецкое слово, которое в переводе означает «ЗАМОК», «КРЕПОСТЬ».

С основания Петербурга начали складываться два представления о городе, восходящие к различному восприятию личности его основателя – Петра I.

Так в литературе XVIII века формируется представление о Петербурге как о «граде благословенном», а его создатель воспринимается как некий Демиург, создавший это чудо вопреки стихиям.

Другой вариант представления о городе уходит своими корнями в устную традицию, которая восходит к петербургскому преданию о пророчестве Евдокии Лопухиной, нелюбимой жены Петра – царицы Авдотьи: «Быть пусту месту сему». В этом варианте петербургского мифа сам Петр сродни Антихристу и создал уже не благословенный, а проклятый град.

В течение урока вы должны будете заполнить таблицу «Два лика Петербурга», в которой отразите те противоречия, которые исторически возникли в оценке города. 

Польский поэт А. Мицкевич создает ряд произведений, где город Петербург – город Сатаны.

...У зодчих поговорка есть одна:
Рим создан человеческой рукою.
Венеция богами создана;
Но каждый согласился бы со мною,
Что Петербург построил Сатана...

В творчестве Анны Ахматовой есть строки из «Поэмы без героя», в которых отражается миф о царице Авдотье и ее заклятии. Читает подготовленный ученик:

Оттого, что по всем дорогам,
Оттого, что ко всем порогам
Приближалась медленно тень,
Ветер рвал со стены афиши,
Дым плясал вприсядку на крыше
И кладбищем пахла сирень.
И царицей Авдотьей заклятый,
Достоевский и бесноватый
Город в свой уходил туман,
И выглядывал вновь из мрака
Старый питерщик и гуляка,
Как пред казнью бил барабан...

Б) Петербург в произведениях Достоевского

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы.У Ф.М. Достоевского особое отношение к городу.

Сообщение подготовленного ученика «Петербург в произведениях писателя».

Остальные ученики слушают и дополняют таблицу «Два лика Петербурга» эпитетами.

Учитель: «Преступление и наказание» – это самый петербургский роман Достоевского. Ведь недаром он называл Петербург «самым умышленным городом на Земле», «городом-фантомом», «городом-призраком». Петербург всегда был тайной для Достоевского, которую он пытался разгадать.

В) Анализ образа города

Анализ эпизодов романа:

а) пейзаж в романе

– Что такое пейзаж? (вид изображения какой-нибудь местности)

– Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами.

– Выявите закономерности в описаниях пейзажей. (Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа)

Учитель:

Город трущоб, город до отказа набитый нищими лачугами, нищими ремесленниками, мелкими чиновниками, которые ютятся в каждом уголочке зданий этого странного города.

В Петербурге много распивочных и кабаков. «От одного этого воздуха в 5 минут можно было сделаться пьяным». Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую «пьяную» улицу – Столярный переулок, в котором находилось 16 домов. В этих домах помещалось 18 питейных заведений. На соседнем Вознесенском проспекте было 6 трактиров, 19 кабаков, 11 пивных,16 винных погребов.

б) сцены уличной жизни

– Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?

– Что показывают эти сцены? 

в) интерьер в романе

– Что мы видим внутри домов?

– Какие детали повторяются?

– Что общего между обликом комнат и людьми, которые в них живут?

Г) Символика жёлтого цвета.

Учитель: Петербург – это город-призрак, где господствует жёлтый цвет: желтые обои у Раскольникова, желтые обои у Сонечки Мармеладовой, желтые лица, желтая мебель – жёлтый цвет Петербурга. У Иннокентия Анненского есть такие строки: (читает наизусть подготовленный ученик)

Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий плиты...
Я не знаю, где вы и где мы,
Только знаю, что крепко мы слиты.
Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.
Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.

Эти строки отражают биографию Достоевского – пустыни немых площадей. Позже Мандельштам скажет:

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Учитель: 

– В произведениях Достоевского цвет, цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев. Анализируя использование цвета в романе «Преступление и наказание», можно сказать, что все произведение создано практически на одном желтом фоне. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто.

Желтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создает глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Автор наблюдает за своими героями через «желтые очки».

(Вывод и краткие тезисы ученики записывают в тетради)

Учитель:

– Каков же Петербург Достоевского?

– Можем ли мы назвать Петербург соучастником преступлений?

– Как влияет Петербург на Раскольникова?

Петербург у Достоевского – это не простой фон. Это, действительно, настоящий герой произведения. Город, который живет, живет параллельно с жизнью человека и внедряется в жизнь человека. Он душит, давит, навевает какие-то кошмарные видения и, в конце концов, внушает безумные идеи. (видео)

– Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства и почти до безумия. Он пытается спасти кем-то опозоренную девочку-подростка, он отдает последние деньги, чтобы она не досталась мерзавцу, который за ней увязался.

Перед Раскольниковым, который видит все эти ужасы, встают вопросы, которые начали давно терзать его: «И этот человеческий мир так бесчеловечно устроен… А что же ты сделаешь, чтобы тому не бывать? Ведь тут же надо же что-нибудь сделать! Понимаешь ли ты это?!»

Образ Петербурга начинает постепенно усложняться и укрупняться. Петербург становится уже не просто фоном, не просто героем, а становится символом «страшного мира», где слабому и обездоленному нет спасения. И именно в этом городе рождается преступная теория Раскольникова.

Проверка выполнения самостоятельного задания по заполнению таблицы «Петербург в романе»

Работа с таблицей «Два лика Петербурга» (ученики зачитывают 2-ю колонку)

III. Стадия рефлексии

А) Составление синквейна «Петербург Достоевского в моем представлении».

Петербург Достоевского – это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Болеют душевно люди, населяющие этот город, поэтому болен и сам город.

Б) Сейчас мы с вами попытаемся «вырваться» из этого города. (видео «ВЫХОД»). Понаблюдайте за своими эмоциями. Как меняется ваше настроение?

Особую роль в эпилоге романа играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там была свобода и жили другие люди…». «Сложен всякий человек и глубок, как море…» – писал Достоевский. А своей главной задачей ставил «при полном реализме найти в человеке человека».

«И нигде мировая гармония, если ты первый сам ее недостоин, злобен и горд и требуешь жизни даром, даже и не предполагая, что за нее надобно заплатить"». Читая роман Достоевского, необходимо быть внимательным и духовно зрячим, чтобы увидеть в конце ту свечу, которую держит автор.

В) Оценка и самооценка деятельности учащихся на уроке.

Домашнее задание.
Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русскоой лит, методические наработки учителя лите, конспект урока русской литературы
Просмотров: 3815 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru