Суббота, 27.04.2024, 17:17                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Многообразие философско-психологической проблематики в прозе зрелого Чехова. «Скучная история», «Случай из практики», «Черный монах»
06.09.2014, 18:44

      М. Горький, вспоминая о Чехове, писал: «Это часто бывало у него: говорит так тепло, серьезно, искренно и вдруг усмехнется над собой и над речью своей. И в этой мягкой, грустной усмешке чувствовался тонкий скептицизм человека, знающего цену слов, цену мечтаний».
      Задачи урока — помочь школьникам увидеть этот «тонкий скептицизм» в очень разных произведениях.

      «Скучная история» (1889)
      Повесть написана в период духовного кризиса писателя. В критике не было однозначной оценки, так как она противоречива, в ней нет готовых ответов.
      Сам Чехов писал А. Плещееву: «Ничего подобного отродясь я не писал, мотивы совершенно у меня новые, и я боюсь, как бы не подкузьмила меня моя неопытность. Вернее, боюсь написать глупость» (из письма Чехова от 3 сентября 1889 г.). Ему же в письме от 30 сентября: «Мой герой — и это одна из его главных черт — слишком беспечно относится к внутренней жизни окружающих в то время, когда около него плачут, ошибаются, лгут, он преспокойно трактует о театре, литературе».
      Критика встретила повесть по-разному, но все отмечали ее необычность: «...у Вас еще не было ничего столь сильного и глубокого, как эта вещь...» (из письма А. Плещеева Чехову от 27 сентября 1889 г.). «Некоторые говорят даже, что это лучше всего Вами до сих пор написанного. Другие, что повесть оставила глубокое впечатление; третьи, что это совсем ново, и, наконец, что это выдающаяся вещь в „Северном вестнике" за весь год» (Плещеев — Чехову от 5 ноября 1889 г.).
      Возможно опережающее домашнее задание, включающее подготовку небольших сообщений:
      1. Расскажите о духовном кризисе писателя.
      2. Прокомментируйте письма А. Н. Плещеева и А. П. Чехова. О каких особенностях повести они говорят?
      3. Найдите возможные прототипы героев повести. Материалы о прототипах можно найти в книге Б. М. Шубина «Дополнение к портретам» (М., 1989).
      Вопросы для обсуждения
      1. В чем своеобразие этой повести? Почему она вызвала такие отклики? Каковы особенности ее формы и композиции?
      2. От чьего лица ведется повествование? (Рассказ ведется от лица старого профессора (ему 62 года), прожившего яркую, интересную, насыщенную жизнь. Он известен и в России, и за границей. Можно говорить, что он полностью воплотился в своей работе, которую любит, без которой не может жить, — это его прошлое.)
      3. Зачем автор использует повествование от первого лица?
      4. В каких двух временных планах ведется повествование? Как показано прошлое и настоящее?
      5. Почему в повести так много философии? Зачем вводятся размышления о литературе, театре?
      6. Почему профессор переоценивает свою жизнь, «просматривает» ее заново?
      7. Как получилось, что прожитая жизнь вызывает у него чувство отчаяния?
      8. Почему он так резок в оценке себя и окружающих? Найдите эти оценки и прокомментируйте их.
      9. Что заставляет его видеть все в черном цвете? («Насколько блестяще и красиво мое имя, настолько тускл и безобразен я сам». Герой все видит сквозь призму смертельной болезни. Он знает, что скоро умрет и поэтому пытается подвести своеобразные итоги. Он видит, что сам безобразен; жена — «старая, очень полная, неуклюжая женщина, с тупым выражением мелочной заботы и страха»; «я холоден, как мороженое, и мне стыдно»; когда дочь целует, «я вздрагиваю, точно в висок жалит меня пчела»; «мысли о детях отравляют меня» и т. д.)
      В результате обсуждения текста школьники могут составить схему отношений героя с людьми и с предметами. Герой смотрит на мир через болезненные ощущения:
      — жена (раздражает);
      — дочь, сын (могли бы помочь родителям);
      — университетские ворота (давно не ремонтированы);
      — дворник (скучающий);
      — сад (я его не люблю);
      — швейцар Николай (хранитель университетских традиций);
      — прозектор Петр Игнатьевич (трудолюбивый, скромный, но бесталанный);
      — лекции (испытываю наслаждение);
      — товарищ (стремимся показать, что мы оба необыкновенно вежливы и очень рады видеть друг друга);
      — студент, не сдавший экзамен (скучно);
      — молодой доктор, пришедший за темой для диссертации (сердито кричу);
      — Катя (люблю, как дочь);
      — Гнеккер, жених дочери (раздражение).
      Итоговые вопросы
      — Как раскрывается герой во взаимоотношениях с другими лицами?
      — С кем он испытывает положительные эмоции? (Швейцар Николай, потому что он тоже по-своему предан науке; при чтении лекций — это самое дорогое дело жизни; Катя — она не притворяется.)
      — Как профессор реагирует на просьбы вообще и особенно близких людей?
      — Катя ищет у него помощи, совета, как у старшего, учителя молодежи. Как он отвечает ей? («Что ж я могу сказать? Ничего я не могу. Ничего я не могу сказать тебе, Катя. По совести, Катя, не знаю... Давай, Катя, завтракать».)
      Выводы. В финале повести есть такие слова: «Я хочу, чтобы наши жены, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей». Но герой не сумел так прожить, чтобы около него было тепло близким людям. И поэтому так печален итог: «Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искушенный аналитик не найдет того, что называется общей идеей или богом живого человека... Я побежден».
      «Черный монах» (1895)
      Это самая загадочная повесть с элементами фантастики и мистики. Л. Н. Толстой, прочитав, воскликнул: «Это прелесть! Ах, какая прелесть!» (Г. А. Русаков приводит эти слова в письме к Чехову от 14 февраля 1895 г.).
      Сам же автор, отвечая на упреки в том, что он сам, наверное, болен, раз пишет такие произведения, говорил в письме к Суворину от 25 января 1894 г.: «...если автор изображает психически больного, то это не значит, что он сам болен. „Черного монаха" я писал без всяких унылых мыслей, по холодном размышлении. Просто пришла охота изобразить манию величия. Монах же, несущийся через поле, приснился мне».
      В эти годы Чехов создает своеобразных героев, сложных, неоднозначных.
      Вопросы для обсуждения
      1. Кто же такой Коврин, магистр философии, которому является Черный монах? Сумасшедший? Или гений, способный общаться с другим миром?
      2. Почему мы долго не можем понять, кто же он?
      3. Какую роль играет природа для понимания авторского отношения к героям? Найдите описания природы и прокомментируйте их.
      4. Сравните два мира: мир Песоцких и мир Коврина. Как вы к ним относитесь?

Песоцкие
Коверин
Занимаются садом, говорят об утренниках. «У нас только сад, сад, сад — и больше ничего. Штамб, полуштамб... апорт, ранет, боровинка, окулировка, копулировка. Вся, вся наша жизнь ушла в сад, мне даже ничего никогда не снится, кроме яблонь и груш», — говорит Таня. Статьи о садоводстве «Читаю психологию, занимаюсь же вообще философией». Легенда о Черном монахе: он думал о нем, и тот стал приходить. Герой испытывал радость от появления необычного гостя, не пытался ничего объяснить. «Но ведь мне хорошо, и я никому не делаю зла, значит, в моих галлюцинациях нет ничего дурного»
Часто ссорились и говорили друг другу неприятности. Давили гусениц руками Появление Черного монаха связывалось с пением скрипок, с поющими голосами
Возня с приданым Когда вылечился, то стал несчастлив
Любят Коврина, считают его гением Монах говорил только о нем, о его гениальности, это было приятно
Свадьба Тани и Коврина. Результат — оба несчастливы Свадьба с Таней, оба несчастливы
Итог — письмо Тани, где она проклинает Коврина Кафедра, чахотка. Перед смертью опять видит монаха, зовет Таню, сад, но на лице счастливая улыбка

      5. Как раскрывает характер героя диалог с Черным монахом в 5-й главе? (Гений сродни умопомешательству.)
      6. Как воспринимает свои галлюцинации герой? Почему радостно?
      7. Почему Черный монах говорит только о нем? (Это второе «я».)
      8. Почему Коврин страдает, когда его вылечили? Замечает ли он страдания близких?
      9. Можно ли подтвердить слова автора, что эта повесть о больном манией величия?
      10. На чьей вы стороне, чей мир вам ближе? Практичный мир Песоцких, хотя и связанный с природой, садом, или мир фантазий Коврина?
      Вывод. Повесть неоднозначна. Можно принять мир Коврина, а можно — мир Песоцких. Герою хорошо в мире галлюцинаций, но как быть тем, кто рядом и кому там плохо? Ведь Коврин не отказался от женитьбы на Тане, повел ее в свой мир, но в какой?
      Можно принять мир Песоцких, здоровый, полный забот и работы, им там неплохо, но как быть Коврину, которому там плохо? Правда, Таня, согласившись на замужество, не знала, что он болен, потом пыталась его лечить. Таня честнее Коврина.
      «Случай из практики» (1898)
      Вопросы для обсуждения

      1. Какой смысл выявляется в названии рассказа? (Важно само название — «Случай...», то есть что-то случайное, случившееся неожиданно. Это говорит о неглубокой проблеме. Но если сравнить все три произведения, то этот окажется самым оптимистичным. Достаточно заглянуть в конец: Лиза по-праздничному в белом платье, с цветком в волосах. А начиналось все с вызова доктора.)
      2. Почему вызвали доктора? Кто болен? Серьезно или нет?
      3. На какие мысли наводит сравнение: природа — фабрика?
      4. О чем думает доктор? Как связывает фабрику и хозяев?
      5. В записных книжках Чехова есть фраза, которая вошла в рассказ, она отражает отношение самого писателя к фабрике, рабочим и хозяевам: «Взглянешь на фабрику где-нибудь в захолустье. И тихо, смирно, но если взглянуть вовнутрь, какое непроходимое невежество хозяев, тупой эгоизм, какое безнадежное состояние рабочих, дрязги, водка, вши». Сравните запись Чехова с рассказом. Воплотил ли он свой замысел? (Пожалуй, герой рассказа выражает мысли самого автора. Но главная тема — другая: не стремление изобразить бесчеловечные условия, а просто показать человека, которому плохо, потому что он один.)
      6. Какими видит хозяек доктор Королев? Понимает ли он, чем больна Лиза?
      7. Как меняется Лиза, когда плачет? Почему она становится красивее?
      8. Как меняется мать, переживая за дочь?
      9. Какую роль играет гувернантка? Как вы понимаете мысли Королева: «Ляликова и ее дочь несчастны, на них жалко смотреть. Живет в свое удовольствие только одна Христиана Дмитриевна, пожилая, глуповатая девица в пенсне. И выходит так, значит, что работают все эти пять корпусов и на восточных рынках продается плохой ситец для того только, чтобы Христиана Дмитриевна могла кушать стерлядь и пить мадеру?»
      10. Почему доктору стало скучно?
      11. Как помогает доктор Лизе? Как можно объяснить его слова о «почтенной бессоннице»?
      12. В чем оптимизм рассказа? Какой двойной смысл в нем?
      13. Почему доктор испытывает утром радость?
      14. Что было бы, если бы приехал профессор, а не доктор Королев?

      Вывод.

Только человек может помочь человеку. Если в «Скучной истории» герой не может помочь и на просьбу Кати беспомощно разводит руками, если в «Черном монахе» герой отказывается от помощи и даже обижается, когда ему помогают, то здесь доктор Королев понял состояние Лизы, понял, что ей просто нужно поговорить с человеком, который ее выслушает, и помог девушке. Потому-то у него радостно на душе.

      Итог урока.

1890-е гг. — это стремление Чехова понять жизнь, поэтому так разнообразны произведения этих лет. «Скучная история» — это философские раздумья о смысле жизни, переоценка ее. «Черный монах» — это психологическое исследование больной души, которой хорошо в ее болезни. «Случай из практики» — это социально-психологический рассказ: в нем сопоставлены фабрика, орудие угнетения и подавления, и Лиза, тяготящаяся своим положением владелицы фабрики и не знающая, что делать.
      В рассказе «Случай из практики» есть замечательная фраза, сказанная доктором: «Хорошая будет жизнь лет через пятьдесят». Ради этой хорошей жизни и творил писатель Чехов.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: Олівець
Просмотров: 5416 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru