Тип урока: изучение нового материала.
Вид: рассказ учителя, беседа.
Цели урока:
- Образовательные: формировать умение
определять тему, идею рассказа; составлять план,
характеризовать героев, использовать
устное словесное рисование, кратко
пересказывать эпизоды; повторить знания по
теории литературы, познакомить с особенностями
языка писателя; провести словарную работу.
- Развивающие: развивать мыслительную
деятельность учащихся, умение анализировать,
находить в тексте ключевые эпизоды, слова;
определять роль пейзажа, внешности; делать
выводы, сравнивать, обобщать;
совершенствовать устную и письменную речь
учащихся, способствовать формированию
художественного вкуса.
- Воспитательные: обогащать нравственный
опыт учащихся; воспитывать
гуманное отношение к животным, ответственность
за их жизнь, сострадание.
Методы обучения: частично-поисковый,
поисковый, репродуктивный
Оборудование: художественный текст
рассказа Л. Андреева «Кусака»; презентация на
мультимедийной установке, выставка книг,
толковые словари.
Презентация к уроку:
http://slovesnik.3dn.ru/load/prezentacii_po_russkoj_literature/literatura_khkh_veka/l_n_andreev_kusaka/9-1-0-509
...Чтобы понять, есть ли у животных душа,
надо самому иметь душу.
Альберт Швейцер.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
– Дома вы прочитали рассказ Леонида
Николаевича Андреева «Кусака». Я надеюсь, что
рассказ вас тронул, задел за живое, вызвал
какие-то чувства. Наш мир огромен, в нем есть все:
прекрасное и уродливое, доброе и злое, в нем
уживаются верность и предательство, любовь и
ненависть, сострадание и бессердечие. Главная
задача для каждого из вас не по-теряться в этом
мире, не сбиться, найти свой путь. И как важно,
чтобы в своих жизненных поисках, когда будут
терзать какие-то сомнения, вы обращались к
книгам, к писателям. Тема нашего урока:
«Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие
как критерии нравственности человека». (Тему
дети записывают в тетрадь, читают и объясняют
смысл эпиграфа.)
Слайд 2
III. Постановка целей урока
(Вместе с учащимися формулируем цели урока.)
Слайд 3
IV. Слово о писателе.
Слайд 4
Андреев Леонид Николаевич родился 9(21) августа в
городе Орле в семье чиновника. В шесть лет
научился читать. Читал много, «все, что
попадалось под руку».
В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую
окончил в 1891 году.
Слайд 5
С раннего детства много рисовал, но так как в
Орле не было ни школ, ни учителей, то «все дело
ограничилось бесплодным дилетантизмом». В
юности он не думал стать писателем.
В 26 лет окончил юридический факультет
Московского университета. Андреев собирался
стать присяжным поверенным, но неожиданно
получил предложение от знакомого адвоката
занять место судебного репортера в газете
«Московский вестник». Получив признание, как
талантливый репортер, через два месяца он
перешел в газету «Курьер». Так началась
литературная деятельность Андреева: он пишет
репортажи, фельетоны, очерки.
Слайд 6
Первый рассказ «Баргамот и Гараська» (1898),
напечатанный в «Курьере», понравился читателям и
привел в восторг Горького.
Сюжеты многих произведений подсказаны жизнью,
например сюжет рассказа «Петька на даче» (1899).
В 1889-1899 годах появляются новые рассказы, в том
числе «Большой шлем» и «Ангелочек», в которых
показан интерес автора к случаю, случайности в
жизни человека. Успех писателя был огромен,
особенно среди молодежи. Андреева волновало
отчуждение и одиночество современного человека,
его бездуховность – рассказ «Город» (1902).
В 1904 году, в период начала русско-японской
войны, Андреев пишет рассказ «Красный смех».
Безумие войны выражено в символическом образе
Красного смеха.
Во время революции 1905 года Андреев оказывал
помощь революционерам, за что был арестован и
заключен в тюрьму. Однако он никогда не был
убежденным революционером.
Его сомнения отразились в его творчестве –
пьеса «К звездам», рассказ «Так было».
В 1910-е годы ни одно из новых произведений
Андреева не становится литературным событием.
Последнее крупное произведение, написанное под
влиянием мировой войны и революции, –
«Записки сатаны». Октябрьской революции Андреев
не принял. Он понимает, что революция породила
разгул жестокости и насилия. Он жил в это время с
семьей в Финляндии и в декабре 1917 года оказался в
эмиграции. Андреев скончался 12 сентября 1919 года
от сердечного приступа в деревне Нейвола в
Финляндии.
Слайд 7
V. Работа с выставкой книг
– Теме «животные и люди» посвящены
многие произведения русской литературы.
Назовите, какие произведения, посвященные
собаке, вы читали? ( Дети вспоминают «Муму»
И. С. Тургенева, «Белый пудель» Куприна,
«Белый Бим Черное ухо» Г.Троепольского,
«Каштанку» А.П.Чехова, «Бешеная собака»,
«Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Булька»
Л.Толстого» и др.)
– Все названные вами произведения и
книги, подобранные на выставку, посвящены
одной теме и объединены общей идеей. Какой? (Человек
– часть живого мира, человек и животные равны,
беда животного исходит от человека. Нужно всегда
помнить об огромной ответственности перед живым
существом, которое решил обогреть, дарить
счастье до конца.)
– Почему, по-вашему, писатели обращались и
обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и
равнодушных, в жизни часто видим жестокое
отношение к животным.)
– Леонид Андреев о своем рассказе
«Кусака» писал: «…В рассказе «Кусака»
героем является собака, ибо все живое имеет одну
и ту же душу, все живое страдает одними и теми же
страданиями и в великом безличии и равенстве
сливается воедино перед грозными силами жизни».
Слайд 8
VI. Словарная работа
– В теме нашего урока звучат слова:
сострадание, бессердечие, нравственность. Что
они означают? (Дети дают определения сами, а
потом зачитывают по толковому словарю.)
Слайд 9
V. Анализ произведения
– Каков жанр «Кусаки»? По каким признакам его
можно определить?
– Какова тема рассказа? (Тему определяет
заголовок рассказа: история взаимоотношения
собаки и людей. Кусака – имя, данное собаке
людьми.)
– Близка ли эта тема вам?
– Есть ли у вас собака, за что вы ее любите?
Смогли бы вы её обмануть, предать?
– Какова композиция рассказа «Кусака»? (Кольцевая,
первая и пятая части перекликаются между собой.)
– Как можно озаглавить каждую из частей
рассказа? (Вместе с учениками составляется
план).
Слайд 10
1. Работа над первой частью
рассказа.
– Кто главный герой рассказа?
– Всегда ли ее так звали?
– Какой предстает Кусака в начале рассказа? (Записываем
в левую сторону тетради словесный ряд:
никому не принадлежала, не было имени;
гонимая голодом, не помня себя от страху,
натыкалась, пряталась, зализывала раны, копила
злобу, не доверяла, со злобой набрасывалась,
злобно ворча, сквозь злобу.)
– Какое ключевое слово выражает отношение между
собакой и человеком?
Слайд 11
– Почему так подробно описывается жизнь Кусаки
в начале рассказа? (Показ жестокости,
бесчеловечности людей.)
– Как к ней относились дети, взрослые? (Зачитываем
из текста).
– Как появляется человек в 1 части и как «уходит»?
(Ребята пересказывают этот эпизод.)
– Почему писатель о нем говорит? –
В чем здесь сходство человека и
собаки? (Зачитываем из текста).
– Какие слова хочется взять в кавычки, кажется,
что они употреблены в переносном значении?
Почему? ( Добрые люди).
– Чем заканчивается 1 часть? (Описание
пейзажа зачитываем из текста).
– Какое настроение он у вас вызывает?
– Как описание природы перекликается с
описанием Кусаки в первой части? (Зимний пейзаж
усиливает чувство одиночества, тоски,
неприкаянности, но он не совсем мрачный, в нем
есть свет.)
2. Работа над второй частью рассказа
– Выделите пейзаж из второй части рассказа. (Зачитываем
из текста.)
– Какое настроение он вызывает?
– Почему Кусака боялась людей?
– Почему она полюбила Лелю?
– Какие слова становятся ключевыми и вытесняют
из души собаки злобу? (Зачитываем из текста
эпизод, в котором Кусака доверяется людям.)
3. Работа над третьей частью рассказа.
– Какой теперь мы видим Кусаку? ( Записываем
в правую сторону тетради словесный ряд: всей…душой
расцвела; было имя, стремглав неслась,
изменилась; длинная шерсть…стала лосниться, как
атлас; выбегала, важно осматривала).
Слайд 11
– Почему у Кусаки не «выпарился» до конца
страх, почему она «ждала побоев»?
4. Работа над четвертой частью рассказа.
– Какое настроение создает
описание пейзажа в начале четвертой части? (Зачитываем
из текста.)
– Сопоставьте эти строки и заключительный
пейзаж в первой части. (Сейчас огни гаснут,
наступает темнота, предчувствие беды.) –
Почему Кусаку не взяли в город?
– Кто будет скучать: Кусака о Леле или Леля о
Кусаке?
– Как прощается Леля с Кусакой?
– Вроде бы Леля не злая, но почему она так
поступает? (Она воспринимала собаку как
развлечение, в душе девочки не пробудилось
сострадание.)
– Зачем Андреев вставляет в рассказ эпизод с
дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к
истории Кусаки? (Люди жестоки не только к
животным, но и друг к другу.)
5. Работа над пятой частью рассказа.
(Читаем вслух пятую часть рассказа.)
– Почему собака выла?
– Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя
главы говорят нам об одиночестве собаки.
Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе
собака не знала человеческой ласки, а в последней
главе испытала человеческое предательство.)
– Мы отметили, что в конце первой части
появляется надежда. А сейчас? (Зачитываем
ключевые слова: «…свет долго еще боролся с
тьмою…, но скоро уступил и он».)
– О чем хотел сказать нам автор в рассказе?
– Одобряет или осуждает он поступок Лели?
Вывод: Человек должен нести
ответственность за судьбу тех, кто ему доверился. Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас
обратить внимание на то, что люди жестоки, и не
только по отношению к животным, но и друг к другу.
Автор показывает, какими люди быть не должны.
VI. Заключение
(Вместе с учениками подводим итог урока.)
– На этом уроке вы познакомились с писателем
Леонидом Андреевым и его рассказом «Кусака».
Вы узнали:
– некоторые факты из жизни и литературной
деятельности Л.Андреева;
– определили жанр произведения и дали его
понятие;
– провели анализ рассказа «Кусака»;
– выявили идею, которая заложена в этом
произведении.
VII. Домашнее задание.
Слайд 12
Написать рассказ «Мой друг». |