Цели:
- Помочь учащимся раскрыть писательский замысел
и особенности рассказа;
- Познакомить с контрастом как литературным и
музыкальным приёмом, позволяющим определить
идею и тему произведения;
- Воспитание милосердия, гуманности, чуткого
отношения к человеку, неприятия насилия над
личностью.
Оформление, оборудование, инвентарь:
Доска для записи опорных слов и выводов,
иллюстрации к рассказу, тетради по литературе,
текст рассказа, магнитофон, проигрыватель,
музыкальные записи. Актуализация первичного опыта учащихся.
Звучит полонез.
На фоне музыки учитель литературы:
- Сегодня у нас необычный урок –
интегрированный. Мы проведём его вместе с
учителем музыки.
- Вы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «После
бала».
- Что такое рассказ?
- Понравился вам этот рассказ? О чём он?
- Какова тема рассказа? А идея?
- Что потрясло вас в рассказе и заставило
задуматься, переживать?
- Как автору удалось достичь этого? Какими
художественными средствами?
Ответы детей: эпитеты, прием контраста,
синтаксические средства.
Изучение нового материала.
Ситуация выбора в процессе выполнения
самостоятельной работы.
Задания (выполняются на доске):
- Из первой части рассказа выписать эпитеты,
изображающие бал у губернаторского предводителя
(два человека).
- Из второй части рассказа выписать эпитеты,
помогающие изобразить сцену наказания солдата
(два человека).
- Какое из названных средств позволяет ярче
раскрыть идею рассказа?
- Как мы сформулируем тему урока?
Запись темы на доске.
- Значит, над чем мы сегодня будем работать?
Ответы детей. Добавления учителя,
конкретизация.
Учитель литературы:
- Что необычного вы заметили в построении
рассказа? От чьего лица ведётся повествование?
(Повествование ведётся от лица рассказчика.
Рассказ в рассказе. Он состоит из двух частей:
описание бала и то, что произошло после бала.)
- Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина
XIX века?
Звучит вальс.
На фоне мелодии учитель музыки:
- В то время танцы были важным структурным
элементом дворянского быта. Их роль существенно
отличалась как от функции танцев в народном быту
того времен, так и от современной.
В жизни русского столичного дворянина
XVIII-начала XIX в.в. время разделялось на две
половины: пребывание дома было посвящено
семейным и хозяйственным заботам – здесь
дворянин выступал как частное лицо; другую
половину занимала служба – военная или статская,
в которой дворянин выступал как верноподданный,
служа государю и государству.
Противопоставление этих двух форм поведения
снималось в венчающем день «собрании» на балу
или званом вечере. Здесь реализовывалась
общественная жизнь дворянина: он не был ни
частное лицо в частном быту, ни служивый человек
на государственной службе – он был дворянин в
дворянском собрании, человек своего сословия
среди своих.
Основным элементом бала как
общественно-эстетического действа были танцы,
которые служили организующим стержнем вечера,
задавали тип и стиль беседы.
Бал начинался польским (полонезом). Звучание
этого танца вы услышали сегодня в начале урока.
Каков характер музыки полонеза?
Ответы детей: торжественный, спокойный,
неторопливый, величавый танец-шествие.
- Второй бальный танец – вальс. Своё
происхождение он ведёт от неторопливого и
плавного крестьянского танца лендлера. Он был
распространён в Австрии, Германии, Чехии. В XIX
веке вальс стал популярным по всей Европе. По
своему настроению вальс…
Ответы детей: напевный, плавный, лиричный.
- Да, ему свойственны мелодическая напевность,
плавность движения, искренность и
непосредственность в передаче чувств, а также
простота выразительных средств, что сделало его
по сравнению с другими танцевальными жанрами
особенно популярным.
Учитель литературы:
- Обратимся к тексту рассказа.
Читается описание бала.
- Какой танец описан автором более подробно?
- Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т.
д., мазурка звучит в ушах рассказчика и после
бала.
Учитель музыки:
- Мазурка в те времена составляла центр бала и
знаменовала его кульминацию. Мазурка – народный
танец, но в XIX веке вошла в бальные залы многих
европейских стран. Удаль, блеск и грация отличают
мазурку. Она танцевалась с многочисленными
причудливыми фигурами и мужским соло,
составляющим «соль» танца. И солист, и
распорядитель мазурки должны были проявить
изобретательность и способность
импровизировать:
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком, |
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам… |
- Какое настроение у присутствующих в зале и у
читателя создаёт мелодия мазурки? Какие чувства
вызывает?
Ответы детей.
Учитель литературы:
- Какие художественные средства использует
автор, изображая бал?
Подготовившиеся учащиеся зачитывают эпитеты
из первой части.
- Почему рассказчик в таких ярких красках
описывает бал? Чем объяснить, что в сцене бала всё
окружающее герой рассказа воспринимает «с
восторженным умилением»? Найдите подтверждение
в тексте.
- Описание бала занимает большую часть
рассказа. А почему он назван «После бала»?
Обратимся к тексту.
- Что изменилось? Почему? Что помогает
прочувствовать состояние героя? (Описание
пейзажа – ученики зачитывают отрывок из текста).
- Какие эпитеты использует автор во второй
части рассказа?
Подготовившиеся учащиеся зачитывают эпитеты
из второй части рассказа.
- Какой приём использует автор, для того, чтобы
воздействовать на читателя? (Приём контраста).
-Сравним эпитеты первой и второй части. Что
чему противопоставлено? Как называется это
художественное средство? (Антитеза).
Учитель музыки:
- Звучание мазурки было внезапно прервано. Что
случилось?
Слушание фрагмента музыки – визгливая мелодия
флейты и барабанная дробь.
- Какое впечатление произвело на вас звучание
такой «музыки»? Какие чувства оно вызвало?
Закрепление нового материала.
- Чем отличается звучание этих мелодий – на
балу и после бала? (В музыке также идёт
противопоставление – контраст). - Как чувствует себя герой рассказа во второй
части?
- Какое впечатление произвела на него увиденная
им картина?
- Какой приём помогает автору воздействовать на
читателя? (Приём контраста).
- Помог ли контраст раскрыть замысел автора?
- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича
впоследствии?
- Достиг автор произведения своей цели? А мы с
вами?
Зачитываются фрагменты сочинений учащихся на
тему «Утро, изменившее жизнь».
Рефлексия.
- Что, ребята, вам дал сегодняшний урок?
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- Что произвело на вас большее впечатление? |