Пятница, 26.04.2024, 16:37                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого "После бала"
16.07.2012, 13:48

Цели:

  1. Помочь учащимся раскрыть писательский замысел и особенности рассказа;
  2. Познакомить с контрастом как литературным и музыкальным приёмом, позволяющим определить идею и тему произведения;
  3. Воспитание милосердия, гуманности, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия над личностью.

Оформление, оборудование, инвентарь:

Доска для записи опорных слов и выводов, иллюстрации к рассказу, тетради по литературе, текст рассказа, магнитофон, проигрыватель, музыкальные записи.

Ход урока

Актуализация первичного опыта учащихся.

Звучит полонез.

На фоне музыки учитель литературы:

- Сегодня у нас необычный урок – интегрированный. Мы проведём его вместе с учителем музыки.

- Вы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «После бала».

- Что такое рассказ?

- Понравился вам этот рассказ? О чём он?

- Какова тема рассказа? А идея?

- Что потрясло вас в рассказе и заставило задуматься, переживать?

- Как автору удалось достичь этого? Какими художественными средствами?

Ответы детей: эпитеты, прием контраста, синтаксические средства.

Изучение нового материала.

Ситуация выбора в процессе выполнения самостоятельной работы.

Задания (выполняются на доске):

- Из первой части рассказа выписать эпитеты, изображающие бал у губернаторского предводителя (два человека).

- Из второй части рассказа выписать эпитеты, помогающие изобразить сцену наказания солдата (два человека).

Целеполагание:

- Какое из названных средств позволяет ярче раскрыть идею рассказа?

- Как мы сформулируем тему урока?

Запись темы на доске.

- Значит, над чем мы сегодня будем работать?

Ответы детей. Добавления учителя, конкретизация.

Учитель литературы:

- Что необычного вы заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся повествование?

(Повествование ведётся от лица рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит из двух частей: описание бала и то, что произошло после бала.)

- Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIX века?

Звучит вальс.

На фоне мелодии учитель музыки:

- В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времен, так и от современной.

В жизни русского столичного дворянина XVIII-начала XIX в.в. время разделялось на две половины: пребывание дома было посвящено семейным и хозяйственным заботам – здесь дворянин выступал как частное лицо; другую половину занимала служба – военная или статская, в которой дворянин выступал как верноподданный, служа государю и государству. Противопоставление этих двух форм поведения снималось в венчающем день «собрании» на балу или званом вечере. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском собрании, человек своего сословия среди своих.

Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы, которые служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы.

Бал начинался польским (полонезом). Звучание этого танца вы услышали сегодня в начале урока. Каков характер музыки полонеза?

Ответы детей: торжественный, спокойный, неторопливый, величавый танец-шествие.

- Второй бальный танец – вальс. Своё происхождение он ведёт от неторопливого и плавного крестьянского танца лендлера. Он был распространён в Австрии, Германии, Чехии. В XIX веке вальс стал популярным по всей Европе. По своему настроению вальс…

Ответы детей: напевный, плавный, лиричный.

- Да, ему свойственны мелодическая напевность, плавность движения, искренность и непосредственность в передаче чувств, а также простота выразительных средств, что сделало его по сравнению с другими танцевальными жанрами особенно популярным.

Звучание вальса.

Учитель литературы:

- Обратимся к тексту рассказа.

Читается описание бала.

- Какой танец описан автором более подробно?

- Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка звучит в ушах рассказчика и после бала.

Учитель музыки:

- Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию. Мазурка – народный танец, но в XIX веке вошла в бальные залы многих европейских стран. Удаль, блеск и грация отличают мазурку. Она танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим «соль» танца. И солист, и распорядитель мазурки должны были проявить изобретательность и способность импровизировать:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам…

- Какое настроение у присутствующих в зале и у читателя создаёт мелодия мазурки? Какие чувства вызывает?

Ответы детей.

Учитель литературы:

- Какие художественные средства использует автор, изображая бал?

Подготовившиеся учащиеся зачитывают эпитеты из первой части.

- Почему рассказчик в таких ярких красках описывает бал? Чем объяснить, что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает «с восторженным умилением»? Найдите подтверждение в тексте.

- Описание бала занимает большую часть рассказа. А почему он назван «После бала»? Обратимся к тексту.

- Что изменилось? Почему? Что помогает прочувствовать состояние героя? (Описание пейзажа – ученики зачитывают отрывок из текста).

- Какие эпитеты использует автор во второй части рассказа?

Подготовившиеся учащиеся зачитывают эпитеты из второй части рассказа.

- Какой приём использует автор, для того, чтобы воздействовать на читателя? (Приём контраста).

-Сравним эпитеты первой и второй части. Что чему противопоставлено? Как называется это художественное средство? (Антитеза).

Учитель музыки:

- Звучание мазурки было внезапно прервано. Что случилось?

Слушание фрагмента музыки – визгливая мелодия флейты и барабанная дробь.

- Какое впечатление произвело на вас звучание такой «музыки»? Какие чувства оно вызвало?

Закрепление нового материала.

- Чем отличается звучание этих мелодий – на балу и после бала? (В музыке также идёт противопоставление – контраст).

Учитель литературы:

- Как чувствует себя герой рассказа во второй части?

- Какое впечатление произвела на него увиденная им картина?

Выводы по уроку.

- Какой приём помогает автору воздействовать на читателя? (Приём контраста).

- Помог ли контраст раскрыть замысел автора?

- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича впоследствии?

- Достиг автор произведения своей цели? А мы с вами?

Зачитываются фрагменты сочинений учащихся на тему «Утро, изменившее жизнь».

Рефлексия.

- Что, ребята, вам дал сегодняшний урок?

- Как вы себя чувствовали на уроке?

- Что произвело на вас большее впечатление?

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русскоой лит, конспект урока русской литературы, методические наработки учителя лите
Просмотров: 2237 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru