Воскресенье, 02.10.2022, 23:16                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА



ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Конспект урока "Жизненный и творческий путь Сергея Есенина"
14.10.2013, 13:37

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с биографией поэта, показать его сложную, противоречивую натуру.
  • Поговорить об основных особенностях литературного процесса XX века, сложных и противоречивых взаимоотношениях ПОЭТА и ВЛАСТИ
  • Воспитывать у учащихся чувство любви к поэту и историческому прошлому страны.

Тип урока: урок-лекция, урок-презентация.

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, рабочая тетрадь.

Схема урока:

  • Слово учителя и учащихся (опережающее задание)
  • Работа в тетради (учащиеся самостоятельно составляют органайзер – по материалу презентации).
  • Индивидуальная работа учащихся (выразительное чтение).
  • Мини-сочинение на тему: "Сергей Есенин – последний поэт деревни...”

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией поэта, с творчеством которого вы уже знакомы. Мы поговорим о его сложной и противоречивой натуре, о его неординарном отношении с властью...

Послушайте песню, написанную на его стихи, в исполнении Николая Сличенко ("Письмо матери”), назовите имя поэта.

3 РАБОТА В ТЕТРАДИ

"Поэт бревенчатой избы”
Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925)

Хочу я быть певцом
И гражданином,
Чтоб каждому,
Как гордость и пример,
Быть настоящим,
А не сводным сыном...

ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ (А)
     

Вспоминаем, что знаем о поэте и заполняем 1-ю колонку таблички.

Что хотите знать об этом поэте и человеке? Заполняем 2-ю колонку, нацеливаю на дальнейшую работу.

3-ю колонку заполняют самостоятельно, прослушав материал презентации на уроке (выступления учащихся), составляют органайзер и делают пометки в таблице. Эту часть таблички можно заполнить и дома, переосмыслив то, что услышали и увидели на уроке.

РАБОТА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ Ребята! Вы внимательно слушаете выступление своих одноклассников, смотрите презентацию и составляете органайзер в тетради.

Родители С.А. Есенина

Родился 21 сентября 1895г в крестьянской семье, в селе Константинове Рязанской губернии.

Отец – Александр Никитич

Мать – Татьяна Федоровна

Дом Никиты Осиповича Есенина, деда поэта, в котором родился поэт.

Интерьер избы Есениных.

Федор Исаевич Титов – дед поэта и односельчане

Дед был человек с размахом, любил повеселиться.

Бабушка – человек тихий, кроткий, добрая и ласковая.

"Я рос, дыша атмосферой народной поэзии. Бабка, которая меня очень любила и баловала, собирала в доме нищих и калек, которые распевали духовные песни. Дед также не отставал от них.”

"Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку Они же научили меня плавать и читать. Чтение стало одним из моих самых любимых занятий”.

Константиновское земское училище и Лидия Ивановна Власова

В сентябре 1904 г. Есенин поступил в Константиновское земское училище, которое размещалось напротив дома поэта.

"Сергей уже тогда выделялся среди нас. Учителя и мы, ученики, любили его за прямоту и веселый нрав, он был первый заводила, бедовый и драчливый, как петух... Одарен он был ясным умом. Отвечал на уроках бойко, особенно когда читал стихи Некрасова, Кольцова”.

" Учителя его любили, хотя частенько наказывали и ставили в угол. Учился он отлично, но за баловство он был оставлен на второй год в третьем класссе”.

Иван Яковлевич Смирнов - Отец Иоанн – сельский священник, преподавал в школе уроки закона Божьего, был добр и жил открыто, помогал обиженным.

Очень много читал, имел библиотеку, в которой маленький Сережа был частым гостем.

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

Сергей Есенин с сестрами Катей (слева) и Шурой(справа) 1912г.

Спас-Клепиковская второклассная учительская школа (1909-1912)

Евгений Михайлович Хитров – учитель словесности - Вспоминал: "Знания его были шире положенной программы. Он много читал. Не было такого жадного Слушателя у меня, как Есенин. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово. У него у первого заблестят глаза, появятся слезы в печальных местах, первый расхохочется при смешном.” Он обладал хорошей памятью, знал прочитанные в детстве произведения наизусть, учился хорошо, но был страшный озорник.

Стихи он начал писать рано - подражание сказкам. В школе он начинает сознательно относиться к поэзии, свои стихи показывает товарищам...

"Звездочки ясные, звезды высокие”

написал по просьбе учителя две тетради по 5 стихов...

"Больные думы” 1912г. - 16 стихов, герой которых одинокий поэт.

Когда в мае 1912 г Есенин окончил школу, вопрос о выборе профессии не стоял: Он ясно осознал свое творческое призвание - поэзия

Свидетельство, выданное С.А. Есенину по окончании спас-клепиковской второклассной учительской школы в 1912 г.

В Москву... (ему 17 лет. Все впереди...)

Строченовский переулок, дом 24, квартира11. Типография Сытина.

Общение с рабочими и работа в типографии, где печатались книги писателей-классиков, современных отечественных и зарубежных писателей, сыграла большую роль в становлении поэта. ... Есенин считывал тома собраний сочинений В.Гюго, Г.Сенкевича, по рукописям сверял произведения Л. Н. Толстого, К. Бальмонта и других...

Это было тревожное время... после событий 1912 г. развернулось стачечное движение, в котором участвовали и рабочие типографии Сытина. Юный поэт вел агитацию среди рабочих и распространял нелегальную литературу. "За мной следят, у меня был обыск на квартире... Приходится молчать...” (Из письма.)

Анна Романовна Изряднова - гражданская жена С.А. Есенина, они познакомились в типографии Сытина – сын Юрий (расстрелян в1938 году).

Расстались, но остались друзьями (последняя встреча незадолго до смерти поэта).

Учеба в московском народном университете имени А.Л. Шанявского

С сентября 1913 – март 1915 г. слушал лекции по древней и новейшей философии, исто-рии Средних веков, отдельные курсы истории Франции, Германии, Англии, курсы русской истории XVIII-XIX в., а также истории западной и европейской литературы. Лекции по логике, психологии, теории права, политэкономии, этике и практикумы по литературе.

Гриша Панфилов – лучший друг детства в конце 1912 - весной 1913г.

"...Жизнь...Я не могу понять ее назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни. Он указал только, как жить, но чего этим можно достигнуть, никому не известно”.

ТВОРЧЕСТВО

1912г. посылает стихи на конкурс начинающих стихотворцев, среди награжденных его не оказалось;

В 1913г. Впервые читает свои стихи поэту И.А. Белоусову, который нашел у него "талант, талант истинный”.

Появляется желание опубликовать свои стихи, обращается к редактору печатающихся у Сытина журналов "Вокруг света” и "Мирок” В.А. Попову.

В январе 1914г. В первом номере детского журнала "Мирок” было опубликовано есенинское стихотворение "Береза”, подписанное псевдонимом "Аристон”.

Целиком и полностью отдается творчеству... Были написаны стихи, которые принесли ему славу в 1915г.

Осенью 1913 года появляется намерение поехать в Петроград, он пишет Панфилову: "Думаю, во что бы то ни стало удрать в Питер. Москва не есть двигатель литератур-ного развития, она пользуется всем новым из Петербурга”.

Весна 1915 г. он знаменит – автор книги "Радуница”, пишет "Я послал некоторые из них в Петербургские журналы и, не дожидаясь ответа, поехал туда сам”.

Петроград 9 марта 1915 г. Встретился с А.А. Блоком.

"Направляю к Вам талантливого крестьянского поэта - самородка”  (Городецкому С.М., Мурашеву М.П. – издательский работник).

" Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные”.

Есенин знакомится с Н.А.Клюевым, М.Горьким, А.Н.Толстым, В.В.Маяковским, О.Э. Мандельштамом.

О Есенине говорили как о чуде

Тогда, весной 1915г. С.А. Есенину удалось завоевать холодный и скептический Петроград (из 60-ти привезенных стихов в редакциях приняли 51).

Петроградский журнал "Голос жизни” апрель 1915г.

Служба в армии. Царское село.

Запасной батальон в Петрограде (апрель 1916 –середина марта1917)

Дважды выезжал к линии фронта (Крым, Киев); Юго-западный фронт; выступает на концертах для раненых; отпуск на родине в Константинове;

"Я снова здесь в семье родной...”

Задумывается о судьбе России, сближается с крестьянскими поэтами.

Царскосельский военно-санитарный поезд № 143.

Зинаида Николаевна Райх 1917г. Они познакомились в редакции Эсеровской газеты "Дело народа”, где она работала секретарем-машинисткой. (Ей 22 года, она весела и жизнерадостна). Путешествуя по Белому морю – обвенчались в Кирико-Иулиттовской церкви близ Вологды. Двое детей (Татьяна -1918 г, Константин -1920 г)

В 1920г. Семья распалась, поэт тяжело переживает этот разлад.

"Но ты детей по свету растерял
Свою жену легко отдал другому”
Режиссер В.Э. Мейерхольд

ИМАЖИНИЗМ – французское (image – образ) литературная группа (1919-1927), литературное творчество сводится к созданию образов, имеющих самостоятельное значение. Сам поэт стремился к созданию национального искусства, наиболее полно отражающего жизнь народа "У моих собратьев нет чувства Родины во всем широком смысле этого слова...”

Зарубежная поездка. Европа и Америка 1922 – 1923гг

Ощущение трагедии, которая происходила с Россией и душой народа, обманутого "суровым Октябрем”, мука собственного бессилия перед "роком событий”, личные неурядицы выплескивались в стихи.

3 октября 1921г. Они познакомились: Ему было 26 лет, а ей 45. Она – всемирно известная танцовщица, пережившая страшную утрату. Он великий русский поэт.

10 мая 1922 г. вылетели на самолете до Кенигсберга и 11 мая вечерним поездом прибыли в Берлин.

Они многое дали друг другу, хотя немало друг друга и мучили...

"За все, за все, за все тебя благодарю я... ”

Гостиница "Адлон”, где жил Есенин с 11 Мая 1922г. – 3 Августа 1923г.

Бельгия, Франция, Италия и Америка... пишет стихи, пытается их издать...

"Ужаснейшее царство мещанства”, где "В страшной моде господин доллар”, и судьба искусства в современном мире”.

После заграницы... 1924г

Поэт настойчиво обращал внимание на свое внутреннее "переустройство”. "После заграницы я смотрю на страну свою и события совсем по-другому...

Сейчас я отрицаю всякие школы. Это связывает поэта по рукам и ногам, только свободный художник может принести свободное слово”.

После возвращения из зарубежной поездки для Есенина наступило самое трудное время.

Организованная травля поэта: (с 1920 - 1925 г. заведено 13 уголовных дел), что подорвало здоровье.

В декабре 1923г. Он оказался в профилактории для нервнобольных, Февраль-март – лечение в Шереметьевской больнице (ныне институт имени Склифософского)

Новая любовь – Августа Миклашевская

С.А. Есенин с матерью – Татьяной Федоровной - 1925г.

"Болдинская осень” Есенина. Кавказ

С 3 сентября 1924-1925г. поэт живет в Тифлисе, Баку, Батуми, приезжая на короткое время в Москву, Ленинград и Константиново. "Работается и пишется мне дьявольски хорошо”, задается вопросом:

Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...

1 марта – Москва (меньше месяца) – Константиново. Знакомство с

В.И. Качаловым и К.С. Станиславским

27 марта – Баку, пишет стихи, которые П.И. Чагин систематически публикует в газете "Бакинский рабочий”. Сильная простуда задерживает Есенина на некоторое время.

28 мая поэт приезжает в Москву. Дважды был дома в деревне (свадьба брата и просто так) отпраздновал свадьбу с С.А. Толстой и 25 июля молодожены едут в Баку.

Последние месяцы жизни...

6 сентября Есенин вместе с Толстой – Есениной возвращаются в Москву.

Поэт готовит наборный экземпляр рукописи Собрания стихотворений для Госиздата. Договор на издание собрания сочинений в 3-х томах был подписан еще 30 июня 1925г.

Однажды в письме к Бениславской Сергей Есенин написал:

"Этого собрания я желаю до нервных вздрагиваний. Вдруг помрешь – сделают все не так, как надо”.

Несмотря ни на что он много и плодотворно работает.

Поэма "Черный человек” стала пророческой.

26 ноября он лег в клинику 1-го московского университета, 21 декабря ушел из нее, а 23 – едет в Ленинград...

Здесь, в городе, где к нему пришла слава поэт собирался начать новую жизнь... Он остановился в гостинице "Англетер”, известном всем петербуржцам отеле на Исаакиевской площади.

27 декабря Есенин написал:

"До свиданья, друг мой, до свиданья...”

***

***

***

Утром 28 декабря 1925 г. был найден мертвым в своем номере...

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выучить любое стихотворение...

М\СОЧИНЕНИЕ "Сергей Есенин – последний поэт деревни...”

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русскоой лит, конспект урока русской литературы, методические наработки учителя лите
Просмотров: 5050 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ



ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2022 Рейтинг@Mail.ru