Суббота, 23.11.2024, 16:42                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Конспект урока "Путь к Александру Блоку"
26.02.2013, 12:48
Цель урока: помочь учащимся познать Блока, поэта и человека, показать ,как факты биографии отразились в его поэзии, раскрыть художественные особенности первой книги поэта - "Стихи о прекрасной Даме"

Оборудование: музыкальное оформление, портреты А.Блока, М.Цветаевой, Д.Мережковского, А.Ахматовой, Б.Пастернака, В.Брюсова, литературная газета "О, я хочу безумно жить!"
 класс оформлен в виде литературной гостиной, на столе подсвечник со свечами, учащиеся разделены на группы: творческая группа, поэты, чтецы, исследователи

Эпиграфы к уроку:
Тебе, поэт в вечерней тишине
Мои мечты, волненья и тревоги

Он весь – дитя добра и света,
Он весь- свободы торжество

Метод проведения урока: встреча в литературной гостиной

Ход урока:

Слово учителя: 
Сегодня мы начинаем изучение творчества А.А. Блока.

Первый урок, первые впечатления, первые строчки его стихов- всё сегодня. Окунёмся в мир его поэзии, чтобы потом уже никогда не расставаться с его образами, с его мыслями, с его бессмертными творениями. Наш урок- встреча, дорога к поэту.

На фоне музыки читается стихотворение А.Блока "Шар раскалённый, золотой"

Учитель: 
Мы познакомимся сегодня с Блоком – поэтом и с Блоком –человеком. А находимся мы в литературной гостиной, в которой находится группа поэтов серебряного века, группа исследователей судьбы А.Блока, литературоведческая группа.(Они сидят за разными столами)
Итак, я зажигаю свечи. Пусть их пламя проложит незримую дорогу через годы, от наших горящих сердец к вечно пылающему сердцу А.Блока

Чтение стихотворения А.Блока "О, я хочу безумно жить!"
Выступление учащихся , представляющих поэтов серебряного века

М. Цветаева

"Зверю - берлога,
Страннику - дорога..."


Д.Мережковский
"Мы с вами – поэты, а поэт в России больше, чем поэт. Нам необходимо высоко нести своё особое предназначение. И сегодня мы хотим сказать слово о Вас, Александр Александрович. Для нас, ваших современников, вы непревзойдённый гений".

А.Ахматова
"Блок- трагический тенор эпохи, памятник начала века, плоть, почти ставшая духом".

Чтение стихотворения "Я пришла к поэту в гости"

Б.Пастернак
"Александр Александрович, вы провидец, вы увидели раньше всех и революцию, и «окаянные дни», именно вы сказали о том, что зловещ горизонт и внезапен".

Блок на небе видел разводы,
Ему предвещал небосклон...

В.Брюсов
"А.Блок- поэт дня , а не ночи, поэт красок, а не оттенков, полных звуков, а не криков, не молчания".

М. Цветаева "Имя твоё - птица в руке"

Учитель: 
Тебе, поэт, в вечерней тишине
Мои мечты, волненья и досуги
А. Блок - одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию века 20-го, соединив русскую классику и новое искусство.

Чтение стихотворения А.Блока

"Полный месяц встал над лугом
Неизменным дивным кругом",

Краткое знакомство с детством А.Блока. Выступление учащихся

Чтение стихотворения "Предчувствую Тебя. Года проходят мимо"

Выступление ученика, играющего роль А. Блока

Только влюблённый имеет право на звание человека. Я так считаю. Именно поэтому создал книгу стихов, раскрывающих переживания влюблённого, ожидающего встречи с любимой. Этот цикл вдохновлён Любовью Дмитриевной Менделеевой.
Я писал эти стихи, когда носил в себе великое пламя любви.

Выступление ученика, играющего роль В.Брюсова:

Я прочитал вашу книгу ,Александр Александрович, и предлагаю вам дать ей название "Стихи о прекрасной Даме"
Выступление ученика их исследовательской группы:

Впервые цикл "Стихов о прекрасной Даме" был опубликован в "Северных цветах" в 1903г, т.е. в год женитьбы Блока на Менделеевой. Блок замечал, обращаясь к редактору журнала В.Брюсову: "Посылаю Вам стихи о прекрасной Даме. Заглавие ко всему отделу моих стихов я бы хотел поместить такое: "О вечноженственном". В сущности это и есть тема всех стихов"

Выступление ученика, играющего роль Блока:
Лучшими остаются "Стихи о прекрасной Даме". Время не должно тронуть их.

Ученик- исследователь:
Время и не тронуло их. В истории мировой поэзии цикл «Стихов о прекрасной Даме» Блока находится в ряду бессмертных лирических созданий Петрарки, Данте, Шекспира

Выступление ученицы, играющей роль М.Цветаевой:
Александр Александрович, вы поэт и философ, вы верите в существование Души мира, вечной женственности, призванной спасти человечество от всех зол.

А Блок:
Да , я считаю, что земная любовь имеет высокий смысл как форма проявления вечной женственности.

Д. Мережковский:
В вашей книге любовь принимает характер возвышенного случая, молитв, возносимых не простой женщине, а Владычице вселенной. Любовь в ваших стихах рисуется как образ служения чему-то высшему. Стихи переполняют смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения.

Чтение стихотворения "Вхожу я в тёмные храмы"

Слово предоставляется исследователям творчества А.Блока

- Каковы особенности этого стихотворения?

В стихотворении использована торжественная лексика (обряд, мерцание. образ).Стихотворение проникнуто нежностью, любовью. Лирический герой терпеливо ожидает прихода Прекрасной Дамы. В образе Прекрасной Дамы есть что-то неуловимое и в то же время сохраняется живое. Женское,- она милая .Земное и небесное в этом переплетается.

Учитель:
Когда Любовь Дмитриевна стала невестой Блока, он писал ей: "Если мир когда- нибудь удастся совершить и на чём-нибудь запечатлеть, остановить мимолётный след кометы, всё будет твоё, от тебя и тебе". И дальше : "Я думаю о тебе - думаю сквозь всю мою жизнь"

Ученик- исследователь:
"Стихи о Прекрасной Даме" поставили Блока в круг великих русских поэтов. Имя Блока приобретает известность. Он общается с символистами младшего и старшего поколений.

В автобиографии Блок вспоминает: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета.. Здесь, в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьёва.

Чтение стихов А.Блока:
"Ветер принёс издалека" и "Я жду призыва"

Учитель:
Исследователь лирики А.Блока А.П.Авраменко отмечал, что в "Стихах о Прекрасной Даме" варьируется мотив далёкой песни и звуков, доносящихся с того берега.

Чтение стихотворения А.Блока "Отзвуки, песня далёкая"

Д Мережковский
Мне кажется, что Ваш лирический герой убеждён, что великое счастье может быть где-то вдали, может быть вообще не на земле. А истинную, райскую встречу, на страшном, на последнем пире, для неё готовит Бог. Почему же у вас она, Прекрасная Дама, то как будто приближается, становится близкой и понятной, а то вдруг улетает в небесные дали?

Ученик- исследователь:
Огромным счастьем для Блока является сложная, возвышенная работа души, то ,что называется «внутреннее делание самого себя». Влюблённая душа как будто вступила в краткий , тревожный миг жизни, когда у человека словно появились крылья. Поэт не случайно в 1809 г. после мучительного разрыва с Менделеевой умолял судьбу повторить в нём эти божественные состояния.

Чтение стихов А.Блока:

"Мы были близки"
"Не призывай"
"Скрипка"

Учитель:
Любовь у Блока рисуется как обряд служения чему-то высшему. Стихи переполняют смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения.
В стихах Блока можно выделить три плана лирической героини: в космическом плане- Душа Мира, в религиозном плане- Царица Небесная, В повседневном плана- Возлюбленная, в которой угадываются черты Л.Менделеевой.

Чтение стихов Блока:
"Ветер принёс издалека"
"Одинокий к тебе прихожу"
"Я жду призыва, жду ответа"

Учитель:
А сейчас я задую свечу и прерву разговор, этот мостик между прошлым и настоящим.
Да, ушли в прошлое годы ,когда творил и поэты Серебряного века, но не ушли их творения, в том числе и стихи А.Блока. Они продолжают звучать в наших сердцах, вызывая у нас самые прекрасные чувства.

Домашнее задание:

  1. Прочитать в учебнике стр.172-182
  2. Подготовить сообщение о цикле "Стихи о Прекрасной Даме"
  3. Индивидуальные задания. Анализ стихотворений: "Незнакомка", "О доблестях, о подвигах, о славе"
  4. Выучить одно из стихотворений А.Блока по выбору
Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русской лит, методические наработки учителя лите, конспект урока русской литературы
Просмотров: 3258 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru