Суббота, 23.11.2024, 16:01                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Конспект урока "Поэтический мир Ивана Бунина"
28.05.2013, 12:32

В 11-м классе обогащается представление о лирике И.А. Бунина, развивается понимание образа лирического героя, обобщаются и систематизируются знания об основных темах и образах поэтического мира поэта.

Поэтический мир Бунина

Практическое занятие по изучению лирики И.А. Бунина в 11-м классе

К изучению данной темы учащиеся получают домашнее задание по вариантам.

На основе анализа стихотворения Бунина выделите наиболее существенные, устойчивые приметы "бунинского” пейзажа. Обратите внимание на:

— предметные реалии пейзажной картины, рисуемой поэтом;

— приёмы "озвучивания” пейзажа;

— используемые поэтом цвета, игру света и тени;

— особенности лексики (словоотбор, тропы);

— любимые образы его поэзии (образы неба, ветра, степи);

— молитвы одиночества лирического героя в "бунинском” пейзаже.

Урок начинается с чтения учащимися любимых стихотворений И.А. Бунина, затем вступительное слово учителя.

Поэзия И.А. Бунина — поистине "высокий трепет приобщенья к духовной жизни, к красоте”. Создания истинного таланта не стареют. Лирика Бунина заставляет трепетать лучшие струны сердца. Какой образ возникает перед глазами, когда задумываешься о его поэзии?

Бескрайний степной пейзаж... Расписной терем русского леса... Сад, зашумевший от внезапного ливня... Забытый фонтан в кружении золотых листьев... И цветы, и шмели, и трава, и колосья...

А.Блок писал о Бунине: "Цельность и простота стихов и мировоззрения Бунина настолько ценны и единственны в своём роде, что мы должны с его первой книги признать его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии... Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет”.

Особую реальность, особый прекрасный мир представляет собой поэзия Бунина. Если пристально вчитываться в стихи поэта, они могут на всю жизнь остаться в душе, сделать её более восприимчивой к великой радости жизни.

"Поэзия живёт долго, — говорил Бунин, — и чем дальше, тем сильнее”.

Его поэзия — мёд, накопленный в незримых сотах души, — становится всё слаще, целительней.

После этого лаконичного вступления ребята начинают делиться своими наблюдениями о поэтическом мире Ивана Алексеевича Бунина.

Первое — об основных темах лирики поэта.

Несомненно, это красота, прекрасное и в природе, и в душе лирического героя, их гармония, слияние.

Я покоряюсь в этот час
Ночному кроткому покою...

* * *

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного...

* * *

В поле тепло и дремотно,
А в сердце счастливая лень...

Природа — неотъемлемая часть всех стихотворений Бунина; так же, как и в жизни, она окружает нас, радует красотой, врачует от боли, спасает от одиночества, учит мудрости. Шедевры пейзажных зарисовок в стихотворениях поэта «Догорел апрельский светлый вечер...», «Октябрьский рассвет», «Светлеет с каждым днём...», «В степи», в поэме «Листопад».

Расскажите о лирическом герое поэзии Бунина.

В чудном храме природы лирический герой чаще всего одинок.

Листья падают в саду,
Пара кружится за парой...
Одиноко я бреду
По листве в аллее старой...
(«Листья падают в саду»)

Я один, а вокруг темнота и поля,
И ни звука в просторе их нет...
(«Косогор»)

Иду один тропинкою лесною,
И в синеве вечерней надо мною
Слезою светлой искрится звезда...
(«Гроза прошла...»)

Мотив одиночества в лирике Бунина уходит корнями в ощущения детства, юности. Вспомните биографию поэта, докажите эту мысль.

Да, детство провёл в глуши, в степи и гимназию не окончил... Бунин вспоминал: "Я рос без сверстников, в юности их тоже не имел... Все в эту пору чему-нибудь где-нибудь учатся, и там, каждый в своей среде, встречаются, сходятся, а я нигде не учился, никакой среды не знал”.

Собеседником, другом с детства у поэта была природа. И лирический герой его произведений внимателен к окружающему миру, тонко чувствует природу, сопереживает ей. То он в янтарном окружении "озябшего” сада, то в берёзовом лесу, "где распевают птицы”, то в "сладостном бору”, то "дремлет над Днепром у широкого плёса”, но чаще всего — "среди степи, простора и небес”.

Здесь грустно. Ждём мы сумрачной поры,
Когда в степи седой туман ночует,
Когда во мгле рассвет едва белеет
И лишь бугры чернеют сквозь туман.
Но я люблю, кочующие птицы,
Родные степи. Бедные селенья —
Моя отчизна.
(«В степи»)

Что значит образ степи в поэзии Бунина?

Это его родина, отчизна, это символ русского простора, наверное, широты русской души...

А может быть, свободы от всего мелочного, суетного...

Степь и небо...

Один из главных образов поэзии Бунина — небо. Лёгкое, бледное, смутное, струящееся, ясное, высокое, дивное; о нём весело думать, на него не налюбоваться.

В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако.
Давно слежу за ним...
(«Вечер»)

Впереди большак, подвода,
Старый пёс у колеса, —
Впереди опять свобода,
Степь, простор и небеса.
(«Цыганка»)

Небо — это радость ("...только небо — только радость я целый век в душе носил”).

Небо — это душа людская в её самые высокие, лучшие минуты («Летняя ночь»).

Прекрасна ты, душа людская! Небу,
Бездонному, спокойному, ночному,
Мерцанью звёзд подобна ты порой.

Степь, небо, тишина...

С образами неба, степи тесно связан образ тишины.

Как вы думаете, почему Бунина так привлекают тишина, безмолвие, глушь?

Шум, суета мешают думать, размышлять... Они отвлекают от главного — от духовной жизни... Вспоминать тоже лучше в тишине...

И в тишине услышишь то, что заглушил бы шум:
Далеко-далеко в тишине
Колокольчик поёт, замирая...
.......................................................
На гумнах и в саду по-зимнему покой
Царит в затишье дедовских строений...

(«Свежеют с каждым днём...»)

Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лёг,
Спят грачи, далёкий шум потока
В темноте таинственно заглох.

Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозём,
И струится чище над полями
Звёздный свет в молчании ночном.
(«Догорел апрельский зимний вечер...»)

В тишине деревенских ночей
И в молчанье осенней полночи
Вспомни песни, что пел соловей,
Вспомни летние ночи...
(«Осыпаются астры в садах...»)

Итак, в тишине мы слышим каплю дождевую и журавлиную стаю, переливы соловья и шум ветра.

Тишина и ветер

Противопоставлены ли они в поэзии Бунина?

Скорее всего, нет. В тишине, в безмолвии, даже когда ни звука, Бунин всегда прислушивается к ветру, слушает, как он поёт, гудит, шепчет, и даже зовёт его, будит:

Эй, проснись, ветер! Подыми пургу,
Задымись метелью, белою в снегу,
Загуди позёмкой, закружись в степи,
Крикни вместо песни: "Постыдись, не спи!”

* * *

А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж, и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сёл и деревень.

И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным
Гудит-поёт в стволы ружья.
(«Не видно птиц...»)

Отчего ж душа болит?
Кто грустит, меня жалея?
Ветер стонет и пылит
По берёзовой аллее...
(«Отчего ж душа болит...»)

Ветер вдаль меня влечёт,
Звонко песнь мою разносит,
Сердце страстно жизни ждёт,
Счастья просит.
(«Листья падают в саду...»)

Что символизирует образ ветра в поэзии Бунина?

Это символ волнующейся, бьющейся, неугомонной философской мысли...

Может быть, это мятежность его чувств?

Неуспокоенность его одинокой души или недремлющей совести?

Всю жизнь Бунин углублял и утончал в себе чувство органической причастности к миру природы, понимаемому в широком, вселенском или, как ныне чаще говорят, космическом смысле. Он был убеждён: "Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной судьбы”. Его лирический календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой под открытым небом.

У каждого времени года — своя палитра

Весна — "в дурмане голубом”, "в зелёных травах”, "в белом яблоневом цветении”, в лилово-синем море чернозёма...

Летом — "все поле золотое, зной и сухость солнечного света”, "лазурь полуденного зноя”, "повсюду блеск, повсюду яркий свет”, лес "весёлым блеском напоён”, "шафранный свет над полем реет”, "ливни золотые”.

Осенью — "лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный”, "бирюзой сияет небо, а в саду красным пламенем настурции горят”.

Зимой — "леса в жемчужном инее”, "глубокие пушистые снега”, "свет серебристо-голубой, как в сказке льётся над тобой на снег морозный с небосклона”, "и фосфором дымится снег”, "мерцает нежно”.

Палитра Бунина-художника богата, ярка, светозарна, щедра. Во всём многообразии цветовой гаммы Бунина выделяется сияние золота и лазури, всех их оттенков и переливов.

Меж золотыми листьями берёз
Сияет наше ласковое небо...
А вдалеке, на жнивьях золотых
Стоит туман, прозрачный и лазурный.

Но не всегда поэт так расточителен, бывает и скуп, и бережен — ограничивается двумя-тремя красками, рисует чёрно-белые гравюры. Он очень любит контрастное сочетание тёмного, сумрачного, чёрного и светлого, серебристого, белого, туманного, звёздного сияния:

И в чёрных пашнях снег белеет...
Ночное небо низко и черно —
Лишь в глубине, где Млечный Путь белеет,
Сквозит его таинственное дно,
И холодом созвездий пламенеет...
(«Морозное дыхание»)

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли.
(«Ночь»)

Благородны переливы мрака и света в поэтическом мире Бунина, но всё-таки вся его поэзия распахнута на солнечный, лунный, звёздный блеск. Свечение, сверкание, мерцание, свет, огонь, сполохи...

На чёрной бархатной ткани поэзии Бунина, расцвеченной алмазным блеском березняка, изумрудами морской волны, где "вдали — и жемчуг, и опалы по золотистым яхонтам текут...”, с любовью вышиты "и цветы, и шмели, и трава, и колосья”, "яблони в белых кудрявых цветах”, "и луна в облаках”, "и туманно-яркие звёзды”.

На ней "горит, дрожит и блещет хвост павлина стоцветными алмазами!” — это чудная метафора о заре.

Назовите ещё метафоры из выписанных дома.

На берёзах — серые серёжки
И ветвей плакучих кружева.
(«Из окна...»)

Раскрыт балкон, сожжён цветник морозом,
Опустошён поблекший сад дождями.
(«Голуби»)

На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели...
(«На окне»)

Интересны у Бунина и олицетворения:

А потом на золотом престоле
На востоке тихо засиял
Новый день...
(«В поздний час мы были...»)

И, как ребёнок после сна,
Дрожит звезда в огне денницы,
А ветер дует ей в ресницы,
Чтоб не закрыла их она
.
(«Зелёный цвет»)

Прочитайте поразившие вас олицетворения и сравнения из стихотворений И.А. Бунина.

Как ты таинственна, гроза!
Как я люблю твоё молчанье,
Твоё внезапное блистанье, —
Твои безумные глаза.
(«Полями пахнет...»)

Шатается в сухом бурьяне ветер
И что-то шепчет, словно в забытьи.
(«Бродяги»)

И ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм,
Где мрачный хор поёт...
(«Сумерки»)

Усталый вихрь шипящею змеёю
Скользит и жжёт своим сухим огнём.
(«Морозное дыхание»)

Мне кажется, луна оцепенеет:
Она как будто выросла со дна
И допотопной лилией краснеет.
(«Багряная печальная луна...»)

"Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне”, — писал Бунин. Расскажите, что вы ещё видите, слышите, чувствуете, какие ароматы вдыхаете, читая стихотворения поэта?

(Проверка домашнего задания.)

Вывод. Читая стихотворения И.А. Бунина, мы вдыхаем "осинников поблекший аромат”, "сладкий запах ржей”, чувствуем "лугов прохладное дыханье”, "грибную сырость в оврагах”, "благоуханье сада”, "сена душистую истому”... Мы радуемся встрече с пугливой стаей голубей, "сверкающих снежной белизной”, с могучим тонконогим оленем, с собакой "с золотистыми глазами”...

В мире его поэзии "соловьи всю ночь поют”, и "журавли друг друга окликают”, "с зари кукушка за рекою кукует звучно вдалеке”, "в степи туманной кричат орлы”, "качаются с криками чайки”, "беспечно иволги болтают”...

А ещё мы непременно услышим, читая его стихотворения, "гул молотилки на гумне”, "стук валька и топора, шум мельницы”, "скрип сошника в весенней борозде”...

Счастье, по Бунину, — это полное слияние с природой, это мирный труд на родной щедрой земле. Себя он относил к числу счастливых, ведь "счастье только знающим дано”.

Поэзия Бунина учит видеть, слышать, понимать, любить мир, жизнь, родную землю, её красоту — и быть счастливым. Его поэзия — "родник, живой и звонкий”, "живая вода”...

Поэтический мир Бунина в стихотворении «Забытый фонтан»

Читаем стихотворение «Забытый фонтан».

Рассыпался чертог из янтаря, —
Из края в край сквозит аллея к дому.
Холодное дыханье сентября
Разносит ветер по саду пустому.

Он заметает листьями фонтан,
Взвевает их, внезапно налетая,
И, точно птиц испуганная стая,
Кружат они среди пустых полян.

Порой к фонтану девушка приходит,
Влача по листьям спущенную шаль,
И подолгу очей с него не сводит.

В её лице — застывшая печаль,
По целым дням она, как призрак, бродит,
А дни бегут... Им никого не жаль.
(1902)

Ваше первое впечатление от сонета Ивана Алексеевича Бунина?

— Восхищение.

— Поразили чудо зарисовки, красота картины.

— А я почувствовал глубину трагедии...

— Уловила музыкальность, напевность. У меня ощущение гармонии.

— Красота, звенящая, сказочная, охватывает нас с первых строк стихотворения: "Рассыпался чертог из янтаря...” При слове "чертог” воображаешь пышное, великолепное здание, дворец. Мы привыкли к словосочетанию "царский чертог”, а здесь — янтарный. Это не только чудеснее, но и роднее, ближе, потому что это милый осенний лес, сад, где бродит девушка, где любим бродить и мы.

Очень красиво, но отчего возникает лёгкая грусть?

— Чертог рассыпался, и властвует "холодное дыханье сентября” в пустом саду.

— Красота под ногами. И аллея уже не ласково-уютная, а "сквозит” — ветер.

— И ещё грусть от пустого, притихшего фонтана, который заметает листьями ветер. Ведь фонтан летом — это хрустальные брызги, радугой переливающиеся на солнце. Он манил к себе, дарил радость, веселье, наслаждение. Это несоответствие осеннего унылого фонтана с летним воспоминанием о нём также вызывает лёгкую грусть.

Кроме девушки героем этого стихотворения являются ещё ветер и время. Расскажите о них.

— Ветер и печальный, и игривый, заботливый и хлопотливый, и даже добрый. Он как будто понимает нашу грусть, и вот перед нами янтарные брызги из листьев, которые он взвевает, "внезапно налетая”. Но это длится только одно мгновение, и, "точно птиц испуганная стая”, покидают они забытый фонтан.

— А время равнодушное и даже суровое и безжалостное.

Как меняется настроение при чтении сонета? Почему?

— Лёгкая грусть, навеянная осенью, переходит в горькую, жгучую печаль, когда "к фонтану девушка приходит”.

— Она похожа на призрак, тень: её покинуло веселье, счастье, только застывшая память о любви, память, в которой сохранилось что-то дорогое, связанное с этим фонтаном — "И подолгу очей с него не сводит”.

Какие возникают у вас ассоциации?

— Забытый фонтан — забытая любовь.

— "Холодное дыханье сентября” и леденящий холод в душе одинокой, наверное, покинутой влюблённой...

— Чертог из янтаря рассыпался — счастье девушки ушло.

Какая выразительная деталь помогает нам понять безмерность страдания лирической героини?

— "...Влача по листьям спущенную шаль...” — боль и страдание в её душе так велики, что они сковали её, она не замечает холода, а может, у неё нет даже сил накинуть упавшую шаль на плечи...

Да, рана её так глубока, что время не властно над ней. Время, которое, по поговорке, лучший лекарь, здесь — безжалостно: "А дни бегут... Им никого не жаль”.

Подводим итог. Мотив безжалостно-трагического времени, мира, в котором живёт человек, вплетён в чудно-сказочную картину природы. Красота сада, даже пустого, сквозящей аллеи, фонтана с янтарными брызгами осенних листьев, как золотая оправа, обрамляющая драгоценнейшее чувство — любовь и её вечную спутницу — разлуку.

Дидактический материал к урокам по изучению лирики И.А. Бунина в 11-м классе

Вопросы и задания

1. Сгруппируйте стихотворения Бунина по тематическому принципу. Какие стихотворения вы бы отнесли одновременно к двум или нескольким группам? Почему?

«Слово», «Вечер», «Настанет день, исчезну я...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...», «Детство», «В дачном кресле, ночью, на балконе», «Родине», «Сказка», «Помню — долгий зимний вечер...», «На окне, серебряном от инея...», «Забытый фонтан», «Собака», «Ещё холоден и сыр...», «Густой зелёный ельник у дороги...», «Листопад».

2. Назовите несколько исторических фигур, которые упоминаются в лирических произведениях Бунина.

3. Приведённые ниже цитаты — вторые строчки из стихотворений Бунина. Вспомните первую строчку каждого произведения и его название.

...Лиловый, золотой, багряный...

...Ты смотришь золотистыми глазами...

...Шли вдоль пустынных берегов...

...Дышать сухим смолистым ароматом...

...А счастье всюду. Может быть, оно...

4. Отредактируйте приведённые ниже строки из произведения Бунина, исключив лишние ("небунинские”) определения. Обоснуйте основные принципы вашей редакторской работы. Вспомните названия этих произведений.

а) Долгий зимний вечер, тихий шёпот леса и полдневный летний зной, золотые волны ржи, грязные улицы, лавки, мосты, невнятный шум берёз, светозарный полдень, с какой-то тоской безотрадной, смола, прозрачнее стекла, весь лес был... весёлым блеском напоён.

б) Тёплый солнечный апрель, тёмно-синие леса, изумрудные ледники, зеленоватые небеса, прелесть этих чистых красок, с клеймом нелюдимой, мертвящей зимы.

5. Дайте историко-культурный комментарий следующих строчек из стихотворений Бунина:

а) ...И в туман уходит плащаницей млечной
Под звёздной сетью океан.
б) И Улисс говорит: "О, Цирцея!
Всё прекрасно в тебе...”
в) Помпея! Сколько раз я проходил
По этим переулкам!

6. В левом столбике приведены названия стихотворных произведений И.А. Бунина, в правом — жанров. Соотнесите название произведения и его жанр.

«Забытый фонтан» поэма
«Белый олень» сонет
«Листопад» баллада
«У птицы есть гнездо...» элегия

7. Бунин-поэт многократно изображал змей: «Змея» (1906), «Раскрылось небо голубое...» (1901), «Змея» (1917), «Колибри» (1907), «У шалаша» (1903). С каким событием в жизни поэта связано появление образа змеи в его произведениях? Как это связано с завещанием поэта, по свидетельству его жены?

8. По рифмам из начальной строфы угадайте стихотворения Бунина. Можно ли утверждать, что рифма задаёт смысловой вектор стихотворения?

а) в безграничном море–в степном просторе;

б) в бору–поутру;

в) пароход–небосвод;

г) на балконе — спокоен.

9. В приведённых цитатах вставьте на место пропущенного определения или сравнения нужное, выбрав его из приведённых в скобках. По каким приметам вы находите бунинский вариант?

а) В дачном кресле, ночью, на балконе...
Океана _______________ шум...

(колыбельный, зловещий, отдалённый).
б) Веет юной радостью с полей.
Льётся, как ______ пенье,
Звон костёла, славя воскресенье...

(тоскующее, серебряное, заунывное)

10. Представьте, что вам нужно написать словарные статьи «Ветер», «Небо», «Блеск», «Тишина» для «Словаря языка Бунина». Каково значение этих слов в поэтическом словаре Бунина? Каково содержание каждого понятия в разных контекстах?

11. Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом для создания образа:

а) Вот будет ли такая
Молодая старость у других!
б) Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчёл и ос, от солнца золотых.

в) «Старая яблоня». "Вся в снегу, кудрявом, благовонном”.

г) Незримо по лесам поёт и бродит осень.

— звукопись

— оксюморон

— эпитеты

— олицетворение

— метафора

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русскоой лит, конспект урока русской литературы, методические наработки учителя лите
Просмотров: 9705 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru