Воскресенье, 02.10.2022, 21:55                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА



ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Художественные образы в лирических миниатюрах А.И. Солженицына из цикла "Крохотки"
26.06.2014, 09:57

Эпиграф к уроку:
"Вселенная имеет столько центров, сколько в ней живых существ”
А.Солженицын

Цель: показать взаимосвязь художественных образов в литературе и изобразительном искусстве на примере рассказов А.И. Солженицына из цикла "Крохотки”.

Развивающий аспект цели – развитие речи, познавательных и творческих способностей, ассоциативно-образного мышления, расширение кругозора.

Образовательный аспект цели – формирование навыков анализа литературного произведения, умения передавать изобразительными средствами художественные образы по прочитанным произведениям.

Воспитательный аспект цели – воспитание духовности, нравственности, чувства сопереживания, интереса к истории родной земли, любви к Родине.

Задачи:

  • научить учащихся интегрировать вербальный и живописный образ;
  • сопоставить произведения и специфические средства создания художественных образов в литературе и изобразительном искусстве;
  • привить учащимся навыки самостоятельной работы с текстом, развить у них умение научно-исследовательской деятельности;
  • провести экспресс-викторину с компьютерным сопровождением по творчеству А.И. Солженицына;
  • провести презентацию творческих работ обучаемых.

Оборудование:

для учителя: портрет А.И. Солженицына, презентация слайд-фильма о жизни писателя, выставка книг Солженицына, эпиграф к уроку;

для учащихся: тетради по литературе, сочинения-отзывы, иллюстрации к прочитанным рассказам А.И. Солженицына.

Тип урока: комбинированный (свободная интеграция литературы и ИЗО).

Ход урока

1. Организационный момент

  • Приветствие.
  • Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Целеполагание

Учитель литературы: В августе этого года исполнился год со дня смерти Александра Исаевича Солженицына. Он был не просто известным писателем и общественным деятелем, он был символом эпохи борьбы за свободу. О судьбе этого человека мы говорили на предыдущих уроках, знакомились с циклом его рассказов "Крохотки”, анализировали художественные образы, писали сочинения-отзывы.

Учитель изобразительного искусства: На уроках изобразительного искусства вы знакомились с понятием художественного образа, с созданием иллюстраций к литературным произведениям, выполняли свои рисунки по мотивам лирических миниатюр Солженицына.

Сегодня на уроке мы подведем итог взаимодействия литературы и изобразительного искусства, который способствует развитию образного мышления. На этом этапе работы вы сможете представить результаты своей деятельности.

3. Подготовка к восприятию темы разговора

Работа с эпиграфом

Учитель литературы: Обращаю Ваше внимание на эпиграф к нашему уроку. Прочитайте слова писателя и прокомментируйте их.

Солженицын знал цену жизни, он был на передовой во время второй мировой войны, видел смерть в лагерях, где отбывал срок за то, что посмел высказать собственную точку зрения, писатель научился ценить жизнь в любых ее проявлениях. Одной из главных тем рассказов из цикла "Крохотки” является любовь ко всему живому на земле.

Экспресс-викторина с компьютерным сопровождением

У Александра Исаевича Солженицына была нелегкая судьба, полная взлетов и падений. На предыдущих уроках мы говорили о жизни Солженицына, чтобы вспомнить ключевые моменты его биографии, мы предлагаем вам экспресс-викторину по творчеству автора.

Вопросы к викторине:

  1. Кто были родители А.И. Солженицына?
  2. Что Вы можете вспомнить о детстве писателя?
  3. Какое образование получил А.И. Солженицын?
  4. Александру Исаевичу, как и многим советским гражданам, пришлось пройти тяжелые испытания во время Великой Отечественной войны. Какие его военные награды Вы можете вспомнить?
  5. Когда пришла литературная слава к Солженицыну?
  6. Назовите литературные награды?
  7. С какой книгой Солженицына мы с Вами успели познакомиться?
  8. Прокомментируйте слова Л.К. Чуковской "Чувствуется, что у этого человека есть сила жить по-своему. Быстрый, легкий, сильный, очень русский… Когда он смеется или сильно движется, он похож на пламя.”
  9. Как Вы понимаете слова Солженицына, произнесенные на вручении ему Нобелевской премии мира: "Искусство растепляет даже захоложенную, затемненную душу к высокому духовному опыту. Посредством искусства иногда посылаются нам, смутно, коротко, – такие откровения, каких не выработать рассудочному мышлению… И тогда искусство, литература могут на деле помочь сегодняшнему миру”

4. Презентация работ учащихся

Учитель литературы: Цикл солженицынских "Крохоток” состоит из 17 миниатюр, различных по своему объему, тематике и жанрово-стилистическим признакам. Некоторые из них написаны в форме аллегорической миниатюры, замечательные образцы которой созданы И.Тургеневым, В.Короленко, И.Буниным. Как и его предшественники, Солженицын в своих миниатюрах иногда отказывается от непосредственного выражения смысла в тексте и на первый план выдвигает зарисовки мелких эпизодов окружающего мира, придавая им форму мимолетных мгновений, зафиксированных как будто наспех героем повествователем и отражающих его актуальное настроение. Представленные таким образом "мгновения” повседневности приобретают необычную яркость, красочность, и одновременно выражают более глубокий, чем кажется на первый взгляд, смысл.

Учитель изобразительного искусства: Главным средством создания образов в литературе является слово, в то время как в изобразительном искусстве художник передает зрительные подобия изображаемых предметов при помощи красок, линий, тона, цвета. Визуальные образы ориентированы на зрительные ассоциации, образное мышление, творческое воображение. Они усиливают выразительность чувств, помогают представить состояние души героя.

Слово и изображение всегда были связаны тесно. Литература и изобразительное искусство находятся между собой в определенных взаимодействиях. Иллюстрации помогают при чтении, они делают литературные образы зримыми, более конкретными, живыми, запоминающимися. Художник в изображении передает свое понимание персонажа через художественный образ.

Физкультминутка: упражнения для концентрации внимания.

Учитель литературы: Готовясь к уроку, вы не только писали отзывы по прочитанным миниатюрам, но и выполняли иллюстрации к ним. Давайте обратимся к вашим работам. Прочитаем отзывы и рассмотрим иллюстрации, на которых авторы представляют некие художественные образы. Попробуем сравнить образы, созданные Солженицыным, с творческими попытками детей, решающих подобную задачу. Первыми произведениями, на которые мы обратим внимание, будут "Вязовое бревно” и "Лиственница”. Чем объединены данные миниатюры?

Выступление ребят, работавших с данной миниатюрой.

В своих рассказах А. Солженицын затрагивает очень сложные темы. Одна из них – жизнь и стремление к жизни. Любой живой организм должен стремиться к существованию. Конечно, у каждого человека свое понимания жизни. Кто-то проводит ее так, как он захочет, а кто-то уверен, что жизнь зависит от стечения разных обстоятельств. Мне кажется, как бы не складывалась судьба, нельзя терять чувства собственного достоинства, нельзя пасовать перед трудностями и терять желания жить. Так, обыкновенная колода дерева в миниатюре "Вязовое бревно” становится не только объектом описания, но заодно и символом стойкости, могущества природы, ее способности к сопротивлению и сохранению своих живительных сил.

Я прочитала удивительно короткое произведение А. Солженицына "Лиственница”. Нельзя сказать, что мне оно понравилось, ведь я не привыкла к таким лирическим зарисовкам, мне больше нравятся большие по объему произведения с несколькими сюжетными линиями. В этой "крохотке” автор сравнивает прекрасное хвойное дерево с человеком. Итогом сравнения оказались строчки: "Ведь и люди такие есть”. Автор, описывая лиственницу, подчеркивает наличие у нее мягкой сердцевины, но ее древесная ткань – "наинадежная в мире, и топор ее не всякий возьмет, и для сплава неподымна, и покинутая в воде не гниет, а крепится все ближе к вечному камню”. Так и человек с виду хрупкий, ненадежный, но добрый внутри, стойкий, твердый неподкупный. Мне бы хотелось, чтобы и в жизни было больше таких людей. Произведение заставило меня задуматься о человеческой дружбе, о сущности людей.

Ребята демонстрируют свои рисунки, делают комментарии к ним.

Учитель литературы: Аллегорический смысл содержит и миниатюра "Костер и муравьи”. Предлагаем Вам представить свое видение этого произведения.

Выступление ребят, работавших с данной миниатюрой.

Рассказ "Костер и муравьи” повествует о любви к Родине. Это чувство есть и у людей, и у животных. Муравьи сначала спасали свою жизнь, но потом возвращались к своему бревну – маленькой Родине – и погибали.

Муравьи – весьма разумные насекомые, поэтому их можно сравнить с людьми, которые любят свое отечество, готовы ради его спасения отдать жизнь. В рассказе есть строка: "…какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине!” Это великая сила любви к родной земле, отчему дому, желание вернуться к родимому очагу. Иначе как объяснить стремление многих людей вернуться на Родину, чтобы там окончить свой жизненный путь. Любовь к родной земле – великое чувство. Оно может поднять народы, объединить людей в огромную силу. А.И.Солженицын взывает здесь к патриотическим чувствам современников и напоминает, что нельзя покидать родину, находящуюся в опасности.

В этом небольшом рассказе заключен глубокий смысл, который будет актуален и у следующих поколений.

Учитель литературы: Тема свободы является сквозной в творчестве Солженицына. Не являются исключением и "Крохотки”. Обращаемся к миниатюре "Шарик”.

В этом рассказе А. Солженицын затронул тему свободы, то, что она необходима каждому живому на земле. Это как программа, заложенная где-то внутри нас с самого рождения – свобода! Даже находясь в золотой клетке, любое живое существо стремится освободиться. Для меня свобода – это не только освобождение от веревок, цепей, узлов, это еще и соединение с природой. Я считаю, что жить в городе и быть свободным нельзя. Мне сложно в городе, если я не выезжаю на природу, не ощущаю запахи леса, цветов, грибов в августовском лесу. Для меня свобода – это возможность уехать в горы, где нет цивилизации, зато чистый воздух, где можно дышать полной грудью, где ты по-настоящему объединяешься с природой.

А я не хочу четыре стены, пол, потолок.

Неба хочу, солнца хочу, радуг хочу и дорог!

Учитель литературы: Когда на уроке литературы мы анализировали художественные образы, особый интерес у вас вызвал рассказ "Утенок”, отличающийся богатством содержания и художественного оформления. Какие проблемы затрагивает автор в этом произведении? Предлагаю зачитать отзывы и продемонстрировать рисунки по данному произведению.

Этот рассказ о том, что все первозданное непосильно ни изменить, ни воссоздать человеку, даже в нашем, "атомном”, 21 веке. А. Солженицын это еще раз подчеркивает в своей миниатюре. Такого маленького "невесомого, жалкенького, желтенького утенка”, который бегает, "чуть не падая с тонких своих ножек”, которого даже если "чуть-чуть сжать – и нет”, нельзя искусственно воссоздать даже высокими технологиями.

Автор в начале рассказа не случайно задает вопрос: "В чем тут держится душа?” Вроде небольшой, ничем не примечательный утенок, но даже, "со всем нашим атомным могуществом не смонтируем вот этого утенка”. Да и зачем… Автор противопоставляет мир современной технике, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство прекрасного.

Александр Солженицын в коротком рассказе затронул очень важную тему, показал, какой хрупкой может быть жизнь, При прочтении этого произведения, невольно задумываешься о жизни всего живого на земле. Именно этим мне особенно понравилась данная миниатюра.

Учитель литературы: Закончить презентацию ваших работ хотелось бы миниатюрой "Мы-то не умрем”. Именно это произведение заставляет нас задуматься о будущем, о наших душах.

Каждый человек считает, что будет жить вечно, не умрет. Это было бы замечательно, но, увы, невозможно, и это надо помнить. Многие люди слово "смерть”, "умерший” стараются не произносить. Кто-то боится, кому-то неловко об этом говорить.

В рассказе А.И.Солженицына "Мы-то не умрем” повествуется не только о страхе смерти, но и о неуважении памяти усопших. В настоящее время нередко случается, что кладбища закатывают, равняют бульдозерами под стадионы, парки. Например, кладбище на месте парка Победы и около пригородного вокзала. Это неуважение к нашим предкам. Ведь не было бы их, не было бы нас. Живущие должны беречь память о них.

Давно ушли те времена, когда на кладбище приезжали без повода, только лишь для того, чтобы побродить средь могильных холмиков, тем самым отдавая дань памяти усопших. И словно эти люди не ушли навсегда, а находятся где-то рядом. У многих народов есть день памяти тем, кто умер за отечество, а у нас только существует праздник 9 Мая. Но ведь необходимо помнить не только воинов одной войны, но и тех, кто погиб, защищая родную землю в разные периоды ее истории. Когда-то эти люди не пожалели своих жизней, и наш долг почитать их память. Если мы сейчас отдадим должное памяти предков, то покажем пример своим потомкам, а значит, и в их душах мы никогда не умрем.

4. Подведение итогов

Учитель изобразительного искусства: Слова на странице книги, как и рисунки на бумаге, сливаются в знакомые нам жизненные картины, через которые мы воспринимаем мир как целое. И когда мы читаем настоящие книги, которые помогают нам постигать жизнь, всматриваемся в изображенные художественные образы, мы учимся сопереживать и понимать окружающий нас мир. В познании и выражении явлений и чувств, где образ раскрывает задуманное и заключается творчество.

Художественные образы, созданные вами, отражают ваш духовный мир. Каждый автор это раскрывает по-своему. В итоге вы создали разные образы, яркие, грустные, печальные, драматические.

5. Этап рефлексии

Как вы можете оценить свою деятельность? Заинтересовала она вас? Что вызвало у вас затруднение? Какие чувства вы испытали во время прочтения рассказов и выполнения иллюстраций к ним?

Обучаемые и организаторы вместе обсуждают результаты деятельности, делают анализ достижения цели. Выясняется, что особенно понравилось и запомнилось, заинтересовало. Учитель изобразительного искусства напоминает о том, что будет издан сборник творческих работ учащихся.

6. Домашнее задание

Продумать элементы оформления сборника творческих работ по прочитанным миниатюрам А.И. Солженицына из цикла "Крохотки”.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: Олівець
Просмотров: 3589 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ



ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2022 Рейтинг@Mail.ru