Пятница, 19.04.2024, 13:29                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Художественное своеобразие поэмы А.Блока "Соловьиный сад"
26.05.2013, 14:34

Цель:

  • активизировать знания учащихся о своеобразии художественного мира А.Блока и поэтики символизма;
  • раскрыть идейно – художественное своеобразие поэмы А.Блока "Соловьиный сад”;
  • продолжить формирование умения анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, с учетом его жанрового своеобразия.

Развивать в процессе работы над текстом произведения следующие умения:

  • сравнивать и анализировать;
  • систематизировать материал;
  • осуществлять самостоятельную познавательную деятельность;
  • обобщать и делать вывод на основе анализа художественного текста;
  • обеспечивая развитие речи учащихся, работать выразительным чтением, над умением точно выражать свое мнение.

Содействовать в ходе урока формированию активной жизненной позиции, чувства долга и ответственности.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение.

Какое духовное развитие проходит лирический герой А.Блока в разных частях "трилогии вочеловечивания”?

3. Слово учителя.

1. Значение поэмы "Соловьиный сад” велико для понимания творческого пути поэта: он решал в нем для себя и своих современников сложнейшие нравственные и философские проблемы.

Поэма "Соловьиный сад” была написана в 1915 году.

На фоне какого исторического события создавалась поэма? (1 Мировая (империалистическая) война.)

В этой поэме, как в фокусе сосредоточены многие мучительные вопросы, ставившиеся и прежде в лирике Блока, но теперь, во время империалистической войны, получившие иное разрешение. Поэт как бы вступает в полемику с самим собой, с прежним Блоком, воспевавшим любовь как высшую гармонию, способную преобразить мир.

Попробуйте сформулировать вопросы, звучащие, на ваш взгляд, в поэме "Соловьиный сад”?(Что важнее: долг или личное счастье? Должен ли человек сохранять верность долгу? Стоит ли отказываться от счастья во имя долга? Может ли любовь, счастье и покой, отрешенность от забот, трудов и несчастья других сделать человека счастливым?)

2. Постановка цели урока

В ходе диалога на уроках мы должны проследить, как композиция и художественное своеобразие поэмы помогают понять идею произведения, авторский замысел, выяснить, как связана поэма с предыдущим и последующим творчеством поэта, определить место произведения в "трилогии вочеловечивания” А.Блока.

4. Анализ поэмы А.Блока "Соловьиный сад”.

1. Осмысление конкретно-бытового содержания поэмы и ее символического звучания.

– Каков сюжет поэмы?(Герой уклонился от тяжелого труда, достиг счастья, к которому так стремился, но разочаровался и ушел из "соловьиного сада”.)


– Какие ассоциации вызвали у вас образы, созданные в поэме? (Библия, восточные сказки, античность.)


– Какие из образов поэмы вы истолковали бы неоднозначно? (Море, дорога, сад, белое платье, мрак, туман) Почему это возможно?(Перед нами символы, т.е. многозначные иносказания.)


– Как связаны они с духовным развитием героя блоковской "трилогии”? (Распутье, двоемирию.)

Перед нами иносказательное воплощение драмы лирического героя, оказавшегося между двух жизненных начал, двух миров, двух путей бытия.

2. Анализ идейно – композиционной структуры поэмы.

– Какие миры (темы) представлены в поэме?


В процессе анализа заполняется таблица:

Мир вне сада Соловьиный сад

А) – Какой прием использует Блок, создавая образы этих миров? (Антитеза.)

Чтение учащимся наизусть 1-й главы поэмы. (В сопровождении музыкального фрагмента из произведения Н.Римского-Корсакова "Шехерезада”.)
– Какими художественными средствами создается мир вне сада? (Антитеза, эпитеты – принижены, звуки мира – резки, грубы.)
– Почему так мелодично звучат первые строки?
Как звучит аллитерация? (Неярко, но настойчиво.) Почему она почти незаметна? (Гармонию звуков заслоняют грубые реалии мира, в котором живет лирический герой. Мы видим мир через его восприятие, а он не видит вокруг себя гармонии и красоты.)
– Как изображена жизнь героя в бедной хижине?

Жизнь за пределами сада – зной, скалы, тернистый путь, бесконечный труд. (Вывод формулируют ученики, записывают в таблицу.)

Б) Как изображена жизнь в саду?

Чтение учащимися наизусть 2, 4 главы поэмы.

– Какими художественными средствами создается этот мир?


– эпитеты; (!!!4 глава).


– Анафора (2 глава).


– Метонимия( 2 глава).


– Метафора.


– Символические образы(белое платье, синий сумрак).


– Звуки – сладкие, приятные слуху.

Соловьиный сад – царство блаженства и покоя, песен и чистой поэзии. Реминисценция (повторяем литературоведческий термин) образов – символов из ранней поэзии подчеркивает то, что этот мир доступен только избранным. Этот мир всего лишь забытый лирическим героем (6 строфа 2 главы). (Вывод формулируют учащиеся, записывают в таблицу.)

В) Какой образ подчеркивает противоположность двух миров? (Стена.)

– Где соединяются эти взаимоисключающие миры? (В сознании, в душе лирического героя.)

Как отражается это в поэме? Найдите в тексте. (На берегу слышит пение девушки, в саду – рокот моря.)

!В каждой главе сочетается изображение обоих миров, даже в последней главе (4 строфа). Две сквозные темы, воспринимаемые как противоположные, находятся в теснейшем взаимодействии, что проявляется даже на уровне их композиции.

Г) Самостоятельная работа учащихся.

1-й вариант – выделить в развитии 1 темы кульминацию и развязку. (Кульминация – момент безысходного томления/гл.3/, развязка – уход в соловьиный сад.)

2-й вариант – выделить в развитии 2 темы кульминацию и развязку. (кульминация – момент наивысшего блаженства/гл.4/, развязка – уход из соловьиного сада.)

– В чем причина сходства? (Оба мира несовершенны, ограниченны.)

Вне сада – движение по кругу, но и жизнь в саду замкнута, ограждена стеной. Нет гармонии в мире реальном, и в саду она оказывается неполной, т.к. не может заглушить "рокотание моря”.

– Какой символический образ объединяет оба мира? (Мрак, мгла, муть, туман.)

Д) Достижима ли гармония в каждом из миров, по мнению автора? (Нет.)

Чтение учащимся наизусть 3 главы поэмы. (В сопровождении музыкального фрагмента из произведения Ф.Листа "Грезы любви”.)


– Перед каким выбором встает герой?

Герой не задает себе вопрос "уклоняться ли от пути”? Он уже все решил для себя. А на вопрос, который он задает сам себе, пока нет ответа. Герой отклонился от своего пути и оказался в соловьином саду.

– Каковы его ощущения?


!!! Эпитеты!


??? Сладкая песня – ОГЛУШИЛА; ручьи поют ОДНОЗВУЧНО; ВЗЯЛИ ДУШУ, а что дали взамен?; ЧУЖДЫЙ край; ОПЬЯНЕННЫЙ, ОПАЛЕННЫЙ.

А в этот мир врывается прошлое, напоминает о себе, и герой откликается на "рокотанье моря”

– Дайте толкование символического образа моря(море житейское, труды и страдания жизни человеческой).

И вновь герой оказывается перед выбором:

Чтение наизусть 6-й главы поэмы.

– Легко ли дается ему решение? ("разбитые” строфы, сравнение.)

Д) Чем заканчивается поэма?

Чтение наизусть 7-й главы поэмы.

– Как встречает героя прежний мир?


– Как передается враждебность? (Образы, аллитерация.)


– Какая тема звучит в последней главе? (Возмездия.)


– Возмездие за что? (За временный уход, за уклонение от пути; может быть за то, что герой , возвращаясь, не отдает жизни всего себя, оставив в соловьином саду самое сокровенное ("Взяли душу мою соловьи”).)

3. Образ лирического героя в поэме "Соловьиный сад”.

1) Система образов поэмы.


Назовите и охарактеризуйте основные образы поэмы.

2) Каким видим образ главного героя?


Как создан образ?


(Образ главного героя раскрывается в его мечтах, стремлениях, поступках, в его оценке происходящего. Но образ этот не имеет конкретных черт, что дает возможность его многогранного толкования.)

4) Конкретно-бытовой, философский и символический смысл образа главного героя поэмы.


– "Он услышит чужой язык, испугается, уйдет от нее, несмотря на ее страсти и слезы, и задумается о том, что счастию тоже надо учиться” А.Блок

Как вы понимаете слова, сказанные Блоком в процессе работы над поэмой?


– Какой философский смысл приобретает образ главного героя поэмы?


– В чем его символическое значение?

Образ лирического героя, его судьба стали символическим определением назначения искусства, судьбы художника. В таком понимании образа лирического героя можно рассмотреть спор Блока со сторонниками теории "чистого искусства”.

5. Автор и его герой.

1) Д! "В поэме "Соловьиный сад” подведен своеобразный итог размышлениям Блока о жизни и о самом себе” (Л.И.Тимофеев).
Точно так же, как и его герой, Блок стоял на распутье, выбирая между миром иллюзий и реальностью.
Поэма "Соловьиный сад” – это жизненное и творческое кредо поэта.
Понятным становится появление впоследствии цикла "На поле Куликовом”, "Родина” и поэмы "12”.

5. Подведение итогов.

Какова главная мысль поэмы?

(Голос жизни заглушить нельзя. Человек, а особенно поэт, рожден для труда, борьбы, терпения, преодоления, он не может долго жить в мире Любви и Счастья, отгороженном от "дольнего горя”. Неизбежно возвращение в мир реальности. Человек и поэт должны мужественно и неуклонно исполнять свой долг. В этом и заключается их подлинная связь с жизнью, его предназначение.)

6. Д/З: Как связана поэма с предыдущим и последующим творчеством поэта? – устно.

Сравнить стихотворение В.Брюсова "Побег” и поэму Блока. В чем сходство и различия? Какова позиция лирического героя стихотворения Брюсова?

Приложение № 1.

Домашнее задание к уроку.
А)
– Прочитать поэму А.Блока "Соловьиный сад”
– Каков сюжет поэмы.
–  Назовите главные темы поэмы и их соотношение.
– Как изображены в поэме два мира? Какие это миры?
– Найдите в поэме образы – символы, раскройте их смысл.
– Охарактеризовать лирического героя.
– Дайте истолкование финала поэмы.

Б) Какое духовное развитие проходит лирический герой А.Блока в разных частях "трилогии вочеловечивания”? – устно.

Приложение № 2.

Побег.
Мой трубный зов, ты мной заслышан
Сквозь утомленный сладкий сон!
Альков, таинственен и пышен, нас облегал со всех сторон.
И в этой мгле прошли – не знаю, –
Быть может, годы и века.
И я был странно близок раю,
И жизнь шумела, далека.
Но вздрогнул я, и вдруг воспрянул, и разорвал кольцо из рук.
Как молния, мне в сердце глянул
Победно возраставший звук.
И сон, который был так долог, вдруг кратким стал, как все во сне.
Я распахнул тяжелый полог
И потонул в палящем дне.
В последний раз взглянул я свыше
В мое высокое окно:
Увидел солнце, небо, крыши
И города морское дно.
И странно мне открылась новой,
В тот полный и мгновенный миг,
Вся жизнь толпы многоголовой, заботы вспененный родник.
И я – в слезах, что снова, снова
Душе открылся мир другой,
Бегу от пышного алькова,
Безумный, вольный и нагой!
В.Брюсов (1901)

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русскоой лит, конспект урока русской литературы, методические наработки учителя лите
Просмотров: 3693 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru