Урок 1
Слово учителя. В начале года мы знакомились с
народными сказками. Но вы, конечно, знаете, что сказки часто сочиняют и
писатели. Многие из них создают свои произведения, основываясь на
народных легендах, но при этом обрабатывают их, делают сложнее,
неожиданнее. Таким сказочником, собиравшим и обрабатывавшим истории,
бытовавшие на Урале, стал и Павел Бажов.
Павел Петрович Бажов (1879–1950) родился вблизи Екатеринбурга. Его
предками были уральские горнорабочие. Родители постарались дать сыну
образование, и он стал народным учителем в уральской деревне. Каждый год
во время школьных каникул Бажов странствовал пешком по родному краю,
изучал труд камнерезов, гранильщиков, оружейников и других уральских
мастеров, записывал сказания и предания. Сборник сказов «Малахитовая
шкатулка» начал создаваться в 1936 году. Бажов работал над ним до конца
жизни.
Вводная беседа по тексту. Дети прочитали дома сказ
«Каменный цветок». Можно начать урок с обмена впечатлениями: понравился
ли сказ, что запомнилось, что поразило?
— Как вы думаете, о чём этот сказ?
Вопрос заведомо слишком сложный для пятиклассников. О художнике,
который попытался и не смог постичь суть красоты. О его состязании с
природой, чья красота совершенна. О внутреннем конфликте человека,
который одновременно принадлежит "бытовому”, будничному человеческому
миру и "идеальному” миру творчества, обрекающего человека на внутреннее
одиночество. Однако дети могут высказать и глубокие мысли, и важно сразу
понять, на каком уровне они готовы работать со сказом.
Вероятнее всего, они станут неосознанно отвечать на другой вопрос: о
ком этот сказ? О Даниле Недокормыше. Можно согласиться с этим ответом,
он удобен для формулировки темы первого урока: «В чём заключается дар Данилы?». Вспомогательные вопросы: а почему именно Данила выбран в герои? чем отличается Данила от других мастеров?
Беседа по вопросам
(полный перечень вопросов)
- Где и когда происходит действие сказа?
- От чьего лица ведётся повествование? Что можно сказать об этом
человеке (его возрасте, образовании, жизненном опыте, роде занятий)?
- Приведите примеры необычных слов и выражений в речи рассказчика.
- Какие события сказа могли происходить на самом деле, а какие нет?
- Расскажите, чем Данила Недокормыш отличался от других детей. Чем он удивил Прокопьича?
- Расскажите, как Даниле жилось у Прокопьича.
- Как Прокопьич учил Данилу мастерству?
- Почему Даниле не нравилась заказанная чаша?
- Как вы думаете, почему окружающие считали Данилу-мастера странным?
Что он искал в лесу? Как вы поняли его слова: "Потерять не потерял, а
найти не могу”?
- Расскажите легенду о Хозяйке Медной горы и каменном цветке. Как вы её понимаете?
- Почему Хозяйка не хотела показывать Даниле цветок?
- Почему Данила разбил свой дурман-цветок и исчез?
Обсуждая эти вопросы, нужно обратить внимание на три главные темы:
• внутренняя сосредоточенность, внимание к красоте и невнимание ко всему бытовому;
• умение делиться этой красотой (игра на рожке);
• терпение и мужество, необходимые для творческой работы.
Обратим внимание на детали: Данила видит красоту и в мире природы
(разговор с пастухом), и в человеческих творениях (его "странное”
поведение в барском доме, где он засматривался на произведения
искусства). Дар делает мальчика равнодушным к удобствам и выгодам
обычной жизни; Данила — человек "не от мира сего”, что уже в детстве
приносит ему постоянные страдания. Важно отметить, что и в детстве
эталоном красоты были для него явления природы: в его музыке "не то лес
шумит, не то ручей журчит, пташки на всякие голоса перекликаются”.
Говоря о терпении и мужестве Данилы, нужно сравнить его с другими
детьми, отданными в учение Прокопьичу. Неужели все они были бездарны? С
одной стороны, Данилу отличает редкая одарённость: он превзошёл своего
мастера буквально сразу; этот великий дар делает для мальчика учение
игрой. С другой — эта "лёгкость” подготовлена терпением и кроткой
неприхотливостью Данилы. Прокопьич встретил этого ученика не ласковее,
чем других, но Данила не обиделся. Возможно, не все прежние ученики были
бездарны, но Прокопьич неосознанно искал себе ученика-ровню, для
которого мастерство было бы важнее внешнего комфорта. Отметим, кстати,
взаимную благодарность и жалость мальчика и старика, старающихся
оградить друг друга от опасности малахитового дела и от барского гнева.
Все рассмотренные вопросы были в основном репродуктивного характера и
касались экспозиции сказа. Можно было заранее задать на дом
(индивидуально или по вариантам) подготовить устные сообщения по
вопросам 1–3 и включить их в ход обсуждения.
Анализ завязки
— Как получилось, что Данила стал особенным мастером, не таким, как все и даже как Прокопьич?
Данила, единственный из мастеров, стал делать не заказанную вещь, а
чашу по своему замыслу, как настоящий художник-творец. Отметим, какую
роль сыграла чаша, эскиз которой прислал барин из столицы. Тут могут
понадобиться разъяснения учителя: иногда дети плохо представляют себе
крепостное право и положение мастеров. Постараемся донести до детей
связь творчества и свободы: крепостные мастера удовлетворяются ремеслом,
сознавая себя подневольными, а свою работу — почти наказанием. Только
Данила хочет создать истинную красоту и донести её до людей, даже
работая на барина. Кстати, барин, в отличие от приказчика, видимо,
понимает, что таланту нужна свобода, и предоставляет её Даниле и
Прокопьичу (в некоторых пределах), в надежде получить нечто новое и
прекрасное.
Рассмотрев разницу между ремеслом и творчеством, переходим к обсуждению главной проблемы сказа.
— Что хотел передать Данила в своей чаше и почему не сумел?
Он хотел передать в камне красоту живого цветка. Поспорить в
творчестве с живой природой. О том, почему не сумел, речь пойдёт уже на
втором уроке.
Домашнее задание. Приготовьтесь рассказать легенду о Хозяйке Медной горы и о каменном цветке.
Урок 2
Проверка домашнего здания. Обсуждая два-три ответа,
обращаем внимание на то, как сказочный мотив исподволь вводится в
обманчиво реалистическую повесть о детстве крепостного мастера. Впервые о
каменном цветке говорит бабка Вихориха, но её слова темны и непонятны
("несчастный тот человек, который каменный цветок увидит”). Из детского
воспоминания об этих словах, острого ощущения красоты живой природы и
камня и недовольства заказанной чашей рождается замысел чаши-цветка,
сначала ещё неясный ("Потерять не потерял, а найти не могу” —
мучительное беспокойство художника).
Следующий эпизод, сближающий реальность и легенду, — рассказ старика
на вечеринке. Легенда обретает плоть и кровь: старик видел работу
горного мастера. В описании змейки-нарукавника он подчёркивает главное:
она хоть и каменная, но как будто живая. Мастер, постигший суть красоты,
умеет передать в камне жизнь, ремесленнику это не дано. Старик вновь
предостерегает: кто поглядит на каменный цветок, тому белый свет не мил
станет. Данила произносит роковые слова: "Я бы поглядел”.
После этого Хозяйка Медной горы начинает вмешиваться в его жизнь:
советует, где искать камень, посылает нужный материал, а после и сама
является измученному мастеру.
Легенда о каменном цветке относительно ясна: мастер, постигший суть
камня и его красоты, уходит в горный, каменный мир, чтобы всецело
служить этой красоте, не "размениваться” на человеческое: ни на
ремесленные поделки, ни на глубокие человеческие связи, в которых много
бытового, "приземлённого”, будь то забота о старом учителе или создание
семьи.
Образ Хозяйки сложнее и загадочней.
— Какую роль играет Хозяйка в судьбе Данилы? Чего она хочет от мастера? (Варианты вопроса: "Как вы понимаете легенду?”)
В классе может возникнуть спор. Одни станут доказывать, что Хозяйка
нарочно заманивает Данилу в гору, обещая помощь в заведомо невыполнимой
творческой задаче, чтобы измучить неудачей, довести до отчаянья и
сломить волю. Ведь ей нужны лучшие из мастеров.
Другие будут утверждать, что Хозяйка в самом деле хочет, чтобы мастер
сам сумел выразить живую душу камня. (Если спор не возникнет, его стоит
спровоцировать.)
Итак, что нужно Хозяйке: подчинённые ей подгорные мастера или
свободный художник, сумевший победить её чары, превзойти волшебную
красоту каменного цветка?
Судя по тому, как Хозяйка отговаривает Данилу смотреть на каменный
цветок, взывает к его совести, предлагает помощь и в самом деле даёт
камень по его замыслу, она не лукавит и не заманивает мастера.
Напротив — понимает, как опасно и гибельно то, что задумал Данила.
Беседа. Вернёмся к вопросу, поставленному на предыдущем уроке: почему Данила не сумел создать чашу по своему замыслу?
— Почему Данила разбил свой дурман-цветок, а барскую чашу не тронул?
Барская чаша в его глазах недостойна того, чтобы быть разбитой. А
дурман-цветок наполовину получился! (Перечитайте его описание, найдите
грань между удачей и неудачей мастера.) Может быть, Данила в самом деле
был так талантлив, что сумел бы выразить в камне красоту живого цветка.
Почему же он не стал продолжать свои попытки?
Ответы могут быть разными (особенно если спросить ребят, часто ли они
с упорством добиваются того, что сразу у них не получилось; но лень и
нетерпение — это не про Данилу). Обратим внимание на два фактора.
Во-первых, никто из окружающих не понял и не поддержал его исканий.
Дерзкий замысел передать в камне красоту живого казался другим мастерам
невыполнимым или связанным с какими-то таинственными и враждебными
человеку силами. Во-вторых, у Данилы не было свободы, чтобы годами,
может быть, биться над творческой задачей: ведь он крепостной мастер, и
ему опять закажут что-то, что недостойно даже быть разбитым.
— Как вы думаете, если б Данила сделал свою чашу такой, как ему
хотелось, была бы она похожа на те цветы, что росли в горе, или вышла бы
иной?
Этот вопрос тесно связан с загадкой Хозяйки Медной горы. Мы уже
поняли, что она не враждебна человеческому миру (как говорят легенды),
но в то же время чужда ему. Красота, которую Хозяйка может показать
Даниле, совершенна, но холодна (взрослому читателю вспоминается
пушкинская "равнодушная природа”). Хозяйка — воплощённая душа природного
царства, и эта душа свободна от тёплых человеческих пристрастий и
чувств. Такими же становятся горные мастера: они приближаются к
пониманию сути природы, но теряют свою человеческую суть.
Человек же, выражая красоту, может одухотворить её своей горячей
человеческой душой, и красота в его творениях всегда иная, чем в
природе. Цветок Данилы должен был бы получиться не таким, как подземные
цветы. Он вобрал бы в себя любовь к Прокопьичу и Кате, и такой красоты
никогда не создать ни Хозяйке, ни её подгорным мастерам.
— Чего же хотела от Данилы Хозяйка?
Творчества, которое превзошло бы её волшебство. Но, видно, душа
Данилы была холодновата к человеческому миру, и он не смог "вочеловечить
бездушное”.
Дети вряд ли сами дадут такие ответы, но их можно подвести к некоторым выводам.
• Хозяйка — воплощённая душа природы.
• Человек способен не просто скопировать природную красоту, а сотворить нечто иное, одушевлённое его горячим сердцем.
Этого достаточно, чтобы понять поражение Данилы и роль Хозяйки в сказе.
Отдельная часть урока — работа с теоретической статьёй о сказе (приведём для удобства её текст).
Сказ и сказка
Сказы П.П. Бажова во многом похожи на народные сказки: в них тоже
происходят чудеса, присутствует волшебный мир. Однако вы могли заметить и
отличия. Действие в сказах происходит не в условном месте ("некотором
царстве, некотором государстве”) и не в неведомые времена, а на Урале в
начале XIX века. И герои сказов тоже гораздо больше напоминают обычных
людей из реальной жизни. Например, Данила Недокормыш не просто
"крестьянский сын” (как Иван из "настоящей” сказки) — он крепостной
крестьянский сын. И, как многие крепостные на Урале, работает на своего
барина не в поле, а за станком — не как пахарь, а как мастер резьбы по
камню. Таких крепостных мастеров-художников было в те времена немало, и
судьба их часто складывалась трагически.
Другое отличие сказа от сказки — особая роль рассказчика. П.П. Бажов
не просто записал рассказанный кем-то фольклорный текст — он автор этих
историй. Он придумал героев, сюжеты, описания, слова и детали. А значит,
сказы Бажова принадлежат не фольклору, а литературе.
Но тот человек, что рассказывает о Даниле-мастере, совсем не похож на
настоящего автора сказов. Ведь сам Бажов жил намного позже и никак не
мог быть свидетелем описанных событий. Да и язык рассказчика —
простонародный, с множеством характерных уральских словечек, — это не
язык школьного учителя. Бажов передаёт, показывает нам речь рассказчика,
как передаёт речь других персонажей. По сути дела рассказчик — один из
героев бажовских сказов. Мы, читатели, этого героя никогда не видим,
зато постоянно слышим ("Вот из этого малахиту и выделывали подходяще.
Такие, слышь-ко, штучки, что диву дашься: как ему помогло”).
Итак, сказ отличается от сказки, во-первых, тем, что основан на
реальных обстоятельствах; во-вторых, в сказе присутствует рассказчик,
чью речь автор старается воспроизвести со всеми её характерными
особенностями.
Домашнее задание. 1. Приготовьтесь воспроизвести
близко к тексту описание двух каменных цветков: Даниловой чаши и
"настоящего”. 2. Прочитайте рассказ «Горный мастер». 3. Запомните
отличия сказа от сказки.
Урок 3
Проверка домашнего задания — изложение-миниатюра
(письменно, по выбору учеников или по вариантам — описание одного из
каменных цветков). Письменный ответ на вопрос: чем сказ отличается от
сказки?
Урок строится на сопоставлении образов Кати и Данилы (по вопросам учебника).
— Чем Катя похожа на Данилу?
Упорством. Умением идти к своей цели, невзирая на мнение окружающих,
для которых цель обоих непонятна и кажется недостижимой: Данила хочет
создать небывалую красоту, Катя — сохранить верность жениху, которого
считают мёртвым.
— Какие поступки Кати кажутся людям странными?
Вопрос в первую очередь на знание текста. Но обратим внимание на то, что и Кате не чуждо каменное мастерство.
— Зачем к Змеиной горке ходил Данила и зачем ходит Катя?
Данила по совету Хозяйки искал камень, и в этом месте ему открывалась
гора. Катя тоже ищет камень для поделок (её цель проще, но по-своему не
менее дерзка — прожить мастерством, считающимся сугубо мужским). Ей
помогает Данила, и гора вновь открывается.
— Как Хозяйка отнеслась к Кате в начале встречи? Почему её отношение впоследствии изменилось?
Катя говорила с Хозяйкой дерзко, сознавая свою человеческую правоту.
Об этой человеческой правде Хозяйка говорила Даниле, предостерегая его
от каменного цветка. Хозяйка говорит с Катей сурово: испытывает её.
Предлагает взять любой камень. Но когда Катя побеждает и Данила решает
вернуться к людям, Хозяйка "улыбается светленько” и на Катю зла не
держит. Трагические ноты в образе Хозяйки заметнее не в этом сказе, а в
«Малахитовой шкатулке». Хотя Хозяйка и подчёркивает своё бесстрастие
("что каменной сделается?”), в её словах есть горечь отвергнутой любви.
Хорошо, если дети обратят на это внимание.
— С кем сражается Катя за свою любовь?
И с Хозяйкой, и с самим Данилой — ведь он добровольно ушёл в гору.
— Почему ей удаётся победить?
Главное оружие Кати и вся её одарённость — в умении верно и горячо любить. С этим оружием не могут справиться никакие чары.
— В каких ещё произведениях встречались вам героини, похожие на Катю?
В первую очередь вспоминается «Снежная королева» Андерсена. Можно
развернуть это сопоставление, сравнить не только Катю и Герду, но и
Хозяйку со Снежной королевой: образ Хозяйки сложнее, она не является
воплощением злых сил.
Возвращаясь к сопоставлению Кати и Данилы, можно задать вопрос по-разному.
— Как вы думаете, кто является главным героем рассказа «Горный мастер»: Данила, Катя или Хозяйка?
Или:
— Кто из героев больше вам понравился: Катя или Данила?
Главный герой сказа — Катя. Она же и самый целеустремлённый. В ней
есть один дар — дар любви. Она совсем не мастер, не художник; видение
каменного цветка не лишит её покоя: Катя "видит” одного Данилу,
остальное ей безразлично. Ей никогда не придётся, как Даниле,
разрываться между человеческой любовью и жаждой творчества и
совершенства. Катя "положительнее” Данилы, но кому-то трагический образ
мастера может оказаться ближе, и с этим не нужно слишком резко спорить.
Мы не можем сказать, как повела бы себя Катя, будь у неё такой же дар
художника, как у её любимого. Смогла бы добиться почти невозможного
благодаря своему упорству и бесстрашию? Страдала бы той же тоской о
недостижимой красоте?
— О чём задумывался Данила?
Вопрос можно задать, если не всё ещё сказано о трагичности его
судьбы. Данила задумывается о каменном цветке, вспомнить который ему не
дано. Катя же молчит, потому что всею своей любовью не может заполнить
эту пустоту.
Домашнее задание
Вариант 1
(Выбираем его, если далее последует урок внеклассного чтения по
сказам Бажова.) Выбрать один из сказов и приготовить рассказ «Волшебные
существа и люди в сказах П.П. Бажова: чем оборачиваются их встречи?»
(пересказ и вывод).
Какой бы сказ ни выбрали ученики, они должны заметить, что волшебные
существа в сказах Бажова людям не враждебны, но встреча с ними — всегда
испытание. Герой должен проявить лучшие стороны своей души: смелость,
бескорыстие, благородство — и будет вознаграждён. Однако эта "награда”
даст ему лишь относительное благополучие. А вместе с ней ему достанется
щемящее чувство утраты: волшебную красоту в мире Бажова человеку не дано
удержать в руках.
Комментарии к возможному уроку
Первая часть — "презентация” сказов, выбранных
учениками. Задание: описать, не называя, волшебное существо,
изображённое в сказе. Ученик описывает своего героя, одноклассники
должны угадать его имя и название сказа. Первого ученика выбирает
учитель по своему усмотрению, следующим может стать лишь тот, чей герой
ещё не был представлен. Учитель записывает на доске названия сказов, о
которых пойдёт речь на уроке. (Можно заранее распределить сказы между
группами учеников.)
Вторая часть. Ученики (желательно уже "дублёры”)
рассказывают о том, каким испытаниям подверглись герои сказов,
встретившись с этими волшебными существами. В итоге класс делает вывод о
том, что каждый получает по заслугам.
Чем же оборачивается для человека эта встреча? "К счастью” или "к несчастью” встретить волшебное существо?
Вероятно, мнения разделятся в зависимости от выбранных сказов. Более
"детские” и назидательные («Серебряное копытце» или «Голубая змейка»)
ближе к традиционной сказочной морали: зло в них наказано, добро —
награждено, встреча заканчивается благополучно. Более "взрослые” и
сложные («Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», «Синюшкин
колодец») в финале звучат трагически. Красота оказывается хрупким чудом;
герой прикасается к нему на краткое мгновенье и теряет навсегда.
Вариант 2
Прочитайте итальянскую сказку «Тайна Флорио». Приготовьте пересказ
близко к тексту. Перечислите, что у неё общего со сказами Бажова о
мастере Даниле (письменно, кратко, по пунктам). Можно предупредить:
оцениваются и качество, и количество найденных общих черт. Возможны
индивидуальные задания отдельным ученикам: сообщение о великих
скульпторах Флоренции эпохи Возрождения (краткий рассказ с
иллюстрациями).