Я знал одной лишь думы власть
Одну – но пламенную страсть...
Начало урока:
На прошлом уроке, ребята, мы с вами говорили об
особенностях композиции поэмы "Мцыри”, об
отношении автора к своему герою и определили
идею произведения.
- Как построена поэма? (2 главы – экспозиция, 24
главы – исповедь, герой рассказывает о своих
мыслях и чувствах).
- Почему именно такую форму выбрал писатель?
- При чтении любого художественного
произведения чувствуется отношение автора к
своему герою. Каково отношение Лермонтова к
Мцыри? (Сочувствует герою, восхищается силой его
духа).
- Какова идея* поэмы? (*Идея –
отношение писателя к изображаемым им событиям.Мы
с вами знаем, что идею свою писатель воплощает в
художественных образах (идея в них живёт и
развивается, движет действие).
Лермонтов утверждает идеал свободной личности,
её права на жизнь, независимость.
Задачи урока.
Итак, мы подошли к теме урока и к задачам,
стоящим сегодня перед нами. Они довольно сложны и
потребуют от вас сосредоточенной,
целенаправленной исследовательской работы. Я
подчёркиваю слово исследовательской, так нам
предстоит заглянуть в мастерскую художника
слова. Что же это за задачи? Их две.
- Литературоведческая: рассмотреть основные
образы поэмы с точки зрения выражения в них
авторской идеи.
- Лингвистическая. На уроках русского языка
мы изучили тему "Однородные члены предложения”.
В художественной литературе конструкции с
однородными членами имеют экспрессивные
возможности. Понаблюдаем, как Лермонтов
использует эти возможности и как конструкции с
однородными членами работают в языке
художественного произведения для выражения
авторской идеи.
Новая тема.
Одна из основных проблем поэмы – проблема
свободы. Все, что с ней связано, стягивается к
трём тесно соприкасающимся и последовательно
расположенным художественным образам. Каким?
(Монастырь – природа – Родина).
Работа с текстом. Монастырь. Герой и
люди.
- Как воспринимает его Мцыри?(Кельи душные,
сумрачные стены, плен, тюрьма).
- Почему Мцыри чувствует себя одиноким, ведь
есть монахи, почему они не кажутся ему
спасителями? (Разные взгляды на жизнь.Они требуют
отказаться от себя, от убеждений, надежд и от
свободы.)
Подведем небольшой итог и свяжем с темой: все,
что связано с монастырём воспринимается как
враждебное живой душе, как противоестественное,
так как монастырь враждебен воле, подавляет
человека. Герою это чуждо, он не принимает мир как
данность.
- Что предпринимает герой? Какую цель
преследует? (Текст.Узнать, прекрасна ли земля...)
- Что же узнал и увидел Мцыри, вырвавшись из
монастырского плена? (Природа многогранна, она
меняется, то показывая свои прелести, то
поворачивается мрачной стороной к герою.)
Работа с текстом. Герой и природа.
- Проследите, как меняются картины природы. Как
вы думаете, почему природа меняется? (Очень часто
описание природы сравнивается с человеческой
жизнью.Поэт наделяет её теми же качествами,
которые присущи людям).
- Как это связано с идеей произведения? (Всё в
мире природы существует свободно. В этом смысл
жизни. Человек тоже рождён для воли).
- Почему здесь Мцыри не чувствует себя одиноким?
(Здесь жизнь, с её напряжениями, бурями,
опасностями. Всё это сродни характеру героя).
- Что является для Мцыри идеалом свободы?
(Родина. Хотя герой попадает в плен ребёнком, он
постоянно держит в памяти родные картины. Текст.Родина
ему дороже всех благ.Текст.)
- Почему, ради чего страдает Мцыри? (Образ Родины
особенный в поэме. Лермонтов нарисовал
идеальное, свободное, гармоническое
общество.Герой верит в этот реально существующий
идеал. Вера помогает ему в жизни. У него есть цель,
захватившая всё его существо. У каждого человека
должна быть цель в жизни, тогда только жизнь
будет иметь смысл.)
- Почему же герой умирает? О чём жалеет в
последние минуты? (Работа с эпиграфом.)
Перед нами прошла короткая, трагическая, но
яркая жизнь юноши – горца. Мы волновались,
переживали вместе с героем.
- Какие средства выразительности помогают нам
увидеть, пережить события и понять авторскую
идею? Какое средство встречается чаще всего?
(Сравнения. Примеры - текст.)
- На сегодняшнем уроке мы поговорим о
выразительных возможностях конструкций с
однородными членами. Дайте определение
однородных членов предложения.
- В каких эпизодах чаще всего используются
конструкции с однородными членами? (Работа в
группах.Учащиеся находят эпизоды, зачитывают.)
- Рассмотрим эпизод, который является
кульминационным в поэме. Что называется
кульминацией? Какой эпизод, по-вашему, является
кульминационным? Почему? (Коллективная
исследовательская работа – анализ эпизода "Бой
с барсом”. В нём – честная борьба, проявление
силы, мужества, то есть лучших качеств героя. Поэт
любуется отвагой, мужеством Мцыри. В этом эпизоде
всё подчинено выявлению душевного состояния
героя – слова, интонация, ритм стиха, система
переносов, пауз. Найдите однородные члены
предложения. Какие конструкции здесь
преобладают? (С однородными
сказуемыми.Предложения с однородными сказуемыми
обладают экспрессивной возможностью передавать
движение и его характерные особенности.)
- Какую же роль в выражении авторской идеи
играют однородные члены предложения? (При помощи
однородных членов Лермонтову удаётся выразить
душевное состояние героя, нарисовать картину
родины Мцыри, показать готовность вступить в
борьбу, проявить отвагу, мужество, чтобы
утвердить себя как личность.)
Чтение наизусть.
Итог урока.
- Как вы думаете, а сегодня проблемы, поднятые в
поэме "Мцыри”, актуальны? Что это за проблемы? |