- формирование навыков самостоятельной работы с
источниками, грамотного оформления сообщений;
- развитие монологической речи учащихся, их
творческих способностей;
- воспитание любви к поэзии и живописи,
воспитание эстетически развитого вкуса.
Оформление доски:
1. На доске записывается тема урока.
2. В качестве эпиграфа строки из стихотворения
А.С. Пушкина "Осень".
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
3. Репродукции картин русских
художников-пейзажистов (осенние пейзажи).
При наличии компьютера и проектора можно
использовать презентацию
Урок предваряет домашнее задание, полученное
за 3-4 недели до него и выполняемое по группам или
индивидуально по желанию учащихся:
- первое задание - найти стихи русских поэтов об
осени, оформить их в книжечки (рукописные
сборнички), проиллюстрировать;
- второе задание - подготовить сообщения о
русских художниках, чьи осенние пейзажи наиболее
известны, и найти репродукции их картин;
- третье задание - подготовить собственные
поэтические произведения.
(Готовность заданий предварительно
контролируется, по мере необходимости даются
советы, рекомендации, некоторые учащиеся
привлекаются к созданию презентации).
1. Краткое вступительное слово учителя.
Писатель К.Г. Паустовский писал, что сила
эстетического воздействия нашей природы так
велика, что не будь её, "... у нас не было бы такого
блистательного Пушкина, каким ом был. И не только
Пушкина, но и Лермонтова, Чайковского, Чехова,
Горького, Тургенева, Льва Толстого, Пришвина и не
было бы плеяды замечательных художников -
пейзажистов: Саврасова, Левитана, ... Нестерова,
Репина, Ромадина и многих других". Общение с
природой делает нас духовно богаче, добрее,
восприимчивее ко всему окружающему. Мы должны
быть благодарны русским поэтам и художникам,
которые сами любят неброскую нашу природу, умеют
видеть её красоту и нас учат этому. Поэтому я и
решила предложить вам цикл уроков - путешествий
по временам года. Начинаем наше заочное
путешествие с осени.
Итак, первый этап нашего урока - "Осень в
поэзии". Знакомимся с результатами вашей
исследовательской работы.
2. Учащиеся представляют свои проекты -
книжечки, рассказывают, кого из поэтов и почему
они включили в сборники, зачитывают выразительно
или наизусть одно из стихотворений,
демонстрируют свои иллюстрации к ним.
(В процессе предварительных консультаций
учитель распределит стихотворения так, что они
все могут прозвучать на уроке).
Параллельно выступлениям класс работает в
тетрадях: записываются имена поэтов, названия
произведений, цитируются понравившиеся строки.
Страница тетради может быть поделена пополам,
тогда слева ведутся записи "Осень в поэзии", а
справа - "Осень в живописи". (Основные сведения в
виде краткой записи ученикам представляются на
экране).
После чтения каждого стихотворения можно
применить элементы краткого анализа: каков
основной поэтический образ? Какие
изобразительные средства использовал автор? И
др.- в зависимости от подготовленности класса.
А теперь обратимся к живописи.
Какой увидели осень русские художники -
пейзажисты?
Вспомните, что такое пейзаж? Что является
предметом изображения художников - пейзажистов?
Слушая сообщения одноклассников и делая записи
в тетрадь, попытайтесь сопоставить изображение
осени в живописи и в поэзии. Можете отметить, что
и в чьих картинах созвучно стихам А.С. Пушкина или
И.А. Бунина, Ф. И. Тютчева или С.А. Есенина.
Учащиеся рассказывают об осенних пейзажах
Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича
Поленова, Ильи Семёновича Остроухова, Игоря
Эммануиловича Грабаря, Николая Михайловича
Ромадина.
(Учащиеся дают очень краткую биографическую
справку, останавливаясь более подробно на
отношении художников к осени, рассказывают о
создании осенних пейзажей, дают словесное
описание полотен).
Давайте обобщим то, что мы увидели и услышали.
Какой же образ осени создали художники?
Учащиеся отмечают, что у всех художников есть
картина под названием
"Золотая осень". Это название стало
своеобразным образом - символом русской осени,
прочно вошло в русский язык и стало широко
использоваться в художественной литературе.
Первым данное название появилось у художника
И.С. Остроухова, его мы и называем "автором"
этой метафоры. Ученики делятся также своими
впечатлениями, какие картины произвели на них
наибольшее впечатление, какие поэтические
ассоциации вызвали те или иные пейзажи,
оценивают выступления одноклассников.
3. Подводя итог сегодняшнего урока, я хочу
напомнить вам об одном моменте.
Помните, в начале учебного года я спрашивала о
ваших любимых временах года?
Вы называли лето, потому что - каникулы, зиму,
потому что - любимый всеми Новый год. И никто не
назвал осень. Но сегодня, я думаю, многие из вас
измени свое отношение к этой, по словам Тютчева,
"дивной поре".
4. Домашнее задание даётся по выбору:
- выучить понравившееся стихотворение;
- написать сочинение - миниатюру об осени;
- написать сочинение - описание понравившейся
картины.
|