Среда, 24.04.2024, 13:41                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»
14.01.2013, 11:44

Цель урока: осмысление содержания, художественный анализ текста, наблюдение за развитием сюжета и поведением героев.

Задачи урока: 1) обучающие: определить идейное содержание стихотворения;

2) развивающие: развивать умение анализировать поэтический текст;

3) воспитательные: воспитывать уважения к великому прошлому России, гордость за русский народ.

Вид урока: урок - презентация.

Технологии: проблемное обучение, индивидуализация обучения.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, репродукции картин С.Герасимова «М.И.Кутузов под Бородином», А.Тубо «Бородинская битва» и др.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Ребята! Мы продолжаем знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова. Поэт горячо любил свою родину, любил Москву, где прошла его юность, любил простой русский народ. Ему нравились люди смелые, отважные, свободолюбивые, готовые бороться за свободу. В 30-е годы 19 века, разочаровавшись в своём поколении, он обращается к событиям Отечественной войны 1812 года и отражает их в стихотворении «Бородино».

- Почему так названо стихотворение? Чему оно посвящено?

- Что вам известно о Бородинском сражении?

III. (Историческая справка – индивидуальное задание) (Слайды 2-3)

- Бородинское сражение – великое историческое событие, предмет гордости всего русского народа. Бородинской битве, изображению подвига народа многие художники посвятили свои полотна. (Слайды 4-6 ).

- Как об этом событии рассказывает М.Ю. Лермонтов?

Сегодня на уроке мы должны осмыслить содержание, провести художественный анализ текста, понаблюдать за развитием сюжета и поведением героев. Нам предстоит выяснить, как поэт изображает Бородинское сражение и каким показывает русского солдата.

(Слайд 7 – тема урока)

«Бородино»- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

Сейчас мы прослушаем стихотворение «Бородино». Чтобы было лучше понятно содержание, давайте проведем словарную работу и выясним значение устаревших слов.

IV. Словарная работа. (Слайды 8-14)

Редут, лафет, бивак, кивер, уланы, драгуны, басурманы, сеча, картечь.

V. Выразительное чтение стихотворения (читают учащиеся).

VII. Беседа с учениками по тексту стихотворения «Бородино».

-Какова его тема? О чем оно? (О войне 1812 года, о Бородинском сражении).

(Слайды 15-25)

- В чем особенность построения стихотворения? Что оно собой представляет?

(Перед нами диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором «недаром помнит вся Россия».)

- Когда происходит этот разговор, сразу после сражения или через много лет?

(Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком.)

- С чего начинает свой рассказ ветеран? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием?

(Он с гордостью говорит о славных людях-богатырях, участниках Бородинского сражения, сравнивает их с нынешним поколением.)

(Да, были люди в наше время.

Не то, что нынешнее племя.

Богатыри – не вы!)

-Кто рассказывает о сражении?

(Старый солдат, участник событий, артиллерист.) (Слайд 26)

- Почему рассказ о великом историческом событии доверен именно ему?

(Это простой солдат, рядовой участник событий, испытавший на себе все тяготы войны, очевидец. Для придания достоверности изображаемому автор вводит этого рассказчика

Вывод: Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.

- Поэт не дает в стихотворении описания внешности рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы его представляете? Давайте нарисуем его словесный портрет.

(Человек лет 45-50, с простым русским лицом, волосы и усы подернуты сединой – слишком много пережито, на лице, возможно, остались шрамы – страшные следы войны. На голове – кивер.)

- Какие качества этого солдата вы можете назвать? Давайте снова обратимся к тексту стихотворения.

а) решительность:

«Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?» (3 строфа);

б) скромность, патриотизм: «Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

в) воинское братство, гордость:

«Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…» (9 строфа)

г) готовность сложить голову за Родину на поле брани:

«И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой»

в) мужество, смелость:

«Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);

«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)

-Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?

(Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них).

-От какого лица ведёт повествование старый солдат?

(Речь неспешная, эмоциональная, соединение «я» и «мы»).

«я»- это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверной. Рядовой боец - скромный участник битвы.

Вывод: Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.

«Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа);

«Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа);

«Мы ждали третий день…» (6 строфа);

«Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа);

«И умереть мы обещали…» (9 строфа).

-Каким был бой?

- Как изображена Бородинская битва в стихотворении?

- Сколько строф автор отводит описанию самого сражения? 3 строфы. Почему? Ведь описанию подготовки к бою отведено 7 строф?

(Для поэта важно было передать мысли, настроения, чувства русских людей.)

- Каким же был бой?

Историческая справка. 

Вот как вспоминает сражение один из историков-очевидцев:

«Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском…»

- А как описывает бой Лермонтов? (Зачитать текст)

(Тяжёлый бой, он потребовал мужества от солдат, скольких жизней стоила победа).

Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на призыв своего командира- "отца” отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это.

И умереть мы обещали

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой.

-И вот бой начался. Как отражена динамичность боя?

(Автор использует большое количество глаголов). Давайте их перечислим. - - Чем еще увеличивается впечатление динамичности? (фотографическим перечислением предметов и действий)

- Как передана ожесточенность боя, какими выражениями ("гора кровавых тел”, "рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное перечислением ("смешались в кучу кони, люди”), звуки орудий). (Слайд 28)

- Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление голоса, нагнетающая интонация)

- Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает свое сообщение. Прочитайте их: "Ну ж был денек!”, "Вам не видать таких сражений”, "Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!”

(Риторические восклицания) Слайд 29

- Зачем автор использует такой прием?

С одной стороны, создается впечатление диалога, а с другой - показывает, что участник Бородина заново переживает бой. (Рассматриваем иллюстрации к стихотворению.)

- Рассказ заканчивается словами, рисующими настроение армии после боя, ее уверенность в одержанной победе и готовность возобновить бой.

Какими словами это выражено?

- Как вы понимаете выражение "до конца стоять”? В последних строках этой строфы вновь меняется интонация. Мы как бы слышим тяжелый вздох ветерана. Пауза. Понурив голову, старый солдат грустно произносит: "Тогда считать мы стали раны, товарищей считать”.

Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика, поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро, сильно он произносит: "Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”.

-Какие чувства выражены в стихотворении?

(Гордость за русских солдат и скорбь о погибших)

-В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?

(Русские люди не жалеют ничего для победы над врагом. Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение.

Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной).

(Слайды

В каких словах выражена идея стихотворения?

Да, были люди в наше время!

VIII. Итоги урока.

IX. Домашнее задание.

1-ая группа – подготовить вопросы для викторины по стихотворению «Бородино»; 2-ая группа – выразительно читать стихотворение, подготовить иллюстрации.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русской лит, конспект урока русской литературы, методические наработки учителя лите
Просмотров: 5186 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru