Воскресенье, 24.11.2024, 05:46                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Библейские мотивы в творчестве А.А. Ахматовой
16.08.2012, 20:04

Цель урока: привлечь внимание учащихся к новому аспекту в изучении творчества А.А.Ахматовой; показать духовные, поэтические истоки и своеобразие "Библейских стихов”.

Ход урока

*На фоне музыки звучит акростих:
Ангел лёг у края небосклона.
Наклоняясь, удивился безднам.
Новый мир был тёмным и беззвёздным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона.
Алой крови робкое биенье,
Хрупких рук испуг и содроганье,
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.
Тесно в мире! Пусть живёт, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.

Слово учителя: Сегодня на уроке продолжаем разговор о творчестве Анны Андреевны Ахматовой. Мы говорили о том, что основной темой её творчества была любовь. Но стихи о любви у Ахматовой не фрагментарные зарисовки, не разорванные поэтические этюды. В них огромная обобщающая сила. Стихотворение может начинаться как непритязательная песенка, а заканчиваться библейски:

Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю…
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.

И всё личное восходит к общему, сливается с ним.

Сегодня мы обращаемся к библейским мотивам в творчестве А.Ахматовой. И делаем это не случайно. В любых обсуждениях судьбы библейских мотивов в русской поэзии 20 века имя Ахматовой возникает одним из первых – как автора "Рахили”, "Лотовой жены” и "Мелхолы”. Творчество А.Ахматовой, как и многих поэтов "серебряного века”, отличается интересом к данной теме. Этот интерес обусловлен своеобразием мироощущения, особым состоянием души поэта. Но эти замыслы 20-х г.г. имели свою предысторию – явное и полускрытое присутствие библейских аллюзий (намёков) в стихах, не украшенных каким-нибудь именем из Священного писания. Давайте послушаем несколько стихотворений.

*Звучат стихотворения (из сборника "Чётки” "Дал ты мне молодость трудную”
1912 г., из сборника "Белая стая” "Под крышей промёрзшей пустого жилья” 1915г.) и
короткий комментарий к ним. – Какие ещё наблюдения вы смогли сделать, знакомясь с биографией и творчеством, читая стихи А.Ахматовой?

*Ахматова была человеком верующим, посещающим храмы, знающим традиции и обычаи православных людей – об этом говорят многие детали, строки, образы, встречающиеся в её стихах:

А юность была – как молитва воскресная,
Мне ли забыть её?..

...Напев Херувимской
У закрытых дверей дрожит:
Поднимались, как к обедне ранней...

И я стану – Христос помоги! –
На покров этот, светлый и ломкий...

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу...

Я у Бога вымолю прощенье
И тебе, и всем, кого ты любишь.

Много нас таких бездомных,
Сила наша в том,
Что для нас, слепых и тёмных,
Светел божий дом,
И для нас, склонённых долу,
Алтари горят,
Наши к божьему престолу
Голоса летят.

– Трудно разделять жизнь и творчество Ахматовой. Одно давно проросло в другое. А чтобы лучше понять поэта, давайте обратимся к драгоценным воспоминаниям тех, кто имел счастье знать, слушать, видеть Анну Андреевну, к материалам, которые дополнят и прокомментируют то, что было сказано ранее.

*В большой статье об А.Ахматовой А.Марченко приводит следующие факты в подтверждение вышесказанного: " ... первоначального религиозного воспитания не получила. В семье Горенко, как и во многих интеллигентных семьях предреволюционной поры, отношение к религии было более чем спокойным. Православные праздники, естественно, соблюдались, но скорее бытом, чем церковно, то есть следили за тем, чтобы к Пасхе и к Рождеству в доме было вычищено-натерто и стол не хуже, чем у людей. Однако и Ия, которую в семье в шутку называли монашенкой, и Анна, подрастая, наперекор семейной традиции стали проявлять непонятную матери религиозность с некоторым даже налётом экзальтации. Анна Андреевна не любила вспоминать о том, что была воспитанницей Смольного института благородных девиц. А уж о том, почему её оттуда забрали, – тем более. Однако из других источников известно, что взять её родителям пришлось из-за того, что девочку нашли лежащей на полу институтской церкви в состоянии обморока. Повторялись ли подобные приступы религиозного экстаза у Ани Горенко в отроческие годы, мы не знаем. Но одна из её товарок по киевской гимназии (1907) оставила такое важное свидетельство: "Киевская весна. Синие сумерки. Над площадью медленно разносится благовест. Хочется зайти в древний храм Св.Софии, но ведь я принадлежу к "передовым” и в церковь мне не подобает ходить. Искушение слишком велико... хочется отойти от обыденного. В церкви полумрак. Народу мало... в тёмном приделе вырисовывается знакомый своеобразный профиль. Это Аня Горенко. Она стоит неподвижно...Взгляд сосредоточенно устремлён вперёд. Она никого не видит, не слышит. Кажется, что она и не дышит...”

*А.Найман в книге "Рассказы о Анне Ахматовой” пишет следующее: "Церковные установления были для неё непреложны, и она рассказала мне после поездки в 1965 году в Англию, как её спросили в Лондоне, не хочет ли она встретиться с тамошним православным архиереем. "Я отказалась. Потому что говорить ему всю правду я не могла, а не говорить правды в таких случаях нельзя ”.

Но в последние годы она в церковь не ходила. Зайти, покреститься, постоять могла, церковный календарь всегда держала в голове, знала его хорошо, хорошо знала службу. В Прощёное воскресенье 1963 года сказала: "В этот день мама выходила на кухню, низко кланялась прислуге и сурово говорила: "Простите меня, грешную”. Прислуга так же кланялась и так же сурово отвечала: "Господь простит. Вы меня простите”. Вот и я теперь у вас прошу: "Простите меня, грешную”.

Но если воспользоваться её собственными словами, она скорее была " вне церковной ограды”, во всяком случае в конце жизни.

На Пасху 1964 года я получил от неё письмо, там были такие фразы: " По новому Мишиному радио слышала конец русской обедни из Лондона. Ангельский хор. От первых звуков – заплакала. Это случается со мной так редко”.

* Говоря о фактах, влияющих на выбор темы, хотелось сказать о следующем. В 1921 году Ахматова встретилась с Артуром Лурье. И возникли библейские ассоциации. Семь лет, прошедшие со дня их недолгого романа напомнили о родоначальнике израильского народа, патриархе Иакове, семь лет ждавшем в жёны Рахиль. В конце 1921 года Ахматова начала писать стихотворение "И встретил Иаков в долине Рахиль...”:

Рахиль! Для того, кто во власти твоей,
Семь лет – словно семь ослепительных дней.

Весной 1922 года Ахматова читала его Корнею Чуковскому и пояснила: " Открыла Библию (загадала), и мне вышел этот эпизод. Я о нём и загадала”.

Но возникновение всякого поэтического замысла не может объясняться только интимно – биографическими побуждениями. Он всегда обязан пересечению нескольких моментов, вырастающих из разных сфер, в том числе и из саморазвития поэтики, и из литературной политики, и из неумолчного диалога с поэтическими предками и современниками. В случае с ахматовской "Рахилью” тоже можно привести серию разнообразных, литературных поводов.

11 февраля 1921 года в иерусалимской газете "Гаарец” появился перевод стихотворения "Сжала руки под чёрной вуалью...” на иврит. Это был едва ли не первый перевод стихов Ахматовой на другой язык. В российской печати сообщение о переводе Л.Яффе появилось только в 1922 году, но слух о переводе её стихов на "библейский”, конечно мог дойти до неё и в 1921 году, подтолкнув к прямому обращению к библейским сюжетам. Другой вызов шёл со стороны отечественной критики. Надо сказать, что Ахматова навсегда запоминала упрёки в свой адрес и рано или поздно отвечала на них, прямо или косвенно, в стихах или прозе. Одним из частых попрёков было отсутствие у неё разработанной темы материнства. Ей ставили в пример других поэтесс, например, Марию Шкапскую и Татьяну Ефименко. У Ефименко было стихотворение "Немилый день сквозь шторы натекает...” с эпиграфом "Дай мне детей; а если не так, я умираю. Бытие, гл.30”. Ахматова ответила на вызов и показала другую Рахиль.

* Чтение наизусть стихотворения "Рахиль”.
– Расскажите эту библейскую историю.

– Можем ли мы говорить, что это точное переложение библейской истории? *Анна Андреевна Ахматова, прекрасный знаток Священного Писания, автор "Библейских стихов”, в разговоре о творчестве любимого ею И.Бродского, "когда после "Исаака и Авраама”, всеми любимых и высоко оценённых, он начал ещё одну вещь на библейский сюжет, высказывалась резко в том смысле, что Библия – не сборник тем для сочинения стихов, и хотя каждый поэт может натолкнуться в ней на что – то своё собственное, но тогда это должно быть исключительно личным” ( Найман А. Славный конец бесславных поколений. М.:Вагриус,1999). Высказывание, на первый взгляд парадоксальное. " Исключительно личное ” – в Библии? Но ведь об этом же говорил Гуковский , считавший эти "фабульные, библейские стихи / Ахматовой/ гораздо интимнее сероглазого короля и проч.” (Гинзбург Л. Литература в поисках реальности. Л., 1987). – Что же здесь исключительно личное? О чём это стихотворение? *Стихотворение, конечно, о любви. Ахматова заимствует сюжет, но наполняет его новыми деталями, которых нет в Библии. Например, она говорит об Иакове, "страннике бездомном”: " стало в груди его сердце грустить”, а сердце сравнивает с "открытой раной”. В книге Бытия такая образность отсутствует, употребляется нейтральное выражение " Иаков полюбил Рахиль”. *В стихотворении, как и в Библии, отсутствует подробное описание событий. Пейзаж, который представлен в первой строфе, ассоциируется с препятствиями на пути влюблённых: долина, горячая пыль, источник завален огромным камнем. В момент встречи героев отсутствует живительная влага, и Иаков "камень своею рукой отвалил” – и вот она "чистая вода”. А в последней строфе "источник долины” назван "прозрачным” – таким предстаёт он в мечтах Иакова о "сладостном часе”, когда не будет преград на пути к любимой. Очевидно, что в стихотворении А.Ахматовой детали пейзажа имеют метафорический характер: реальная жажда людей и животных, находящихся в раскалённой пустыне, воспринимается как источник неиссякаемой любви Иакова к Рахиль.

– Какой предстаёт в стихотворении А. Ахматовой "Рахиль” библейская героиня? * В стихотворении, как и в Библии, нет портрета героини. Здесь есть лишь детали: "пушистые косы”, "весёлые взоры”, "голос голубиный”. Но красота её "ослепительна”, ведь для героя, который в её власти "семь лет – словно семь ослепительных дней”.

*Героиня не возвышается Ахматовой до какого-то нравственного эталона, наоборот, она показана земной женщиной, страдающей от обмана, ревнующей своего любимого, который ей не принадлежит, страсть переполняет её: "Сестру проклинает, и Бога хулит, и ангелу смерти явиться велит”. Но поэт её не осуждает. А говорит о том, что любовь достойна любых жертв.

*Ещё одна интересная деталь в стихотворении обращает на себя внимание: эпитет в заключительной строчке стихотворения "чёрная голубка”. Как антитеза белому цвету, символу чистоты и невинности, эпитет " чёрный”, вероятно, подчёркивает, что любовь героев чувственная, земная, что она способна лишить воли, рассудка, захватить целиком душу, что ради неё можно пойти на всё.

- Вот ещё одно стихотворение, которое примыкает к "Рахиль” – "Мелхола”.

* Чтение наизусть стихотворении "Мелхола”. – Как рассказывается история отношений Давида и Мелхолы в Библии? *Краткий пересказ фрагментов, близких к сюжету стихотворения. *...История взаимоотношений Давида и Мелхолы занимает в Библии не одну страницу, но Ахматова взяла только её фрагмент. Предлагаем заглянуть в творческую лабораторию поэта.

В двухтомнике Ахматовой (М.,1990) М.Кралин рассказывает об истории этого стихотворения: "В рабочих тетрадях Ахматовой сохранились следы работы над "Мелхолой”, начиная с 1959 года.” В.Л.Виленкин полагает, что "Ахматова, по – видимому, первоначально задумывая это стихотворение как балладу с драматическим сюжетом (Мелхола спасает своего юного мужа от убийц, подосланных коварным Саулом), в процессе работы пришла к совершенно иному решению”. "Необходимо добавить,– отмечает М.Кралин, – что приведённые в статье Виленкина отброшенные в процессе работы варианты могли быть отброшены и по другой причине: в них слишком явственно прочитывалась связь с личными бедами самой Ахматовой ( арест сына), что делало эти строки заведомо непроходимыми для печати.

На лестнице нашей, о горе, шаги
Идут за тобою враги
Хватайте ремень
Тебя отпущу я в безлунную тень.
Тебя я спасла, мой любимый, беги...
А в дверь уже громко стучали враги.

* Можно рассказать и ещё об одном замысле, связанном с историей Мелхолы. Об этом пишет Шимон Маркиш в своих воспоминаниях "Могучая евангельская старость” (Знамя,1997,№11): " Она вынула из какой – то папки листок с "Мелхолой”. Я прочитал, восхитился, как и подобало, но не отважился сказать, что два старых стихотворения лучше нового. Мы заговорили о Библии, Анна Андреевна осведомилась, насколько я знаю и помню Священное Писание. Мне представлялось, что я знаю и помню неплохо. А историю царя Давида? И её тоже. Так что же было дальше с Мелхолой? – продолжался экзамен. Я бодро ответил: Мелхола спасает мужа от гнева отца. Саул отдаёт дочь другому, после гибели Саула Давид требует жену обратно, и, наконец, самое знаменитое – Давид, уже воцарившись, "скачет и пляшет” (эти слова из синодального перевода я помнил точно) перед Ковчегом Завета, Мелхола усматривает в этом унижение царского достоинства и корит супруга, за что Господь поражает её бесплодием. Анна Андреевна внимательно выслушала и задала ещё вопрос: а что было с её мужем, когда Давид потребовал вернуть Мелхолу? Я не знал. Анна Андреевна была очень довольна – улыбнулась торжествующе и сказала (помню хорошо и поэтому ставлю в кавычки): " Её посадили на телегу и повезли, а муж бежал за телегой и плакал. Вы себе представляете, как он должен был плакать, чтобы Библия это запомнила”. Конечно, я мог бы возразить, что Библия запомнила немало других слёз, в том числе слёз самого Давида, но, конечно, промолчал. Да и было это совершенно неважно. Важно был то, что в первый и последний раз мне открылся ахматовский замысел – сюжет ненаписанной баллады”.

– Интересно оценил это стихотворение К.Чуковский: "Первая половина могла быть и у Алексея Толстого – там элемент оперы, но вторая по смелости, подлинности и силе – только Ахматовой”.

– Какова композиция стихотворения? (8 и 18 строк)

– Кого можно увидеть за образом отрока – Давида?

*Давид – по Библии – создаёт псалмы – он поэт – пророк и миссия его значительна. В стихотворении "отрок” (творец, поэт), в котором "огонь дивный горит”, " играет безумцу царю”. Он способен и "ночь рушить”, и "победную кликать зарю”. Велика миссия поэта.

– В чём же "смелость, подлинность и сила” второй части? О чём она?

*В центре стихотворения находится борьба разума и сердца. Героиня рассматривает свою любовь к Давиду как "бесстыдство” и "униженье”. Она, "царская дочка”, оскорблённая желанием отца отдать её простому пастуху, в то же время "хочет…Давида”, она полюбила этого "бродягу " и "разбойника”, в глазах её "исступленье”. "Не волей своею она говорит” ( а чувством): " И мой помрачается дух”. Любовь лишает её воли. Она понимает, что её внимания должен был удостоиться кто-то "из придворных вельмож”, но "никто…увы, на него не похож”.

– И стихотворение в конечном варианте не о спасении Давида. А о чём?

* О том, что ест в нём непонятная сила и завораживающая красота, он способен и помогать и покорять сердца.

– Почему в конце стихотворения вновь появляются солнца лучи? Что они несут?

*Поэт вносит "солнца лучи” – свет, гармонию в мир и в измученное сердце героини.

– Третье из " Библейских стихов” – "Лотова жена”. Вспомните и расскажите библейскую историю...

* Чтение стихотворения "Лотова жена”. – В Библии жену Лота заставляет оглянуться скорее любопытство. А в стихотворении? *Тоска по родным местам, желание ещё раз увидеть место, с которым связано столько дорогих сердцу воспоминаний. Она страдает от необходимости покинуть родной город, осуждённый на гибель. – На что в стихотворении А.Ахматовой обращен этот " единственный взгляд”? *На "родной” Содом. Библейский Содом является синонимом греха. Но у Ахматовой он становится просто гибнущим городом. А безымянная героиня, возможно, одной из женщин, преданных своему родному городу.

– В Библии нет описания Содома. Откуда же образ "красных башен”?

*Красные башни наталкивают многих исследователей на мысль, что А.Ахматова хотела намекнуть на Москву. Но мы знаем, что родным для Ахматовой был Петербург, и революция, и последующие события коснулись именно его, и уезжали её друзья в эмиграцию (а можно провести и такую параллель) из Петербурга, а не из Москвы.

– Что ещё включает в себя понятие "родной Содом”?

*Всю прошлую жизнь: высокий дом, "где милому мужу детей родила”, двор, "где пряла”, площадь, "где пела”. Она привязалась именно к родному, семейному очагу, до последней мелочи знакомому дому.

– Почему оглянулась только жена?

*Родной город не отпускает душу героини. "Праведник шёл за посланником Бога”. В жене же "говорила тревога”.

– Почему гибнет героиня?

*Варианты ответов:

– Не от божественной кары. Гибель вызвана "смертной болью” в сердце, лишившей её глаза возможности смотреть на гибель "родного содома”. Её глаза и душа "скованы” этой болью. Её "быстрые ноги к земле приросли”: не только глаза, но и всё тело застыло, "сделалось …прозрачной солью”. Соль в нашем представлении ассоциируется обычно с горькими, порождёнными страданием слезами.

– Наказана Лотова жена за верность былому, жертва, которая принесена, связана с идеей преданности грешной, Богом оставленной, гибнущей Родине, но нельзя спасти её в одиночку и нельзя спастись в одиночку.

– За нежелание бросить всё и безоглядно идти к новой жизни.

– Кто героиня стихотворения? Можно ли говорить, что поэтесса и её персонаж – одно лицо?

*Нет. Даётся как бы взгляд со стороны, позволяющий осмыслить происходящее.

*В последнем четверостишии открыто выражается авторская позиция ( чего нет в двух других стихах). Переполненность чувствами не только оправдывает героиню, но, с точки зрения автора, даёт право оглянуться на родной город:

Лишь сердце моё никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

В те годы, когда Ахматова писала эти стихи, когда тысячи людей теряли свою жизнь и родину, жена Лота может "мниться” "меньшей…из утрат”. Но для поэта она является символом верности родине и самой себе. – Ахматова, не отождествляя себя с героиней, даёт женский взгляд на библейские истории, подчёркивает в своих стихах нераздельность судьбы поэта и судеб других женщин, чьё горе она чувствовала себя призванной выразить в слове.

Об этом отчасти и поэма А.А.Ахматовой " Реквием”. Значимость родного дома, а точнее, семьи отражена и в этом произведении. Я предлагаю вам сейчас посмотреть фрагмент фильма, посвященного А.Ахматовой, где речь пойдёт о её поэме. В начале фрагмента вы услышите в исполнении Анны Андреевны начало поэмы " Вместо предисловия”.

* Просмотр фрагмента фильма. Домашнее задание. Познакомиться с поэмой "Реквием” и письменно высказать ваши впечатления от поэмы и вопросы, которые возникнут при её чтении; попробуйте сформулировать мысль о точках соприкосновения "Библейских стихов” и "Реквиема”.

– Заканчивая урок, пробуем объяснить, что позволило А.Ахматовой объединить эти три стихотворения в единый цикл?

* 1. Героини "Библейских стихов” – Рахиль, Лотова жена, Мелхола – женщины.
2. Стихи построены на ветхозаветных сюжетных ситуациях.
3. Стихи учитывают особенности библейских текстов: они лаконичны, чувства героев сдержанны, большое значение играют детали.
4. Эпиграфы отсылают к тексту – источнику и определяют основное содержание библейских легенд, которые отражает автор.
5. Все эти стихи содержат автобиографический подтекст.
6. Ахматова делает миф " своим”, потому что скрывает за ним свои чувства и потому что домысливает миф, оживляет чувства и мысли библейских героинь.
7. Все эти истории – о верности любви. И неотступность Иакова, для которого семь лет испытания "словно семь ослепительных дней”, и жена Лота, "отдавшая жизнь за единственный взгляд”, и Мелхола, преодолевшая униженье быть отданной в жёны "бродяге, разбойнику, пастуху” и нашедшая иные ценности:

А солнца лучи... а звёзды в ночи...
А эта холодная дрожь.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русскоой лит, конспект урока русской литературы, методические наработки учителя лите
Просмотров: 2269 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru