Цели первого урока:
- Познакомить учащихся с некоторыми вехами
биографии А. П. Платонова и его эпохой.
- Раскрыть образную систему рассказа и авторское
отношение к изображаемому.
- Воспитывать у учащихся интерес к творчеству
писателя и его времени.
Оборудование: портрет А. П. Платонова,
ТСО (проектор, экран, компьютер), рассказ А. П.
Платонова "В прекрасном и яростном мире".
Методические приемы: тестирование,
рассказ учителя, сообщение учащегося, словарная
работа, беседа по вопросам.
Словарная работа: букса, инжектор,
петарда, реверс, тендер.
Ход урока
Жизнь сразу превратила меня из
ребенка во взрослого человека, лишая юности.
А. П. Платонов.
I. Проверка домашнего задания.
Тестирование. Проверка знания текста (текст
прочитан заранее)
(+ ) Мальцев был еще молод - ему было лет
тридцать, но он уже зарекомендовал себя как
талантливый машинист.
(+)Машинист Мальцев чувствовал, что лучше него
никто не водит поезда, никто не может разделить с
ним радости единения с машиной, поэтому "скучал
от своего таланта".
(+)5 июля Мальцев совершил свою последнюю
поездку в качестве машиниста курьерского поезда.
(-) Помощник Мальцева оказался равнодушным
человеком: он не пытался помочь ему, не защищал
перед следователем.
(+) Следователь изображен недоверчивым
человеком. Он не верит Мальцеву.
(-) Мальцева осудили на большой срок.
(-) Мальцев "осунулся и постарел", лишился
смысла жизни из-за того, что Костя не захотел его
защищать.
(-) Костя не взял Мальцева на паровоз, хотя он его
об этом очень просил.
(-) К Мальцеву уже никогда не вернулось зрение.
(+) Отношения Мальцева и Кости изменились. Они
стали родными, появилась ответственность друг за
друга, желание защитить.
II. Слово о А. П. Платонове.
1. (Сообщение подготовленного ученика,
сопровождаемое слайдами).
Всю свою жизнь А. Платонов размышлял о судьбе
человека, ему очень хотелось помочь человеку в
таком неустроенном, тревожном мире, полном
жестоких опасностей и поворотов истории.
Андрей Платонов обладал талантом слышать чужое
горе, ощущать эту великую неустроенность мира.
Жизнь Платонова была связана с важнейшими
историческими событиями: Первой мировой войной,
революцией, коллективизацией деревни. Платонов
познал столько горя, что оно не отпускало
писателя до конца дней. В малолетстве ему
пришлось нищенствовать (одно время семья
достигала десяти человек, а работал только отец).
А. П. Платонов рано испытал горечь безвозвратных
утрат (голодной смертью умирали младшие братья и
сестры), познал тяжелый наемный труд, участвовал
в Гражданской войне и строительстве новой
деревни. Все это сформировало душу и характер
Платонова с его болезненным неравнодушием к
нужде и человеческому страданию.
Платонов - псевдоним писателя, образованный из
имени отца - Платона Фирсовича. Родовая фамилия
его - Климентов. А. П. Платонов родился 1 сентября
1899 года недалеко от Воронежа, в Ямской слободе.
Дед будущего писателя был шахтером, отец -
мастеровым человеком, мать - Мария Васильевна -
вела хозяйство, своей теплотой и сердечностью
поддерживая многочисленное семейство. Андрей
Платонов был участником Великой Отечественной
войны. Летом 1944 года он попал под бомбежку, у него
оказались поврежденными легкие. 5 января 1951 года
А. П. Платонов умер. Писатель ушел, но оставил свои
книги, полные добра и человечности.
2. Слово учителя.
Мировоззрение Платонова складывалось в эпоху
глобальных исторических потрясений: Первая
мировая война, революция, Гражданская война,
восстановление хозяйства, коллективизация
деревни. В юности Платонов - страстный
преобразователь природы и общества, искренне
поверивший в скорое преобразование
человечества. Путь от слепой веры к
драматическому прозрению, крах надежд юности на
тотальное преобразование общества приведут
Платонова к созданию его лучших произведений:
"Котлован", "Чевенгур", "Впрок". В них он с
огромной убедительностью напишет об ошибочности
того пути, по которому идет страна.
Все тридцатые годы Платонов ждал ареста: рядом
исчезали многие известные люди, в том числе и
писатели.
3. Работа с портретом.
Глядя на портрет писателя, мы обращаем внимание
на его взгляд, грустный, даже тоскливый. На нас
смотрит человек, раньше других убедившийся, что
чужого страдания и боли не бывает. На лице очень
выразительны глаза - "живая поверхность его
сердца". В портрете нет ни примет внешнего
успеха, ни важности. Внешне Платонов кажется
простоватым, тревожно хрупким. Но душа его была
полна любви к человеку.
III. Беседа.
- О чем этот рассказ?
- Какое впечатление рассказ произвел на вас?
- О чем вы думали, читая произведение?
- Какие открытия сделали для себя, знакомясь с
новым автором?
- С каким чувством вы дочитали последнюю
страницу рассказа?
- Какие картины, эпизоды запомнились вам больше
всего?
- Какие иллюстрации вы нарисовали бы к рассказу,
если бы были художниками?
- Почему Платонов назвал рассказ "В прекрасном
и яростном мире"?
IV. Словарная работа.
Игра-конкурс на лучшего механика. (На дом группе
ребят было дано задание: выписать толкование
профессионализмов, встретившихся в рассказе).
Толкование профессионализмов проецируется на
доску. Ребята думают, каким должен быть механик.
V. Вопросы.
- Как Платонов показывает талант машиниста
Мальцева?
- Какое значение в жизни Александра Васильевича
имеет труд?
- Каково авторское отношение к труду?
Слово учителя.
VI. Домашнее задание.
- Озаглавить каждую из пяти частей рассказа
(цитатный план).
- Ответить на вопросы учебника.
|