Воскресенье, 02.10.2022, 23:23                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА



ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Анализ рассказа Романа Солнцева "Старица"
11.10.2013, 19:22

Цели:

  • проанализировать текст, определить функции ключевых приемов, продолжать формировать навыки анализа прозаического текста;
  • продолжать развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение глубоко понимать текст;
  • воспитывать эстетический вкус и формировать внутреннюю культуру учащихся.

Оборудование: компьютер.

Методические приемы: исследовательская работа с текстом, аналитическая беседа.

Учащиеся повторяют пройденный материал по тропам, стилистическим фигурам, художественным компонентам текста (портрет, пейзаж, деталь, хронотоп и др.); анализируют рассказ Романа Солнцева "Старица”.

Предварительно ученикам дается задание: внимательно прочитать рассказ Солнцева и выделить в тексте ключевые эпизоды текста. На доску проецируется фотография Романа Солнцева.

Скажите, пожалуйста, с чего начинается рассказ?

Рассказ начинается с диалога. Между рассказчиком и его матерью идет телефонный разговор.

Объясните роль этого вступительного диалога.

Читатель узнает из телефонного разговора о характере отношений между сыном и матерью. Это отношения дружеские. Мать с любовью и нежностью относится к сыну, сын – к матери. Автор использует для более яркой психологической и социокультурной характеристики речи матери слово "сынок” с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Такое обращение матери к сыну говорит не только о силе материнской любви, но и о заботе о уже взрослом и живущем далеко сыне. Об этом же свидетельствует и другое обращение: "мой маленький, мой золотой”. Сын также проявляет заботу о матери, хочет, чтобы она жила подольше. Как отмечает рассказчик, его слова вызывают у нее легкую иронию. Из короткого телефонного диалога читатель понимает характер отношений между рассказчиком и его матерью, их беспокойство друг о друге, разделяющую их дистанцию, которую не преодолеть.

Подумайте, легко ли героям общаться друг с другом?

Как из реплик персонажей, так и из пояснений рассказчика становится понятно, что между сыном и матерью имеется барьер, и этот барьер лингвистический: "Она вполне хорошо понимает русскую речь, если речь несложная. А я понимаю по-татарски, когда говорят о вещах обыденных и небыстро. А вот сказать сам на языке мамы не умею, и она не умеет выразить мысль на языке сына”. Рассказчик не скрывает своей горечи, силу охватывающих его чувств передают в том числе и синтаксические параллелизмы. Элементарная коммуникация возможна, но все более сложное, более важное "остается за бортом”. И одна из причин этому – разделяющее героев расстояние. Матери не с кем разговаривать по-русски, сыну же – по-татарски. Так физическое разделение оборачивается разделением духовным. И близкому к автору герою остается только печально констатировать, пытаясь хотя бы с помощью тропа вернуть утраченное ощущение связи с "малой родиной” и уменьшить расстояние между собой и родным человеком: "язык детства у меня осыпался, как красные листья с казанских кленов”.

А какой троп использует Солнцев?

Писатель использует сложную метафору, включающую в себя сравнение. Благодаря такому устройству тропа человек уподобляется природе, а происходящие с ним печальные изменения приобретают оттенок естественной неизбежности.

Каким образом коммуникативные проблемы персонажей показываются в их диалоге?

Как уже было сказано, о них говорится в ремарках рассказчика. Например, он хочет сострить, обыграв созвучие татарского слова "юк” ("нет”) и "юг”, но не решается это сделать. Подобная неуверенность свидетельствует именно о проблемах понимания речи собеседника. Также переходы с одного языка на другой в рамках одного диалога, а тем более повторение сказанного по-русски на татарском подтверждают проблемы с использованием языка, имеющиеся у разговаривающих.

Вспомните, пожалуйста, о таком понятии теории литературы, как пейзаж. Какой компонент текста называется пейзажем?

Пейзаж – это один из компонентов мира художественного произведения, изображение незамкнутого пространства. Например камень у дороги, человек в окружении природы, море, озеро и т.д.

Подумайте, какую роль выполняет пейзаж в начале второй главы.

Созданный писателем пейзаж указывает на место (река) и время (лето) действия, а также на настроение героини – радостное, приподнятое и константы ее внутреннего мира – умение видеть красоту и ценить ее. Мать рассказчика в то время, когда пишет письмо, возвращается в своем воображении во времена молодости, и воссоздаваемый ею пейзаж есть ностальгическая картина прошлого, что исчезло безвозвратно.

Вычлените из рассматриваемого отрывка самые значимые тропы и объясните их роль.

Автор использует языковую метафору "гуляла рыба”, указывающую на привольную жизнь обитателей водоема и их многочисленность, а также эпитет "здоровая (была) вода”, который подчеркивает утраченную экологическую чистоту старицы.

Можно ли говорить, что образ прежней старицы обретает черты дистопии?

С оговорками, но подобное утверждение возможно. Заросшая купавками и полная живности старица не просто символизирует ушедшее время. Она наглядно демонстрирует, появляясь в памяти или в письме, неотменимость времени. Вернуться назад нельзя, и потому можно лишь вызывать у себя в голове образ прошлого. Но это лишь обостряет утрату.

Как возникла старица? А из-за чего, возможно, она стала умирать?

Из-за возникшего в половодье ледового затора река проложила себе новое русло. Пока устье старицы было проточным, она жила. Но со временем его затянуло песком. "Наверное, потому, что тут кружило течение и сюда с усилием поторкались льдины”, - отмечает в своем письме мать рассказчика. Рожденная льдом и весенним половодьем, старица погибает от них же. Символизм подобного круговорота очевиден: возникшее благодаря природе исчезнет из-за нее же.

Как изменилась старица? Какова роль описания ее текущего состояния в произведении?

"Старица умерла”. Вода зацвела, все заросло водорослями. Живность из водоема исчезла. Описание строится по принципу антитезы: текущее состояние противопоставлено прежнему по всем ключевым параметрам. Если раньше водоем был полон жизни, то теперь он принадлежит смерти. Данный пейзаж эмблематизирует неостановимый ход времени, демонстрируя те разрушения, которое оно приносит с собой.

Каким образом описание старицы связано с внутренним миром героини?

Описание указывает на испытываемые ей переживания. Кроме того, не следует забывать, что именно с ее слов мы узнаем о происходящем. Таким образом, погибший водоем в какой-то мере является слепком ее души. Мать рассказчика так же мучительно переживает ход времени.

Какова роль тропов, используемых в данном отрывке?

Олицетворение "умерла” указывает на исчезновение прежней старицы, с ее цветами и рыбами, на невозможность задержать бег времени, защитить дорогое от распада. Метафора "цветет” добавляет оттенок отсутствия жизни. Вода застоялась, в ней никто не живет, и только водоросли своим пестрым саваном покрывают исчезающую старицу.

Для чего рассказана история шофера, окончательно погубившего старицу?

С помощью этого образа Солнцев показывает разрушительные возможности человека, способного погубить все живое вокруг себя. Теперь, когда "даже лягушки ускакали через кусты в речку”, старица остается памятником человеческого бездумия и неосторожности, приводящей к фатальным последствиям. То, что сам виновник остается цел, только подчеркивает несправедливость и разрушительность, растворенные в мироздании.

Зачитайте, пожалуйста, отрывок, включающий разговор героев после ответного письма рассказчика матери. Как, исходя из него, можно охарактеризовать героиню?

Героиня вновь демонстрирует такие качества своего характера, как неравнодушие, любовь к сыну, заботу о нем. Ее беспокойство иррационально. Но вряд ли оно могло быть иным, когда ее от сына отделяют тысячи километров.

Каковы особенности речи участников диалога?

В речи рассказчика встречаются фразы на татарском языке. Их элементарный характер и само включение в общий массив русской речи подчеркивают отрыв героя от родного языка. Встречающаяся в речи матери рассказчика искаженная русская фраза дополнительно обозначает дистанцию между говорящими. В целом макаронизмы вносят комический эффект, позволяющий Солнцеву несколько снять пафос диалога, остранить ситуацию, взять ее в скобки.

Какие воспоминания героев связаны со старицей?

В старице, когда она еще была руслом речки, утонул дед рассказчика – провалился в санях под лед. И сам герой едва не утонул в ней в детстве, но его спас взрослый парень. Теперь же мать рассказчика пишет, что его спаситель теперь умер. Старица навязчиво ассоциируется не только с жизнью, но и со смертью. Амбивалентность коннотаций образа старицы позволяет сделать вывод, что старица символизирует жизненный поток как таковой, включающий в себя на равных жизни и смерти разных существ. Но теперь ему самому приходит конец.

Какова функция пейзажа в конце 4-й главы рассказа?

Пейзаж очень лаконичен: "... она вся засыпана песком, сором, какими-то колесами. Здесь растет тальник, камыш... даже не скажешь, что вода была. Что тут люди тонули”. На том месте, где имел место быть поток жизни, иногда губительный, но все же животворный, остается лишь забвение, запустение, смерть не как часть природы, а как торжество энтропии. Место, где ничего не происходит и произойти не может. Асиндетон, умолчание и парцелляция передают волнение описывающей гибель старицы матери рассказчика. Ее волнение, впрочем, неудивительно.

А чем вызвано ее волнение?

Далее она отождествляет свою судьбу и судьбу старицы: "Вот и моя жизнь, сынок, как эта старица. Живого места не осталось. Копай не копай. Помирать пора”. Описание завершает письмо матери сыну, становясь выводом и заключительной точкой этого послания. Наблюдательность и трезвость оценок, присущие героине, делаются здесь почти невыносимыми как для ее сына, так и для читателя. Дополнительный эффект достигается опять-таки синтаксическими средствами: парцелляцией и использованием безличных предложений.

Какой прием использует писатель?

Солнцев использует прием психологического параллелизма. Происходящее с природой уподоблено происходящему с человеком. И человек, и природа живут схожим образом и схожим образом сходят со сцены.

Вспомните, какой компонент текста называется портретом?

Портрет – один из компонентов мира художественного произведения, описание внешности персонажа. Портрет бывает статическим и динамическим.

Каков портрет сестры рассказчика?

Портрет сестры героя, Шуры, традиционно для Солнцева лаконичен. Писатель обходится несколькими яркими чертами, позволяющими выпукло изобразить жизнерадостный характер героини, присущую ей доброжелательность по отношению к окружающим. Автор концентрирует внимание на такой детали, как "улыбка до ушей, которую она никогда не снимает с лица”. Неизменность реакций не несет здесь негативных коннотаций, напротив, она убеждает в четкости и прочности внутреннего мира героини О последнем, впрочем, остается только догадываться: "И вовек не поймешь, что у нее на душе”. Эта почти буддийская невозмутимость как нельзя подходит к профессии персонажа: Шура – медсестра, на которую эмблематически указывает такая деталь, как "шприц или чашка в руке”.

Чьими глазами мы видим эту героиню?

Мы видим Шуру глазами ее брата-рассказчика. Но он видит ее не вживую, а припоминает ее образ, хранящийся в памяти. Отсюда и некоторая статичность, присутствующая в описании подвижной и энергичной женщины. Память убирает лишнее, оставляя лишь самые важные черты близкого человека, которые всплывают перед внутренним взором во время телефонного разговора.

Как можно охарактеризовать отношения между рассказчиком и его сестрой?

Отношения между ними пронизаны доброжелательностью, вызванной любовью. Рассказчик с нежностью вспоминает о сестре. Но особого взаимопонимания между ними нет. Это и не удивительно, учитывая продолжительность разлуки.

А каковы отношения дочери и матери?

Дочь помогает матери, лечит ее, ставит уколы, заботится. Она хочет, чтобы та жила подольше. Еще Шура помогает матери ходить на старицу, просто заботится о ней в мелочах.

Одним из ключевых компонентов текста рассказа является пейзаж. Объясните его роль в главе седьмой, где он появляется вновь.

Нарисованный несколькими штрихами образ прежней старицы на этот раз включает в себя кувшинки, луну и лунную дорожку на воде, мельтешащих стрекоз... Ничего из этого больше нет. И эфемерная картина символизирует как прошлое, которое теперь кажется прекрасным матери рассказчика и которое в определенной степени действительно было прекрасным, так и решительность времени, уничтожившего это прошлое.

А что происходит со старицей сейчас?

Образ прежней старицы противопоставлен образу нынешней. Солнцев использует прием антитезы. Над затянутой тиной и песком старицей ночами пляшет синее пламя. От некогда кипевшей здесь жизни остался только временами вспыхивающий болотный газ.

С помощью каких художественных средств автор создает образ старицы в начале седьмой главы?

Образ старицы сейчас создается прежде всего с помощью стилистических фигур – многопредложия и инверсии, а также с помощью языковой метафоры "пламя вьется” и эпитета "пламя синее”. Образ старицы прежде создается с помощью полисиндетона, умолчания, языковой метафоры "стрекозы сверкали” и эпитета "золотая вода”. Схожесть используемых в обоих случаях художественных средств просто усиливает контраст между тем, что было когда-то, и тем, что есть сейчас. Этот эффект можно было бы списать на то, что оба образа появляются в письме матери рассказчика, пересказываемом им. Но Солнцев специально подчеркивает те моменты, когда в речь проникают индивидуальные маркеры персонажей. Поэтому говорить о стремлении создать речевой портрет было бы неправильно: автор не ставил перед собой такой задачи.

Какие новые ассоциации теперь связываются со старицей?

Мать рассказчика предполагает, что пламя над старицей – это "души погибших людей и рыб”. Водоем отчасти обретает инфернальные черты: старица оказывается местом, где потусторонний мир соприкасается с обычным. Кроме того, она оказывается и местом совершения справедливости: окончательно погубивший в ней жизнь шофер умирает на ее же берегу. Вероятность этого ставится самой матерью рассказчика под сомнение. Но все же про это "говорит народ”: старица приобретает символический характер не только для героя и его матери.

Почему рассказчик хочет очистить старицу?

Это желание возникает как потому, что старицу очень любит его мать, так и потому, что и в его глазах она символизирует прошлое, символизирует детство и малую родину в целом.

На что указывает невозможность реализовать мечту о возрождении старицы?

Для героя Солнцева проект по очистке старицы – мечта, вынужденно отступающая перед суровой реальностью. Желание не может стать действием, потому что действие выходит за пределы возможностей героя. Отступление перед непреодолимыми обстоятельствами финансового толка указывает на отступление перед неумолимым движением энтропии.

С каким чувством рассказчик вспоминает свою малую родину?

Рассказчик вспоминает малую родину со смешанными чувствами. Он равно ощущает любовь и грусть. Он вспоминает "кривобокую избенку” над старицей, огород, баню, вспоминает свою первую любовь. Прошлое встает перед ним как живое, он вновь проживает пережитое когда-то.

Что вызывают в душе рассказчика воспоминания?

Прошлое заставляет героя испытывать безысходность. Ничего нельзя изменить, поправить, переиграть. Все будет так, как есть сейчас, и никогда "лягушачьи оркестры” не вернутся туда, где сейчас "камыш да песчаные холмы”, где горят "старые резиновые колеса” и прочий мусор. Текущее состояние ландшафта окончательно дает понять: свершившееся свершилось.

В чем упрекает себя в последней, девятой главе рассказчик?

Герой упрекает себя в незнании родного языка (татарского). Это незнание не дает ему возможности понять мать, а матери – понять его. Незнание отделяет их друг от друга. Он не может ей рассказать о своей жизни. И здесь, как и со старицей, уже ничего не поправить.

Чем заканчивается рассказ?

Рассказчик желает, чтобы его мать прожила подольше. Также он надеется, что они с матерью умрут в один день и все-таки поговорят там, где существует "другой, единый язык”. Рассказчику остается только верить, что неразрешимое здесь разрешится в ином месте.

Подумайте, какие проблемы поставлены в рассказе Романа Солнцева "Старица”?

В рассказе писатель касается таких проблем, как проблема любви, проблема малой родины, проблема отношений человека и природы, проблема языка, проблема понимания. Все они тесно увязываются между собой.

Почему рассказ называется именно так?

Вокруг старицы разворачивается сюжетное действие, она является темой разговоров персонажей. Кроме того, она является ключевой аллегорией, символизируя человеческие жизнь и смерть.

Какую тему можно считать основной в рассказе?

Тему материнской и сыновней любви.

А какова идея рассказа?

Подобная любовь не уступает жизненным трудностям и преодолевает любое непонимание.

Подведение итогов урока. Оглашение оценок.

Домашнее задание.

Прочитать и проанализировать рассказ Романа Солнцева "Братья-пасечники”.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русскоой лит, методические наработки учителя лите, конспект урока русской литературы
Просмотров: 1687 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ



ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2022 Рейтинг@Mail.ru